Black Hills
Из трехцветного золота местные мастера делают удивительные по красоте ювелирные изделия. Их можно рассматривать часами, поворачивая и любуясь красотой граней, цветов, оттенков и их переходов. Их можно купить здесь же в магазинчиках при фабрике. Изделия из золота Дакоты есть на ювелирных полках в разных штатах Америки. Но все это не идет ни в какое сравнение с увиденным здесь по красоте, разнообразию и ценам. Золото надо покупать здесь. Определенно!
Черные холмы притягивают многих мастеров. В 1927 году один из чудо-мастеров, или «чудиков», кому как больше нравится, начал вырубать в скале Rushmore портрет четырех президентов Америки. Годы депрессии — странное время для начала такого грандиозного проекта... Может его автору необходимо было что-то доказать самому себе в первую очередь, а может... «от злой тоски не матерись»... И, тем не менее, его начинание нашло поддержу не только у народа, где он приобрел множество помощников, но и у правительства, которое в эти трудные годы стало выделять средства и оказывать всяческую помощь.
Работа была по-настоящему адская. Держать в руках тяжелый отбойный молоток на ветру, под палящим солнцем, в мороз, да еще будучи привязанным к качающейся веревочной лестнице... Под руководством скульптора 400 рабочих вгрызались в камень. Гутзон Борглам, который уже имел опыт работы с монументами на скалах, использовал свои методы взрыва скальных пород и переноса модели скульптуры на камень. Он был упрямым, настойчивым, высоко профессиональным, темпераментным, целеустремленным и гордым. Это как раз те качества, которые необходимы скульптору, работающему с камнем.
Через 14 лет монумент был завершен на радость создателям и удивление всего мира. Сейчас его фото стали «визитными карточками» Америки. Но ни одна фотография не передает ощущения, которое охватывает людей, находящихся на горе Rushmore. Мы были там днем, были и ночью, когда зажигают прожекторы, освещающие лица четырех президентов, говорят слова благодарности создателям, под звуки гимна опускают Американский флаг и вспоминают основные вехи истории Америки. Для Американцев этот ритуал — как святое причастие, как всеобщая молитва. Люди сидят с просветленными лицами.
После окончания церемонии присутствующих попросили разъезжаться с превеликой осторожностью, потому что в сумерки на дорогах появляется много животных. Это опасно для пассажиров и жалко зверей. И действительно, кого только мы не встретили там! Больше всего нас удивили горные козлы, они спокойно ели травку на обочине дороге, совершенно не обращая внимания на сотни автомобилей, проносящихся мимо.
В получасе езды от горы Rushmore находится и другой мемориал «Бешенная лошадь» (Crazy Horse). По планам инициаторов проекта из камня должна быть высечена скульптура белой лошади со всадником. Создание монумента началось в 1948 году под руководством скульптора Корчака Циолковского (Korczak Ziolkowsky). Минуло уже 55 лет, но из скалы явственно выступает только лицо Lakota — легендарного Индейского вождя. Зато у ее подножья выросло здание музея и павильон, где идет торговля различными художественными изделиями, выполненными Native Americans. Работы красивые, но цены — «бешеные», как та символическая лошадь. Продавцы объяснили нам, что цены завышены, потому что таким образом идет сбор средств на строительство монумента.
Ощущение от всего уведенного у нас осталось странное. Очень уж все «заорганизовано». Всплыла в памяти известная сентенция, что история второй раз повторяется в виде фарса. Создать монумент в честь «all North American Indians» — в принципе, хорошая идея. И легенда взята красивая: дух белой лошади, который до сих пор живет в горах. Но почему-то эта символическая акция не нашла в стране широкой поддержки... Может быть, из-за одного короткого слова — «тоже»... Создатели проекта выдвинули лозунг: «American Indians тоже достойны быть увековечены в камне». Конечно, кто же с этим спорит...
Вечерами, насытившись впечатлениями от музеев и памятников, уставшие туристы разбредаются по Keystone. Городок небольшой, но чистый, красивый и «со своим особым лицом». Здесь приятно походить по маленьким магазинчикам, посидеть в кафе за столиками на открытых верандах, провести вечер в ресторане. Побывать в ресторане здесь почти то же самое по силе впечатления, что посетить театр.
В один из вечеров мы заказали столик в ресторане Ruby House. Это место, где пьют, едят и наслаждаются историей. Когда-то это был отель с баром Red Garter, потом посетителей стало так много, что гостиница была переделана в ресторан. На сцене, соединяющей бар с рестораном, идет музыкальное представление в стиле Вестерна. Все, на что падает взгляд вокруг, рассказывает о пионерах Америки.
На стенах большая коллекция картин Чарльза Рассела, известного во всем мире художника. Его работы рассказывают о Native Americans, о первопоселенцах и о проблемах, возникших при соприкосновении двух культур. Славен ресторан и своей коллекцией пистолетов, самой большой на Черных Холмах, а также коллекцией высоко художественных произведений, выполненных Native American. Это собрание называется «War Eagle Room».
Руби Такер (Ruby Tucker) — хозяйка отеля и бара, обладала отменным вкусом, кроме того, она много путешествовала. Из своих поездок он привозила великолепную мебель, которая находится в очень хорошем состоянии до сих пор. Мы сидели в старинных креслах, ели вкусную еду, приготовленную по рецептам столетней давности, рядом сновали официанты в одеждах, фасоны которых были популярны еще при открытии бара, слушали ковбойские песни и мысленно переносились в прошлый век. Многое было, как в многочисленных ковбойских фильмах, только лучше... Без драк, стрельбы и фальшивки... Все было подлинным, красивым и интересным.
Frontier Days Old West Museum
Это третья по величине коллекция в стране. С ее помощью жители города хотели показать перипетии истории и культуры американского Запада в развитии. И это им удалось. Все эти коляски, перекочевавшие в музей из повседневной жизни двухсотлетней давности являются настолько емким, образным и достаточным свидетельством прежней жизни, что все исторические обзоры и научные анализы меркнут при сравнении.
Например, я читала, что в старейшей Академии естественных наук Америки, которая находится в Филадельфии, библиотека открыла свои двери в 1812 году. Но это библиотека для избранных, для ученых... А тут вижу небольшую коляску с книжными полками и с названием города на боку — Cheyenne. То есть в 1886 году в этом небольшом городе Дикого Запада было правительство, которое нашло в своем бюджете деньги для создания библиотеки и не только. Библиотеке принадлежали коляска, лошадь. Там работал человек, который развозил книги подписчикам. Значит в городе жили люди, которые не только умели читать, но в своей нелегкой и полной забот жизни находили время для художественной и исторической литературы, это было их потребностью.
В коллекции мы увидели изящные коляски, принадлежащие транспортному департаменту национального парка Yellowstone. То есть, это живое свидетельство туристического бизнеса, который, судя по виду коляски, процветал в стране уже в 19 веке. Американцы жили интересной и комфортной жизнью. Кстати, о комфорте...
Коллекция частных легких экипажей музея демонстрирует великолепный вкус и замечательные технологии первых колонистов. Бесспорно, что до появления автомобилей скорости передвижения были другими, но по форме и по красоте отделки некоторые конные экипажи можно приравнять к произведениям искусства. Особой красотой и торжественностью дизайна отличались похоронные экипажи.
Не было в те века и холодильников, но жители не гибли от жары... Зимой лед в виде больших кубов вырезали на озерах, а затем свозили в хранилища, чтобы летом на ярко-голубых тележках, украшенных рекламой, развозить по городу клиентам. Холодильный бизнес имеет долгую историю развития. «Чистое молоко от здоровых коров» развозили в больших белых вагончиках, почту — в маленьких красных тележках, сколоченных из простых досок.
Самое сильное впечатление на меня произвел фургон, в котором первопоселенцы семьями кочевали по прериям. Этот — «дом» на колесах. По размеру он всего лишь немного меньше обычных деревянных домов первых колонистов. Основное пространство занимают печь и кровать. Все мелочи изнутри и снаружи приспособлены, чтобы сделать жизнь кочевников максимально удобной. Я смотрела на эти повозки и думала, что кочевничество до сих пор сидит глубоко в генах американцев. Прошло уже около 3-х столетий, а здесь по-прежнему популярны Motor Homes и Mobil Homes. В Mobil Homes до сих пор проживает 7% населения. То есть эти повозки являются их прямыми прародителями.
Есть в этом большом музее и место для шуток. В экспозиции, где представлены аксессуары, используемые американцами при поездках с семьей в отпуск, над горами чемоданов разных форм и времен красуется плакат со словами: «Are we there yet?» Во всех семьях на первых же милях путешествия все дети задавали и задают этот вопрос каждые пятнадцать минут.
Есть в музее и игровая комната, где дети могут примерить на себя ковбойские шляпы, посидеть на старинных деревянных лошадках с кожаными седлами и сумками. Когда я заглянула в эту комнату, то увидела, что наш великовозрастный сын восседает на такой лошадке с превеликим удовольствием. Не утерпел...
Официальное название музея — Old West Museum, но для меня он стал музеем «Романтики трудных дорог». Вот такую чудесную атмосферу удалось создать в его залах.
Куда подевались ковбои?
В Америки различают три типа ковбоев: реальный, кинематографический и «кока-кола ковбой». Люди, что и в настоящее время работают на фермах и ранчо, в обыденной жизни мало приметны. На них не остановится взгляд прохожего. Они одеты и ведут себя так же, как и все остальные. Другое дело — «кока-кола ковбой». Когда я впервые увидела на улице франта в узких брюках, с ремнем с большой бляшкой, широкополой шляпе и с косыночкой на шее я несколько минут не могла отвести от него взгляда. Я была в растерянности от противоречия охвативших меня ощущений. С одной стороны — этот мужчина выглядел красиво. С другой — была в его облике какая-то ненатуральность, даже фальшь. Тогда я еще не знала отчего это...
«Кока-кола ковбой» — это стиль. Стиль созданный кинематографистами Голливуда.
Мел Тиллис в популярной песне «COCA COLA COWBOY» пел:
«And she said, you're just a coca cola cowboy
Клинт Иствуд и Роберт Редфорд — это популярные актеры вестернов в великом множестве поставленных в 60-70-х годах. Когда мы смотрим эти фильмы, мы же понимаем, что это шоу. Поэтому и стиль «кока-кола ковбой» предполагает некую шутливую посылку, даже нечто от кича. Однако он смотрится просто смешным в серьезной ситуации.
Например, в офисе мужа было принято носить светлые брюки и однотонную сорочку. Однако один из сотрудников ходил на службу в сапогах на высоких каблуках, в узких джинсах, плотно обтягивающих тонкие кривые ноги под нависшим брюшком, и в широкополой шляпе, которую он не снимал с головы даже за столом. Когда я спросила, почему он в помещении не снимает шляпу, мне ответили с некоторой насмешкой в интонации: «он ковбой». Только потом я поняла, что эта насмешка присутствовала из-за неуместности этого стиля в стенах офиса.
Этот стиль популярен в Америке. В стиле Вестерн декорируют кабинет или рабочую комнату, в джинсы и кожу одеваются, когда едут отдыхать, когда хотят пошутить, но не более. Когда мы жили в Оклахоме, для прогулок с собакой я купила себе ковбойские сапоги. Они очень удобны: быстро надевать, не промокают по росе, в любую погоду в них не жарко и не холодно, защищают от змей. Но все, кто видел меня в них, обязательно восклицал: «Wow! Nice shoes!», и начинал вспоминать какого-нибудь героя вестерна. В Оклахоме, как в большой деревне — что хочу, то и ношу. А в деловой Филадельфии мне пришлось эти замечательные сапоги спрятать в кладовку — здесь я в них буду смотреться «кока-кола ковбоем»...
- 4660 просмотров
Добавить комментарий