Я рад, что живу в хорошее время, самое гуманное и доброе за всю историю человечества (хотя и в наши дни пакостей хватает). Но в последнее время я все чаще задумываюсь над тем, а должны ли быть пределы гуманизму и доброте? Наверное, любой из вас сталкивался хоть раз в жизни с ситуацией, которая подтверждала старое наблюдение: "Ни одно доброе дело не остается безнаказанным". Нередко бывает, что сделаешь человеку доброе дело, одно, другое, третье, а он сочтет, что так и положено и еще на тебя же будет в обиде, если у тебя нет больше возможностей или желания эти добрые дела делать. Это о доброте на уровне индивидуальном. А если говорить об обществе в целом?
Вы, возможно, согласитесь со мной, уважаемый читатель, что гуманизм и доброта — это не отвлеченные философские категории. В истории неисчислимое количество примеров гуманизма и доброты, без которых эта история просто не существовала бы. Если говорить о наших днях, то меня очень порадовало сообщение о том, что 38 американских миллиардеров подписали обязательство отдать не менее половины своего состояния на благотворительность. Они поставили свои подписи под названием "Клятва дарения". Среди подписавших — мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, режиссер Джордж Лукас, медиамагнат Тед Тернер и многие другие знаменитости. Нынешняя кампания по привлечению новых участников этой инициативы началась в июне, когда с призывом к участию в ней выступили самые богатые американцы Билл Гейтс и Уоррен Баффет.
В июне информация об инициативе Гейтса и Баффета не вызвала особого интереса и была одной из тысяч, которые публикуются каждый день. Пожалуй, только я один со свойственной мне проницательностью и скромностью отмечал, что считаю это одним из двух важнейших событий года (второе — катастрофа в Мексиканском заливе). Я писал, что эта инициатива войдет в историю. Вроде бы так все и получается. Тогда четверо миллиардеров откликнулось на призыв Гейтса и Баффета. Теперь таких миллиардеров уже 38. Я говорил о том, что скоро станет непривычным сидеть на денежках и не делиться ими с остальным прогрессивным и непрогрессивным человечеством. Все идет к этому. Энтузиазм миллиардеров растет. Всего в Америке их 403, так что впереди еще много радостных сообщений. Подсчитано, что если все они откликнутся на призыв Гейтса и Баффета, то удастся собрать более 600 миллиардов долларов...
Но далеко не все миллиардеры солидаризируются с американцами. Самый богатый человек в мире, мексиканец Карлос Слим, считает это хорошее (на мой взгляд) начинание глупым, так как никто не может гарантировать, что эти деньги будут использованы должным образом и все зависит от того, в чьи руки они попадут. В его словах есть резон, тем более, что никто самого богатого человека в скупости не упрекнет. Каждый год он жертвует на разные социальные программы 5 миллиардов долларов, а сам живет, учитывая толщину его кошелька, весьма скромно.
Словом, неважно, поддержат ли все сверхбогачи на нашей дружелюбной планете инициативу американских благотворителей. Важно, что все больше денежных людей осознают, что это свинство только самим сидеть на своих мешках с золотом (это я в переносном смысле, конечно). И хотя на разных форумах люди уже ворчат, подвергают всяческим сомнениям благие порывы богачей, тут все понятно. Эти люди даже мать Терезу, окажись она жива, обвинили бы в разных смертных грехах и в намерениях облапошить человечество.
Итак, да здравствуют гуманизм и доброта! Но всегда ли их надо приветствовать? Наше время удивительное. Никогда в истории человечества не было такого количества людей, которые так успешно и беззастенчиво освоили искусство эксплуатировать гуманизм и доброту общества. И эти люди никогда не прогорят, потому что их финансирует не какой-нибудь добрый дядюшка, а государство. Диапазон таких потребителей гуманизма почти беспределен. Самые тривиальные случаи, когда люди, которые вполне могут работать, предпочитают не работать и получать всяческие пособия. Есть и новые изобретения, когда авантюризм и энтузиазм одиночек становится безграничным, ибо энтузиасты знают — в случае провала общество им бросится на помощь.
В этом году много писали об одной милой американской девочке 16 лет, которая хотела попасть в книгу рекордов Гиннеса, совершая путешествие, попала в шторма, исчезла, а потом благополучно нашлась. Ее искали и все были счастливы, когда она нашлась. Я тоже был счастлив. Но при этом задавал себе вопрос — а во сколько обошлись ее поиски, и почему я как примерный налогоплательщик должен оплачивать эти поиски?
А недавно было совсем замечательное, трогательное сообщение, которое привело меня в восторг. Очень милая голландская девушка 14 лет от роду Лора Деккер решила побить все рекорды и совершить кругосветное путешествие. Сначала суд в городе Утрехте не разрешил ей осуществить девичью мечту, но нашелся в Голландии другой суд, гораздо более гуманный, который пошел навстречу этой романтичной девочке. Суд этот находится в городе Мидделбурге и представительница Фемиды Сюзанна Кайперс дала добро девочке. Я почти рыдал от восторга и предвкушаю теперь те счастливые времена, когда суды начнут давать разрешения на осуществление мечты сначала десятилетним, а потом пятилетним детям, которые захотят повторить подвиги Магеллана и других мореплавателей. Я думаю, что Магеллан в том ином и лучшем мире сейчас в некой растерянности — мог ли он подумать, что 14-летние девочки способны на такие свершения?
И еще я подумал о том, что кругосветное путешествие — это не только строчка в книге рекордов Гиннеса, но и шторма, ветры и всякие другие непредвиденные коллизии. Что будет, если девочка попадет в неприятную ситуацию где-то у берегов США? Конечно же, ее начнут разыскивать самолеты и вертолеты, конечно же, все будут следить, затаив дыхание, за тем, как вызволяют отважную путешественницу. Но энтузиазм мой спотыкается, когда я думаю, а кто будет платить за все эти вертолеты и катера. И если у девочки такие продвинутые папа и мама, то почему бы им не написать обязательства, что отправляя свою 14-летнюю дочь по пути Магеллана, они предусматривают не только возможность увидеть имя девочки в книге рекордов, но и возможность потратить свои собственные денежки, если вдруг с девочкой что-нибудь произойдет? И еще я подумал о школьном образовании в Голландии. Это что, можно 14-летней девочке месяцами осуществлять свою мечту, плавать вокруг света и не ходить на уроки? Вам не кажется все это театром абсурда?
Поймите, я очень хорошо отношусь к смелым людям, которые бросают вызов стихиям, хотя и понимаю, что им далеко до Магеллана, у которого не было ни рации, ни разных средств связи, и он и его команда не могли рассчитывать на помощь, если с ними что-нибудь случится. Я с восхищением читал о смелом английском путешественнике, который совершил путешествие на семиметровой яхте. Он был в тяжелейшем состоянии, и у него начинались галлюцинации. И однажды он услышал голос с неба: "Бритиш стар" (так называлась яхта), оглянитесь вокруг. Он думал, что он помешался. Но это не был голос с неба. Это был голос в мегафон с огромного английского эсминца. Более тысячи моряков торжественно выстроились на палубах, и огромный корабль сделал несколько витков вокруг малюсенькой лодочки. Исполняли гимн Англии, профессиональные моряки отдавали честь своему смелому соотечественнику, моряку-любителю. Он продолжил свой путь, и эта неожиданная встреча влила в него новые силы. Это я читал много лет назад и помню до сих пор. Этот моряк сам отвечал за себя и готов был нести последствия. А 14-летняя девочка ни по каким законам, ни по здравому смыслу никак за себя не отвечает (если не говорить о школьных отметках и прочих житейских материях). Но мы-то взрослые, это мы допускаем такой абсурд, допускаем эту авантюру.
Причем я совсем не против авантюр. Человек должен бросать вызов времени и обстоятельствам. Меня очень греет теория знаменитого австралийского тренера Перси Черутти, утверждавшего, что мужчина время от времени должен бросать вызов самому себе, создавать экстремальные ситуации и пытаться их преодолеть. Но, естественно, при этом он имел в виду то, что и ответственность человек должен брать на себя. Например, когда в Америке человек бежит марафон, он подписывает обязательство, что осознает все опасности и риск. Если у него есть голова на плечах, то он по идее должен знать, что марафон опасен. В прошлом году, например, сразу три человека умерли во время марафона в Детройте. Никакая подготовка не гарантирует тебе стопроцентного благополучия. Одну из самых лучших книг о беге написал Джеймс Фикс, умница и энциклопедист по знаниям, пробежавший очень успешно множество марафонов. Он умер сразу после бега еще молодым. Года два назад в Нью-Йорке умер в начале марафона 28-летний чемпион США.
Но ведь такие случаи не часты. На марафоне умирает значительно меньше людей, чем ночью во сне в постели или во время просиживания у телевизора.
Я полагаю, что свобода предполагает, чтобы человек делал то, что ему нравится (я не имею в виду одиозные и криминальные случаи), но при этом осознавал, что за все надо платить и он сам за это в ответе. У меня вызывают недоумение люди, которые судятся с табачными компаниями и Макдональдсом, за то, что заболели раком или приобрели три подбородка и огромное брюхо. Они что, инопланетяне, не знают, что это вредно — курить и жрать вне всякой меры?
На мой взгляд, одна из самых больших проблем Америки сегодня — это с колоссальной быстротой растущее число людей с ожирением...
Читайте полную версию статьи в бумажном варианте журнала. Информация о подписке в разделе Подписка
Добавить комментарий