Трактат о левой руке

Опубликовано: 4 апреля 2003 г.
Рубрики:

      Прежде чем начать рассматривать основную проблему — проблему людей, предпочитающих левую руку правой, — нам придется решить другую проблему, лингвистического характера. В великом, могучем и богатом русском языке, как и во всех прочих языках, существует слово «левша». Но зато в нем, в отличие от прочих языков, слово, обозначающее человека, предпочитающего правую руку левой, начисто отсутствует: это явление настолько привычно и самоочевидно, что специального слова для его обозначения не существует.

      Поэтому в подобных случаях я буду пользоваться словами «правша» и «праворукий», заранее прося прощения у блюстителей чистоты русского языка.

      Вот поразительное явление: все многочисленные парные органы человеческого тела не имеют друг перед другом сколько-нибудь заметного преимущества; и только руки — самый совершенный и универсальный механизм, когда-либо созданный природой, — отличается этим свойством.

      Почему? Известный французский врач и антрополог Поль Брока впервые в 1861 году открыл, что это явление, наряду с множеством других, связано с высшей нервной деятельностью, т.е. что за эти явления «отвечают» определенные участки коры головного мозга. За истекшие почти полтораста лет удалось лишь установить, что левое полушарие «отвечает» за правую руку, а правое — за левую. Но для чего нужна эта «перекрестная схема», и как получается, что одна рука сподручнее другой — остается тайной и по сей день. Правда, на этот счет существует целый ряд гипотез, но ни одна из них сама по себе, ни все они вместе взятые, не могут достаточно удовлетворительно объяснить это явление, поэтому тратить время на их рассмотрение мы не станем. У меня нет мировой статистики, касающейся левшей, но в США, в Топеке, выходит специальный журнал «Левша» («Лефтхэндер»), издаваемый Сьюзен Айрленд (она левша, разумеется) и дающий небезынтересную информацию по этому вопросу.

      Как известно, на протяжении долгих столетий меньшинство, именуемое левшами, влачило жалкое существование: их презирали, считая недоделками; их сторонились, связывая с ними целый ряд суеверий; родители насильно старались переделать их в праворуких, «нормальных»; а сами они чувствовали себя чужаками в этом мире, созданном для «правшей».

      Сейчас положение изменилось. Левша — любимый объект исследования нейропсихологов. Спортивные телепередачи рассказывают о знаменитых спортсменах-левшах. Родители и учителя не принуждают больше детей к «правильному» пользованию руками, оставляя это на их усмотрение. В результате, пишет журнал, за последние двадцать лет число левшей в США почти удвоилось, достигнув семнадцати процентов всего населения.

      Прошлым летом «Вашингтон пост» и телекомпания Эй-би-си произвели опрос, показавший, что среди шестидесятилетних американцев и старше — всего шесть процентов левшей, а в группе 18-30-летних — тринадцать процентов. Некоторые авторитеты полагают, что если на детей не будет оказываться никакого давления, положение стабилизируется на том, что из каждых трех человек один будет левшой.

      Бывший вице-президент Нельсон Рокфеллер, вспоминая детство, рассказывал, как его отец пытался искоренить у него этот недостаток. Когда семья сидела за столом, Рокфеллер-старший привязывал к левому запястью сына длинную ленту и резко дергал ее всякий раз, видя, что Нельсон собирается применить левую руку вместо правой. Результатом этого явилась дислексия — болезнь, при которой человек стремится, скажем, читать напечатанный по-английски текст справа налево. Это в дальнейшем затрудняло ему чтение вообще, и своих заранее написанных речей — в частности.

      Но Рокфеллера-старшего тоже можно было понять: левша плохо приспособлен к нашему миру. Всё, с чем человек сталкивается во время учебы — от микроскопа до карандашной точилки — создано для праворуких. Только при печатании на машинке или на компьютерной клавиатуре у левшей все преимущества: 65 процентов всех ударов приходится на пальцы левой руки.

      То же самое касается и повседневной жизни. От завязывания шнурков на ботинках до вождения автомобиля — все представляет неудобства для левши. И «прошу прощения!» левше приходится говорить гораздо чаще, чем «правше». Ведь его движения прямо противоположны движениям абсолютного большинства людей. Работая вилкой и ложкой за столом, левша толкает локтем соседа слева, а доставая хлеб — опрокидывает свой бокал с вином себе же на брюки. Или возьмите работу: ведь все конвейеры, инструменты, панели управления или медицинское оборудование — все сделано в расчете на праворуких.

      Но это все, так сказать, лишь практическая сторона дела. Давайте взглянем на проблему «левизны» с другой точки зрения. Откройте орфографический словарь русского языка и подсчитайте количество слов с корнем от слова «правый». Их будет очень много: «правый» — тот, на чьей стороне правда, «правда», «право» — юстиция, «праведник» и масса других, имеющих вполне определенное положительное значение. С другой стороны, такие выражения, как «левая работа», «левые номера», «сходить налево», — выражают нечто нехорошее, незаконное, безнравственное. Язык со всей определенностью отдает предпочтение правому перед левым.

      И русский язык вовсе не является исключением. Английское right, немецкое richt или испанское derecho, означающее «правый», являются основами тех же понятий, что и в русском языке для этого случая. Итальянское destro одновременно с «правый» означает «умный, умелый».

      Точно так же обстоит дело со словами «левый». В английском ему соответствуют два слова — sinister (это из латыни) и left. Sinister при этом имеет второе значение — «злой», особенно, когда оно связано со всем, относящимся к дьяволу. «Лефтхэндед» — это «левша», но «лефтхэндед мэридж» — это незаконный брак, сожительство. В английской геральдике, на основе которой была создана международная геральдика, полоса, пересекающая слева направо герб, говорит о том, что ее владелец — незаконнорожденный. Немецкое linkish означает одновременно «неудобный» «неуклюжий», французское gauche — «злой», испанское zurdas — «неправильньный путь». По-итальянски «левый» — sinistro, а глагол sinistrare означает «вредить». На японском слово «левый» (не вполне удобное для русского произношения) одновременно значит «пьяница, алкаш». А в китайском иероглиф, передающий понятие «правый» (юбяньдэ), означает также «аристократ», а «левый» (цзобяньдэ) — «деревенщина», «плебей».

      По только что упомянутому китайскому варианту, созданному не менее четырех тысячелетий назад, образовались, как это ни странно, нынешние политические определения «правый» и «левый», хотя совсем в другое время и совсем в другом месте. Когда французские короли собирали генеральные штаты, правую (почетную) сторону зала заседаний занимали два «благородных» сословия — дворянство и духовенство, левую — «плебеи», третье сословие. Когда разразилась Французская революция, сидевшее слева третье сословие оказалось революционным, сословия, сидевшие справа,— контрреволюционными. Отсюда и возникли понятия «правые» и «левые».

      И еще одна знаменательная вещь. Люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками, в науке носят название «амбидекструс», и в точном переводе это означает «человек, у которого обе руки, как правая».

      Это странное предпочтение правого левому, правой руки левой — такая же загадка, как и сама «разнорукость» у человека. В какие бы глубины тысячелетий мы ни опускались, мы обязательно столкнемся с этим необъяснимым явлением. На Западе жрецы, делавшие предсказания по полету птиц, считали появление их справа от себя счастливым предзнаменованием, а слева — несчастливым.

      Еще до появления туалетной бумаги, с которой были такие трудности в СССР, на древнем Востоке существовало четкое разграничение участия обеих рук для личной гигиены: левая рука делала всю «грязную» работу, правая — была предназначена для омовения и благословения.

      Вот для иллюстрации отрывок из библейской Книги Ионы: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой?..»

      А в Евангелии от Матфея это предпочтение правого левому выглядит еще более определенно: «Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира".. Тогда скажет и тем, кто по левую сторону: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его..."».

      Что касается употребления рук, то на Востоке издревле существовал обычай, перешедший потом в ислам: за особо тяжкое преступление человеку отсекали правую руку, обрекая на всю жизнь пользоваться только «нечистой» рукой. Крестоносцы занесли этот обычай в Европу, где ворам, богохульникам и чародеям также отсекали правую руку. Отсюда же, возможно, и пошло презрительное отношение к левшам.

      И еще более усугубилось оно приведенным выше евангельским отрывком: в Средние века церковь считала левую руку «рукой сатаны». Вот интересная история. Микеланджело, как известно, был левшой. Тем не менее именно ему было заказана фреска «Страшный суд». И Бог на этой картине указует правой рукой на рай, а левой — на ад, где мучаются грешники. То же произошло с Адамом и Евой. Схоласты бесконечно спорили, какой рукой Ева сорвала яблоко — правой или левой? Для левши Микеланджело сомнений не было: он вложил запретный плод в левую руку нашей праматери. А поэт Мильтон (тоже левша, между прочим) в «Потерянном и возвращенном рае» сделал Сатану левшой.

      И еще любопытная деталь: на полях официального допроса Жанны д'Арк, обвиненной в связи с дьяволом, Жанна нарисована держащей обнаженный меч в левой руке — «руке сатаны».

      Вернемся, однако. в наше радостное настоящее. На протяжении столетий, или тысячелетий, левша считался придурком-недотепой. Теперь, как уже было сказано, его принялись изучать всерьез. Особенно солидные исследования провели Морской научный центр в Иллинойсе, университеты Цинциннати и Айовы.

      Если говорить о негативных результатах, то статистика показывает, что среди умственно неполноцнных, эпилептиков и заик «на душу населения» приходится больше левшей. Точно так же их больше среди тех, кто страдает мигренями и постоянными головными болями, дислексией и пониженной восприимчивостью к обучению. Изучение статистики самоубийств показало, что здесь число левшей втрое превышает праворуких.

      Зато левши совершенно определенно преобладают среди архитекторов и художников. Наиболее характерный пример — Леонардо да Винчи, писавший левой рукой свою знаменитую «Джоконду» и исписавший левой рукой, каллиграфически четким почерком, «в зеркальном варианте», сотни листов своих блокнотов. Левши преобладают также среди людей с явно выраженными математическими способностями, а Институт Джонса Гопкинса привел совсем поразительные данные: среди выпускников средних школ, проходящих «САТ» — обзорный тест, охватывающий всю школьную программу и необходимый для поступления в колледж, — наилучшие показатели опять-таки у левшей. Если говорить о спорте, то тут картина весьма разношерстная. Для огромного большинства видов спорта «разнорукость» вообще не имеет никакого значения. А вот в бейсболе, боксе и теннисе левши имеют совершенно явное преимущество, представляя огромное неудобство для своих праворуких противников. Великий футболист Пеле был левшой. Вот еще несколько знаменитых спортсменов-левшей: бейсболисты Бэйб Рут и Тай Кобб, теннисисты Джимми Коннорс, Джон Макэнро, Кен Розвалл и Мартина Навратилова.

      Перейдем к музыке, где всегда было много талантливых левшей. В этом году Американское акустическое общество выпустило брошюру, в которой подчеркивается определенная связь между «леворукостью» и качеством музыкального слуха — левши тоньше улавливают тона. Целый ряд талантливых композиторов были левшами: Карл Бах, Морис Равель, Кол Портер. Равель даже написал несколько фортепианных концертов для музыкантов-левшей. И двое из «Биттлз» — Ринго Старр и Пол Маккарти тоже левши.

      Многие музыкальные авторитеты считают, что левши показывают лучшие результаты в игре на фортепиано, поскольку ученики сначала изучают дискантовую, высокотональную часть инструмента, на которой играют правой рукой, а потом — басовую, на которой играют левой. Для левшей игра на басах — более уверенна и проста, что дает большую сбалансированность при игре обеими руками.

      Но с другой стороны, большинство духовых и струнных инструментов крайне неудобны для левшей — особенно смычковые, где смычок предназначен только для правой руки, и ни Страдивари, ни Гварнери, ни их преемники не подозревали даже, что левшам когда-либо взбредет в голову играть на скрипке или виолончели. Сейчас, впрочем, за соответствующую доплату можно получить скрипку для левши, но что с того? Играть в оркестре такой скрипач все равно не смог бы: он либо толкал бы локтем своего соседа, либо сбивал с толку весь оркестр, работая своим смычком в обратном ритме.

      Что можно сказать о левшах в других областях человеческой деятельности? Александр Македонский, Цезарь и Карл Великий были левшами. Леонардо, Микеланджело и Пикассо представляют левшей в мире художников. Чаплин, Мэрилин Монро и Сильвестр Сталлоне — левши-киноартисты. Самые знаменитые среди преступников — Джек Потрошитель и Билли Кид — левши. И, наконец, левшой был библейский царь Давид.

      Это ведь только примеры, но и по ним видно, что левшам есть чем гордиться (за исключением, разумеется, преступников), особенно если принять во внимание, что двое из американских астронавтов, посетивших Луну, тоже были левшами.

      Вот романтическая история из жизни левшей. В 1919 году в Джуниате происходил теннисный турнир. В одной из парных игр по одну сторону сетки поставили пару — мужчину и женщину, исходя из того, что оба они левши. Мэри и Фрэнсис не только выиграли игру, они познакомились, влюбились друг в друга, женились и прожили долгую счастливую жизнь. В 1977 году Мэри Беркли умерла, оставив в завещании 10000 долларов Джуниатскому колледжу (Хантингтон, Пенсильвания) для финансовой помощи малоимущим студентом. С одной оговоркой: стипендиаты должны непременно быть левшами.

      Супружеская пара (оба левши, конечно) — Барбара и Питер Стэйблфилд открыли для себя совершенно новые возможности в бизнесе. Они превратили свой дом в Ландсдауне в мастерскую, наняли еще несколько умельцев и стали переделывать разного рода вещи, сделанные для праворуких, — для левшей. Заказы делаются по Интернету и доставляются заказчику по почте. Ассортимент широчайший: полный комплект кухонных принадлежностей, ножницы, точилки и еще масса разных вещей — вплоть до безрукавок с надписью: «Только левши по-настоящему умные люди!». Бизнес процветает.

      К сведению левшей: для них существует Международное общество левшей, объединяющее 36000 членов, выпускающее уже упоминавшийся журнал «Левша» и отмечающее ежегодно 13 августа День левши. Высшим достижением в политике Общество считает президентство Джеральда Форда с Нельсоном Рокфеллером в качестве вице-президента — оба они левши. Джордж Буш-старший тоже левша, а вот насчет его отпрыска, нынешнего президента, я не знаю. В полном соответствии с духом времени, когда всевозможные «меньшинства» борются за гражданские права, в эту борьбу включились и левши. Некая молодая жительница Чикаго, Кристал Сэйджен, в течение полутора лет проработала кассиром в одном из магазинов крупной компании, считалась лучшей в этой категории работников, и на то, что она была левшой, никто не обращал внимания. Когда магазины были переоборудованы компьютерами, и служащие проходили переподготовку, — Кристал поставили в известность, что она обязана работать на компьютере исключительно правой рукой. Когда оказалось, что она не может этого делать, она подверглась насмешкам, начальница менеджер ударила ее однажды линейкой по руке, просьба Кристал о переводе в другой магазин бышла отвергнута, а она сама уволена.

      Ее борьба за справедливость продолжалась четыре года, и 15 лет назад присяжные, поголовно праворукие, решили дело в ее пользу, она была восстановлена на работе, с правом работать любой рукой «лишь бы это не принесло ущерба компании», а компания выплатила ей компенсацию в 136 700 долларов,

      Не менее показательным было то, что произошло двадцать лет назад с полицейским Франклином Уинборном из города Риверсайд, штат Миссури. Он был левша, стрелял левой рукой и носил кобуру на левой стороне, в нарушение устава. Ему предложили «переделаться», а когда он ответил отказом — его уволили. Он написал подробное объяснение, что стрельба правой рукой будет опасна и для него самого, и для окружающих — на это не обратили внимания. Уинборн подал в суд на город и на начальника местной полиции, и не только выиграл дело, получив приличную сумму денег, но и был назначен начальником полиции города Феррелвью — с правом носить кобуру на левой стороне.

      Если подобного рода справедливости добились проституки и гомосексуалисты, то было бы совсем странно, если бы способности, которыми наделены левши, не шли бы на пользу Америке. Долгие годы исследований показали, что у левшей гораздо ярче выражены созидательные способности, интуиция и воображение, нежели у праворуких. Как можно отказать левшам приносить столь очевидную пользу в нашем праворуком мире? Пусть каждый работает той рукой, какой ему сподручнее, лишь бы работа делалась хорошо. А если за обедом кто-то толкнет вас локтем в бок или опрокинет свой бокал с вином себе на брюки — будем считать это издержками производства.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки