В моем городе сотни церквей самых различных конфессий — от христианских до буддистских, от традиционных до причудливых — но ковбойская мне еще не встречалась, и я не смог удержаться от искушения поближе познакомиться с такой экзотикой.
Если бы не указатель, деревянное двухэтажное строение на живописной фермерской окраине трудно принять за храм. Возле дома несколько хозпостроек, пустующий участок земли в окружении высоченных деревьев. Огромная стая скворцов барражирует над крышей и кронами. На паркинге десятка два машин.
Уютный молельный зал тоже мало похож на церковный. На месте иконостаса непритязательный гобелен с табуном диких лошадей, на боковых стенах керосиновые лампы, у входа ковбойское седло с притороченным лассо, на столе Библия и две стетсоновские шляпы для сбора пожертвований. Из религиозных атрибутов лишь крест, да и тот сварганенный из подков.
Каждого входящего приветствуют пастор с женой. Оба в ковбойской «униформе». К началу концерта-службы набралось человек сорок-пятьдесят. Часть из них тоже в ковбойском прикиде. Чувствуется, все между собой давным-давно знакомы. Естественно, новое лицо привлекает внимание, и многие подходят здороваться. Дурею от разовой дозы знакомств и, конечно же, запоминаю лишь два-три имени. Не устаю поражаться цепкости памяти американцев — они способны сходу запомнить десятки новых людей.
Сдвинув шляпу на затылок, пастор Уэйн Идс начинает службу лихим ковбойским Yeehaw! Непереводимый на русский возглас, что-то вроде: «Эй, залетные!». Зал дружно отвечает аплодисментами. На сцене три музыканта и одна певичка. Псалмы в популярном в Америке стиле bluegrass, родиной которого является Кентукки.
Пастор Уэйн попеременно в ролях проповедника и диджея. И чувствует себя уверенно в обеих ипостасях. Концерт заканчивается общей молитвой, шляпой по рядам и барбекю в соседнем зальчике. Во время трапезы делаю пастору предложение об интервью. Высокие договаривающиеся стороны без проволочек ударяют по рукам
...Пастору 51 год, но выглядит на десяток лет моложе. Женат второй раз. Разводы он не приветствует, но что случилось, то случилось. От двух браков у них с миниатюрной Жаннет — нынешней женой — два сына, две дочери и два внука. Супруга работает менеджером в полиграфической компании. К Уэйну обращаются пастор только в официальных случаях. В остальных он брат Уэйн, или просто Уэйн.
— Уэйн, я чего-то недопонимаю. Какова принадлежность вашей церкви?
«Циничное» отступление. За скобками интервью чувствовалось: идея «перекрашивания» баптистов в ковбои возникла не от хорошей жизни. Церковная община возникла в 1924 году и с трех десятков прихожан выросла до пятисот. Но ее преследовал рок. Однажды пожар уничтожил здание. Построили новое. Однако главные удары храму нанесли реконструкции города. Церковь все время оказывалась не на «том месте». Сначала из-за строительства хайвэя, потом в связи с расширением аэропорта.
С каждой передислокацией число прихожан редело. Американские верующие — насколько это возможно — стремятся жить недалеко от своей церкви. Если не получается, ищут подходящую поближе. Только отдельные патриоты ездят на службы за 20–30 миль.
Беспризорные баптисты не стали больше испытывать судьбу, решили уйти подальше от непредсказуемого центра и присмотрели этот домик на окраине. В итоге переездов от некогда многочисленного прихода остались «рожки да ножки» — всего 25 человек. Церкви в Америке живут в условиях жесточайшей конкуренции, а бестелесные души приносят вполне осязаемые материальные результаты. По сложившейся в стране традиции, каждый прихожанин отдает своей церкви 10% своих доходов.
Отсюда постоянная борьба за «рост рядов» и в ней все средства хороши. Например, приманка в виде ковбойской экзотики.
— Уэйн, вы внештатный пастор?
«Циничное» отступление. В бывшем Советском Союзе мы сетовали на прорву идеологических работников, сидевших на шее народа. Конечно же, прямая аналогия между партийными и религиозными функционерами неуместна, но кое-какие крамольные сравнения приходят на ум.
«Воспитанием» советского человека занимались сотни тысяч освобожденных и полуосвобожденных пионерских, комсомольских и партийных работников. В Америке, естественно, таковых нет и не было, зато в любом городке на несколько тысяч человек по десятку — два церквей. И в каждой, понятно, свой священник, а то и два-три. Офис с секретаршей, рабочий-ремонтник, уборщик...
У баптистов нет вышестоящих иерархов, но в других конфессиях их пруд пруди. Плюс надо содержать семинарии, академии, помогать монастырям... Неужели только за счет не всегда богатых прихожан? Ларчик открывается если не просто, то, во всяком случае, объяснимо. Любой церковный приход — это еще и бизнес. И что важно отметить — по американским законам, необлагаемый налогами. Попасть под церковную крышу — мечта многих бизнесменов. Не надо забывать, что церковь не только получает от этого благодеяния отчисления, но и сама активно участвует в рыночных отношениях. Случается, в сомнительных операциях и на грани фола.
— Уэйн, почему вы из множества потенциальных идей остановились на ковбойской? Кентукки, даже с натяжкой, трудно причислить к Дикому Западу.
Сейчас в мире свыше 200 ковбойских церквей и миссий, объединенных в четыре ассоциации. Большинство приходов образуются не по конфессиональному, а географическому признаку. «Ковбой» одновременно может состоять в любом другом христианском приходе.
Идея ковбойской церкви родилась из реалий Запада. Большинство владельцев коралей, фермеров, скотоводов, пастухов, кузнецов живут в глухомани и общаются друг с другом лишь на ярмарках, праздниках и родео. Зачастую в их краях нет никаких храмов и «пионеры» живут неохваченные религией.
Первопроходцами — проповедниками новой разновидности христианства стали люди, хорошо знакомые с психологией и особенностями потенциальной паствы. Бывшие спортсмены — наездники на быках, торговцы скотом и даже родео-клоуны. Есть и такая профессия. В общем, не «от сохи», но близкие к ней. Они здраво решили, чем ковбоям только рвать глотки на состязаниях да заливать их пивом и виски, почему бы, пользуясь случаем, не приобщиться к слову Божьему.
Шебутной ковбойской публике идея пришлась по нраву. На службы можно приходить в джинсах, сапогах и шляпах и проводятся они в привычной обстановке. На родео — стадионах, в амбарах и даже барах. Пожалуй, на сегодня самая популярная в стране ковбойская церковь работает при ночном клубе Billy Bob's Texas в Форт-Уорте.
— Пастор, что это за ковбойская церковь, когда на ее паркинге ни одной лошади?
Нециничное заключение. У каждого эмигранта свой образ Америки. Для одних, это Америка небоскребов, для вторых — Уолл-стрита, для третьих — Голливуда. Для четвертых...
Моя Америка — глубинная. Мое сердце поделено между героями Маргарет Митчелл, Марка Твена и американских вестернов. Я люблю суровую природу американских каньонов и прерий, техасские бифштексы и канзасские барбекю, простых людей из глубинных ранчо и таунов. Для всего мира от слов cowboy или wrangler веет романтикой Дикого Запада, для местных жителей это значит просто пастух или конюх. Конечно, Америка еще не обеднела на мастеров объездки и виртуозов лассо, но, строго говоря, ковбоев, как таковых, в стране уже нет.
Что такое «ковбой» в изначальном понятии? Это, прежде всего — пастух скота, пасущегося на воле. Одновременно он был ветеринаром, охранником, перегонщиком. В стране вся свободная земля давно поделена, скот пасется за частными загородками, опасных хищников истребили, конокрадов перевешали, на бойни коров и быков не гонят, а везут в огромных трейлерах — фургонах.
Ковбои ушли в историю, но оставили огромный пласт культуры. В ней — лассо и «кольты», джинсы и стетсоновские шляпы, фильмы-вестерны и кантри-музыка, родео и первые гонки автомобилей... Сейчас пошли ковбойские церкви. Ну, а уж если американцы что-то начали, их остановить трудно. Ковбойский характер.
фото автора
- 4890 просмотров
Добавить комментарий