Народ смотрит со стороны, слушает и мотает на ус: оказывается, вот вы какие...
Майкл Макфол — советник президента США, Владислав Сурков — первый заместитель главы администрации президента РФ. Он считается идеологом и "куратором" внутренней политики в РФ еще с президентства Путина. Макфол и Сурков — сопредседатели рабочей группы по развитию институтов гражданского общества. Они встречались в Москве. Но перед этим американский представитель принимал в посольской резиденции Спасо-хаус российских правозащитников. Они ему сообщили, что глава движения "За права человека" Лев Пономарев прийти не смог, поскольку решением суда приговорен к 4 суткам административного ареста. Как сказано в рапортах двух милиционеров, за то, что "наступил на ногу" одному из них и "давал интервью против мэра Москвы на тротуаре".
Ирония судьбы в том, что к моменту ареста за "интервью против мэра Москвы" мэр Москвы стал неугоден высшей власти, и Кремль начал публично подвергать его уничтожающей критике, с которой никакая критика Пономарева и не сравнится. Майкл Макфол как специалист по России, наверно, не удивлялся абсурдным, трагифарсовым поворотам нашей современности. Возможно, он спросил Суркова: "Так, может, Пономарева надо было не сажать, а дать медаль, или пригласить в одну из передач федерального ТВ, разоблачающих Лужкова?"
Или высокая политика не касается каких-то там правозащитников, в частности, 69-летнего доктора физики, друга и соратника Андрея Сахарова, бывшего депутата Госдумы, брошенного в кутузку за то, что вышел на площадь в сентябре 2010 года? Людмила Алексеева и ее товарищи просили Макфола "поднять тему свободы собраний" в разговоре с Сурковым. Однако официозная печать злорадно пишет, что правозащитники "умылись" — "в ходе встречи тема свободы собраний не обсуждалась".
Как было на самом деле — знают Макфол и Сурков. После обсуждения вопросов развития гражданского общества они поехали в Ярославль — на мировой политический форум "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности". Относится ли его тема к высокой политике — вопрос сложный. Для американцев — наверно, а для путинской власти демократия всегда была ее внутренним делом. Даже особый термин ввели — "суверенная демократия".
Однако дискуссии в Ярославле показали, что наступают иные времена.
Похоже, тандем развалился — дороги Медведева и Путина разошлись.
Ярославский форум — новый президентский формат общения с политологами. Отдельный от Путина. До Ярославского форума, как известно, был путинский политклуб "Валдай". Он и сейчас работает, недавно закончились его очередные заседания. Валдайский клуб — показуха для западных интеллектуалов. Для улучшения в их глазах имиджа российской власти. Мол, у нас все открыто, мысль кипит, запросто идет общение с Самим... Правда, к общению допускались только иностранцы. И потому Валдайский клуб — оскорбление и унижение россиян: о мыслях, взглядах Путина на страну и мир мы стали узнавать из интервью с заграничными господами. Наши газеты, не стыдясь, печатают интервью, к примеру, с американским политологом Николаем Злобиным. А выглядит это так: расскажите нам, что думает о нас наш Владимир Владимирович, так как нас, российских, не пускают — мол, куда вам с суконными рылами да в калашный ряд.
Такой стиль во времена Сталина назвали бы низкопоклонством перед Западом.
В Ярославле россияне на равных правах со своими зарубежными дорогими гостями, это действительно дискуссионная площадка. На которой президент Медведев выступил с принципиальными заявлениями.
"Сейчас все меняется. Демократия, которая есть сегодня, — лучше, чем та, которая была пять лет назад... Крах Советского Союза, конечно, стал огромным испытанием для людей. Но я не думаю, что у нас были какие-то альтернативы".
Как мы знаем, до сих пор, с подачи Путина, распад СССР считался "крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века", а последующие годы называлось "лихими девяностыми".
И программа дальнейшего развития страны, изложенная президентом Медведевым, коренным образом расходится с такими же концептуальными высказываниями Путина: "Я верю в то, что демократия способна избавить от унижения и бедности миллионы людей в нашей стране... Никакой альтернативы модернизации экономики и политической системы нет".
А премьер Путин слово "модернизация" вообще не употребляет. Принципиально. Даже по отношению к экономике. На встрече с участниками экспертного клуба "Валдай" еще раз заверил: спроса на нефть и газ хватит на долгие годы, ни о какой альтернативной энергетике можно и не говорить.
То есть сырьевая модель экономики представляется как единственно возможная среда обитания и мышления премьера. В интервью газете "Коммерсантъ" он несколько раз повторил, что никаких ошибок за десять лет работы не допустил, все задумано было правильно и правильно делается и так же будет делаться и дальше.
"Пока Дмитрий Медведев агитирует народ за модернизацию, Владимир Путин так же настойчиво и последовательно гнет противоположную линию", — четко сформулировала газета "Ведомости".
Итак, тандем распадается на наших глазах. Медведев и Путин диаметрально расходятся во взглядах на прошлое, настоящее и будущее страны.
У Медведева — "демократия" и "модернизация", то есть движение вперед, хотя бы на словах.
Путин застрял на "стабилизации" и "все было и есть правильно". С такой программой можно победить, если гарантировать населению брежневский застой, ставший мифическим раем. А сохранение нынешнего застоя вряд ли кого привлечет.
Пишу о "программе" и о "победе", поскольку Медведев и Путин почти наверняка вступят в борьбу за власть в 2012 году.
"Модернизационная повестка, предложенная главой государства, разделяется большей частью общества, — сказала пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. — И потому решение этих задач выходит за рамки одного срока президентских полномочий". Яснее о втором медведевском сроке не скажешь.
То же самое, по сути, заявил и премьер: "У меня не остается никакого выбора... Либо смотреть, как что-то рушится и пропадает, либо вмешиваться. Я предпочитаю вмешиваться".
Но если сторонники Медведева молчат, то политологи путинского направления отреагировали мгновенно и шумно. И объявили о создании организации с названием "Ваш выбор" — в нее вошли Современная гуманитарная академия, Институт избирательного права, Российский фонд свободных выборов (РФСВ) и другие подобные структуры.
"Сегодня у населения настроения 1991 года, — сокрушается политолог Александр Ципко, бывший работник ЦК КПСС. — Наш долг способствовать честным выборам, не допуская провокаций и сюрпризов. Уберечь население от ошибок при волеизъявлении, вести просветительскую деятельность. Победить в 2012 году должен Путин".
"Подлинно свободные выборы учредительного собрания в 1917 году привели к страшным последствиям, — поддержал его политолог Дмитрий Орлов. — Поэтому наша задача — разъяснить людям, что нужно избирать не только свободно, но и ответственно. Не кого попало, а чтобы гарантировать стабильность системы".
Это ж надо догадаться: народу в глаза сказать, что все зло в России — от подлинно свободных выборов, и допустить их никак нельзя. Чтоб победили Путин и стабильность. С такими политологами Путину никаких врагов не надо.
И, наконец, распад тандема состоялся не только на уровне программных заявлений. Он проявился весомо, грубо, зримо в виде политического землетрясения — атаки Кремля на такую мощную фигуру, как мэр Москвы Юрий Лужков.
Скандал вокруг мэра Лужкова очень крупно, масштабно, показал миру российскую политическую действительность. И вообще — действительность.
С 8 сентября на всех каналах ТВ идут передачи под общим названием, данным самими же телевизионщиками — "Мочить Лужкова".
Почему жена мэра Елена Батурина стала самой богатой женщиной России и третьей в списке самых богатых женщин мира? — вопрошают закадровые голоса. Потому что ее фирме "Интеко" не только отдается предпочтение при распределении строительных заказов, но более того — ей выделяются деньги из городского бюджета. Например, к микрорайону, в застройке которого участвует концерн Батуриной, за счет города прокладывается дорога длиной в 500 метров. Строит ее опять же "Интеко". Денег выделено — 5 миллиардов рублей. Поверить невозможно, но никто не опроверг. Значит, километр — 10 миллиардов, или 330 миллионов долларов? Для сравнения, в Америке километр дороги в среднем — 5,9 миллиона долларов. Ну не может никакая дорога обходиться дороже в 55 раз! Значит, может?
Реконструкция знаменитой скульптурной группы "Рабочий и Колхозница" обошлась казне в 4 миллиарда рублей — 133 миллиона долларов. В то время как ремонт статуи Свободы в Нью-Йорке — 26 миллионов. Реконструкцией "Рабочего и Колхозницы" занималась фирма жены мэра.
Почему московская власть отказалась от более дешевого варианта дороги Москва — Петербург? Потому что тогда трасса прошла бы через московские земли, арендованные "Интеко".
И так далее. Вспомнили, показали и сказали многое — от тотального сноса исторических зданий старинной Москвы до жизни собачьих приютов: выделенные на них бюджетные деньги "разворовывают Лужков и вся банда". (Сюжет назывался "Псу под хвост".)
Если спросить телевизионных журналистов: "С чего это вдруг вы безоглядно осмелели, а где вы, братцы, раньше были, такие бесстрашные?", у них найдется оправдание и объяснение: мы — люди подневольные, что прикажут, то и делаем, нам не до принципов независимой журналистики, нам детей кормить надо, если мы откажемся от "мочилова", найдутся другие...
А у высшей власти, заказчика "мочилова", какие оправдания и объяснения?
Ведь получается, что на глазах у всех главным городом страны, центром экономической и политической жизни правил монстр? Он не мог быть один, была "банда".
Допустим, так. А куда вы смотрели? Как минимум 10 лет вместе руководили страной — от госсоветов до высших советов партии "Единая Россия". Не знали? Так половина телевизионных сюжетов основана на материалах доклада Бориса Немцова "Лужков. Итоги". Только его распространителей ловила милиция и сажала в кутузки. А сегодня эти материалы использует Кремль в атаке на Лужкова.
Впрочем, советским и российским людям не привыкать. Каждый свергнутый вождь у нас оказывался чудовищем. Правда, до обвинений в коррупции не доходило. Но и коррупция — уже привычное понятие. Воспринимается как мудреный термин вроде хрущевского "волюнтаризма", что в переводе на язык родных осин — "самодурство". Конечно, если вместо "коррупции" сказать "воровство в особо крупных размерах" — другое дело. Но такие слова не употребляются.
Разумеется, россияне гадают: как получилось, что не устоял гигант Лужков? Ведь он, шутка ли, 20 лет на вершине власти. Ни у кого нет таких крепких корней. И с президентом Ельциным прошел весь путь Ельцина, и с президентом Путиным прошел 8 лет президентства Путина. А сейчас что вдруг случилось?
Лужкова сгубил тандем. Когда наметились расхождения в командах Медведева и Путина, московский мэр не смог остаться в стороне. И, скорее всего, не мог. Даже вопреки своей воле. Возможно, от него просто потребовали: ты, парень, давай определяйся, а то хочешь, как ласковое теля, двух маток сосать?
Лужков выбрал Путина.
В газете "Московский комсомолец" появилась статья не известного публике автора под названием "Конкуренция вокруг Москвы" с подзаголовком "Мэр как опора в борьбе за президентство". Не просто опора, а опора в борьбе (?!). В ней говорилось о неких силах, которые "обхаживают Медведева, науськивают его и на политического отца (Путина — С.Б.), и на все его главные опоры, в том числе на Лужкова..: Москва и ее мэр находятся на политическом разломе этих плит... питерского происхождения. Ведь вопрос власти неизменно — в любой стране и в любую эпоху — решается в столице. Смена руководителя Москвы, лояльного премьеру, открывает дорогу цветному бунту... Интересно, в какой мере нынешний премьер, когда помогал нынешнему президенту занять престол, был осведомлен по части исторических прецедентов? Ни в нашей отечественной истории, ни в общемировой практике никогда не заканчивались добром временщики у власти".
Выходит, Юрий Михайлович назвал Дмитрия Анатольевича временщиком? Опасным для Путина! И вот ведь что интересно: ни у кого даже тени мысли не появилось, что это, в принципе, статья независимого автора "Юрия Ковелицына" в независимом издании. А Лужков тут, может, вовсе ни сном, ни духом. Мало ли кто, что напишет...
Администрация президента отреагировала на статью как на диверсию Лужкова: "Власти Москвы переусердствовали в своих попытках столкнуть президента и премьер-министра... Подобные попытки не останутся без соответствующей реакции".
После чего Лужков выступил с открытым забралом. И не где-нибудь, а в издании правительства РФ — "Российской газете". Со статьей "Химкинский тест". Вроде бы — в рамках дискуссии о судьбе Химкинского леса. Но там ведь подоплека в другом. Решение о строительстве дороги через лес принимал Путин и только Путин. Как глава правительства. Медведев же его фактически отменил, формально — "приостановил".
Московский мэр заявил, что никакого иного маршрута, кроме утвержденного Путиным, не может быть. Мало того, он в завуалированной форме назвал решение Дмитрия Медведева о дополнительных обсуждениях и вариантах "болтовней" и "маниловскими идеями".
Борис Немцов совершенно справедливо заметил: "Дмитрий Медведев превратится во всенародное посмешище, если он немедленно не уволит Лужкова после такого наглого и беспардонного поведения".
Через день, 8 сентября, в эфире программы НТВ вышла первая передача из серии "мочить Лужкова". И началось.
Мэр и его жена подали в суд иски на телеканалы, радиостанции и газеты. На собрании московской организации партии "Единая Россия" Юрий Лужков под аплодисменты объявил, что волна компромата не заставит его уйти в отставку.
Но это, как предполагается, — последний и проигранный бой. Не суды и не подконтрольные ему московские единороссы решат его судьбу. Теперь для президента Медведева увольнение Лужкова — дело чести. Дело президентской власти и президентского авторитета.
Возможно, президент и премьер со временем восстановят, сохранят разваливающийся тандем и тихо поделят власть в 2012 году. ("Договорятся", как выразился однажды Владимир Владимирович.) Но мэра Лужкова не будет ни при каких вариантах.
Кто от этого проиграет и кто выиграет? Не говоря о самом Юрии Михайловиче и его ближних сподвижниках.
Очевидно, проиграют москвичи. За 20 лет Лужков создал хозяйственную систему обслуживания города, которая держится на его грозном имени, на его людях, на их личных связях. Есть реальная опасность, что с уходом лужковской команды система пойдет в разнос.
Наверно, проиграет Путин. Он держится в стороне, по телевизору о подоплеке событий не говорит, и широкие массы не связывают с ним неизбежную отставку Лужкова. Однако номенклатура-то все знает... И делает выводы. К тому же выпад Лужкова по поводу Химкинского леса обострил ситуацию. Теперь для президентской команды это становится чуть ли не делом принципа. И если раньше был возможен компромисс с учетом правительственного варианта, то сейчас шансов на него меньше.
Безусловно, выиграет президент Медведев. Для абсолютного большинства рядовых россиян богатая Москва и "зажравшиеся" москвичи во главе с мэром и бизнесом его жены — притча во языцех, объект неприязни, мягко говоря. А главное, увольнение Лужкова свяжется с антикоррупционной кампанией президента. И если раньше считали, что весь пар уходит в слабый свисток, на ловлю мелких взяточников, то теперь, мол, совсем другое дело...
В целом проиграет власть как таковая. Народ смотрит со стороны, слушает и мотает на ус: оказывается, вот вы какие, господа хорошие...
P.S. (от редакции). Дмитрий Медведев отправил Юрия Лужкова в отставку 28 сентября указом с формулировкой "в связи с утратой доверия". В администрации президента сообщили, что Лужкову предлагали уйти по собственному желанию, однако мэр Москвы отказался, тем самым выбрав более жесткий вариант формулировки для своего увольнения. В тот же день, комментируя отставку московского мэра, Путин сказал: "Совершенно очевидно, что отношения у мэра Москвы с президентом не сложились, а между тем, мэр является подчиненным президента, а не наоборот". Премьер-министр, однако, отметил: "Юрий Михайлович Лужков очень много сделал для развития Москвы и в известной степени является знаковой фигурой современной России".
Добавить комментарий