Продолжаем публикацию лекций, прочитанных Анни Безант в октябре 1898 г. в Бенаресе на восьмом ежегодном съезде индусской секции Теософического общества. (Начало)
Ишвара мыслит о Красоте; и тотчас Его могучая энергия, всемогущественная, зарождающая, проникает в Майю и развивает ее в мириады форм и объектов, которые мы называем прекрасными. Она прикасается к материи, которая готова к формированию, например, к воде; и вода принимает миллионы форм красоты. Мы видим ее в безграничном пространстве океана: тихого и спокойного, когда нет ветра, и когда небо отражается в глубине его груди. Потом мы ловим другую форму Красоты, когда ветер накатывает один вал за другим и бездну за бездной, пока все не станет ужасным в своем бешенстве и величии. И потом новая форма Красоты появляется через нее, и яростная, пенящаяся вода утихает, и океан покрывается мелкой рябью, скользящей и сверкающей под луной, которая светит над ней, и ее лучи дробятся в тысячах преломлений. И это дает нам другое понимание Красоты. И тогда мы смотрим на океан, горизонт которого не ограничен землей, и где громадное пространство не нарушено; и мы стоим на берегу и любуемся волнами, разбивающимися у наших ног. С каждой переменой настроения океана его вода выражает новую мысль о Красоте. Другой проблеск мысли о Красоте, связанный с водой, мы видим в горном озере, в тишине и ясности его спокойной глади; и в ручейке, несущемся среди скал; и в стремительном потоке, разбивающем себя в миллионы брызг-капель, ловящих и преломляющих свет солнца во все цвета радуги...
Итак, из воды, в каждом ее состоянии и форме, от мятущегося океана до замерзших плавающих ледяных гор, от туманной мглы до пышно раскрашенных облаков вспыхивает мысль Красоты, выраженная в них Ишварой, когда Слово изошло от Него.
Оставим воду, перейдем к мыслям Красоты в нежных растениях, в массе их великолепных красок, в сильных растениях и крепких дубах, и в темном мраке лесных глубин.
Новые мысли о Красоте приходят к нам от лица каждой вершины горы и от необъятных холмистых степей, где земля кажется готовой родить новые возможности для жизни, от песка в пустынях, от зелени лугов.
Если мы устали от Земли, мы направляем наш взор на Красоту мириад солнц, движущихся и вращающихся в глубинах пространства. И дальше раскрываем нашим удивленным взором Красоту бесконечно малого, как до этого мы раскрыли Красоту в бесконечно великом. Таким образом, мы раскрываем двери для созерцания Красоты. Нас окружают тысячи, миллионы предметов, которые прекрасны. Через грацию животных, от силы человека, от гибкого очарования женщины, через ямочки на щеках смеющихся детей — через все эти вещи мы улавливаем проблески мысли Красоты, пребывающей в сознании Ишвара.
Таким образом мы пытаемся хотя бы в какой-то степени понять, какими путями Его мысли преломляются в мириады форм великолепия, когда Он выступает перед миром как Красота. Точно так же Он выражается в Силе, Энергии, Гармонии, Музыке и т.д. Теперь вы понимаете, почему должно быть такое разнообразие, так как ограниченные вещи не могут полностью проявить его, а ограниченные формы не могут полностью выразить его. Но так как в дальнейшем каждый станет совершенным в своем роде, то соединение всего может частично раскрыть его. Поэтому совершенствование Вселенной является совершенствованием в многообразии и гармонии во взаимоотношении частей.
Придя к этой идее, мы начинаем понимать, что Вселенная может достичь совершенства только тогда, когда каждая часть будет выполнять свои собственные функции и полностью развивать свою собственную часть жизни. Если дерево старается уподобиться горе, или вода стать подобной земле, то каждый теряет свою собственную красоту и, в то же время, не может показать красоту другого. Совершенство тела не состоит в том, что каждая клеточка делает работу других клеточек, но в том, что каждая клеточка будет выполнять свою собственную часть в совершенстве. У нас есть мозг, легкие, сердце, пищеварительные органы и т.п. Если мозг будет пытаться выполнять работу сердца, а легкие пытаться переваривать пищу, то тогда, естественно, тело будет в плачевном состоянии. Здоровье тела обеспечено только тогда, когда каждый орган выполняет свою собственную работу. Таким образом, мы ясно понимаем, что когда Вселенная развивается, каждая часть ее идет по пути, намеченному законом его собственной жизни. Образ Ишвары в природе никогда не будет совершенным, пока каждая часть не станет совершенной в самой себе и в связи с другими.
Как могут возникнуть эти бесчисленные различия? Как могут все эти различия прийти к существованию? Как может Вселенная, развивающаяся как целое, находиться в соответствии и в соотношении со своими частями, развивающимися каждая по своей индивидуальной линии? Нам говорили, что Ишвара, выражая самого себя со стороны Пракрити, проявляет три качества — Саттва, Раджас и Тамас. В русском языке нет таких слов, которые могли бы удовлетворительно перевести их. Я попробую перевести Тамас как: инерция, качество, которое не двигается и дает устойчивость; Раджас — качество энергии и движение; Саттва — слово, которое лучше всего может быть выражено Гармонией, качество, дающее радость, так как каждое наслаждение рождается от Гармонии, и только Гармония может дать его. Далее, мы учимся, что эти три гуны в дальнейшем видоизменяются в семь различных путей и по семи великим линиям развиваются в бесчисленные комбинации. Каждая религия говорит об этих семикратных разделениях, каждая религия возвещает об их существовании. В индуизме они известны как пять великих элементов и два еще непроявленных. Это семь Пуруши, о которых говорит Ману.
Соединяясь и разделяясь, эти три гуны создают семь великих групп, которые дают бесчисленное число вещей посредством разнообразных комбинаций. Помните, что в каждую из этих отдельных вещей каждое из этих качеств входит в различной пропорции, измененное в одном из семи основных направлений.
Из основных различий, принесенных сюда из прошлой Вселенной, — ибо мир связан с миром, и Вселенная со Вселенной — мы видим, что изливаемая жизнь разделяется и подразделяется до тех пор, пока не достигнет периферии Великого Круга и, затем, начинает откатываться назад, свертываясь обратно в самое себя. Эволюция начинается на поворотном пункте, когда волна жизни начинает возвращаться к Ишваре. Предыдущая стадия — стадия инволюции, во время которой эта жизнь окутывается в материю. В эволюции она раскрывает силы, которые в себе содержит. Здесь мы можем сослаться на Ману, который сказал, что Ишвара вложил свое семя в Великие Воды. Жизнь, которую дал Ишвара, не была развитой, но способной к развитию. Вначале все существует в зародыше. Как родители отдают часть своей жизни для рождения ребенка, и как это жизненное семя растет через множество фаз, пока не достигнет рождения, и потом, год за годом, через детство, юность и возмужалость, пока зрелость не будет достигнута, и образ отца опять не будет виден в сыне, — точно так же поступает и Вечный Отец. Он вкладывает семя в лоно матери и дает жизнь. Но оно еще не развито. Тогда начинается его восхождение, проявление одной за другой фаз жизни, которые оно в состоянии выразить.
При изучении Вселенной мы видим, что ее вариации зависят от возраста. Эта мысль имеет отношение к нашей проблеме. Этот мир не был сотворен одним творческим Словом. Брама сотворил мир медленно и постепенно посредством длительной медитации. Одна за другой возникали живые формы. Одни за другими сеялись семена жизни. Посмотрите на любую Вселенную, в любой точке времени вы найдете, что многообразие этой Вселенной имеет Время своим главным фактором. Возраст развивающегося зародыша будет отмечать стадию, которой достиг этот зародыш. Во Вселенной в одно и то же время существуют зародыши различного возраста и ступеней развития. Существуют зародыши минералов, то что мы называем элементальными царствами. Зародыши, развивающиеся как растительное царство, старше минерального царства, т.е. это означает, что они имеют позади себя более продолжительный отрезок эволюции. Животные имеют зародыш с еще более продолжительным прошлым. А зародыши, которые мы называем человечеством, имеют самое продолжительное прошлое.
С самого начала каждый большой класс имеет свои различия. Таким образом, отдельная личная жизнь в каждом человеке — не существенна, но она отлична от других, и мы отличаемся друг от друга в возрасте нашего индивидуального существования так же, как отличаемся в возрасте наших тел. Жизнь едина — одна жизнь во всех, но она закутана в различные стадии времени, рассматривая это с точки зрения начала, когда семя стало расти. Эту мысль вы должны понять ясно и четко. Когда Вселенная подойдет к своему концу, в ней будут находиться существа каждой стадии роста. Я уже говорила, что мир связан с миром и Вселенная связана со Вселенной, т.е. некоторые элементы будут в ранней стадии развития эволюции, другие — готовы к развитию в сознании Бога в непродолжительном времени.
В этой Вселенной, когда пройдет ее жизненный период, будет все разнообразие роста, зависящего от различий во времени. Жизнь — одна во всем, но стадии развития индивидуальной жизни зависят от времени, посредством которого она отдельно развивалась. Таким образом, вы можете схватить основную суть нашей проблемы — единая жизнь бессмертна, вечна, бесконечна в своем источнике и цели. Но эта жизнь проявляется в различных ступенях эволюции и в разных стадиях эволюции, различных количествах присущей им силы, в зависимости от возраста отдельной жизни. Если вы поймете эти две идеи, тогда вы сможете подойти к другой части — к определению Дхармы.
Дхарма может быть определена как «внутренняя природа вещей во всякой стадии эволюции и закон последующей стадии ее развития» — природа в точке, которую она достигла в раскрытии и затем — закон, который приведет ее к следующим стадиям развития. Природа сама отмечает точку, которую она достигла; и тогда следует то, что должно быть сделано для дальнейшего развития. Соедините эти две идеи вместе, и вы поймете, почему совершенство следует достигать при выполнении своей собственной Дхармы. Моя Дхарма — это стадия эволюции, которую достигла моя природа, развивая семена божественной жизни, которая есть «Я», плюс закон жизни, согласно которому мы должны достигнуть следующей стадии развития. Это относится к каждому отдельному «Я». Мы должны знать ступень своего развития, и должны знать закон, который дает нам возможность расти дальше. Тогда мы будем знать свою Дхарму и, следуя ей, мы будем двигаться к совершенству.
Тогда делается ясным, почему каждый из нас должен изучать свои настоящие условия и следующую ступень. Если мы не знаем сегодняшней ступени, мы не можем узнать, что делать в следующей ступени, к которой мы стремимся и, быть может, даже пойдем против своей Дхармы, что, в свою очередь, замедлит нашу эволюцию. Но если, зная одно и другое, мы будем работать вместе с нашей Дхармой, то мы ускорим нашу эволюцию.
Вот здесь и спрятана западня. Когда мы видим что-нибудь великое, благородное и прекрасное, мы стремимся осуществить в себе то же самое. Но является ли это для нас следующей стадией эволюции? Есть ли это то, что закон нашей развивающейся жизни требует, чтобы эта жизнь развивалась гармонично? Наша ближайшая цель — достичь не то, что прекрасно само по себе, а то, что лучше всего для нас на нашей сегодняшней ступени и помогает нам двигаться вперед. Возьмем ребенка. Без сомнения, если мы возьмем девочку, то она имеет перед собой будущее более благородное, высокое и прекрасное, чем настоящее, когда она играет со своими куклами. Она станет матерью с ребенком вместо куклы в руках, ибо это есть идеал совершенной женственности — мать с ребенком. Но, несмотря на то, что это идеал совершенной женщины, все же стремление к этому идеалу преждевременно и принесло бы больше зла, чем добра. Все должно наступить в свое время и в определенном месте. Если эта мать должна развиться в совершенство женственности и стать матерью семьи, сильной и способной нести тяжесть течения жизни; то должен быть период, когда это дитя должно играть своими куклами, учить свои уроки и развивать тело. Но если считать, что материнство выше и благороднее, чем игра, то материнство наступило бы преждевременно, и ребенок родился бы от ребенка, в этом случае страдали бы и дитя, и мать, и нация. И это только потому, что все произошло бы несвоевременно и закон развития жизни был бы нарушен. Всевозможные страдания происходят от того, что плоды срываются раньше, чем они созрели.
Я взяла это в качестве примера наиболее типичного. Он поможет нам понять, почему наша собственная Дхарма лучше для нас, чем хорошо выполненная Дхарма другого, которая не является линией нашей развивающейся жизни. Этот возвышенный идеал может послужить нам в будущем, подходит время и плод должен созреть. Сорвете его раньше, чем он созрел, — ваши зубы погрузятся в кислоту. Оставьте его на дереве, повинуясь закону времени и последовательной эволюции, и душа вырастет согласно силе бесконечной жизни.
Это дает нам второй ключ к решению проблемы — функция находится в связи с силой. Действие, начатое раньше, чем была развита сила, очень вредно для организма. Таким образом мы учимся урокам терпения и ожидания Закона добра. О прогрессе человека вы можете судить в зависимости от его готовности работать с природой и подчиняться Закону. Поэтому о Дхарме часто говорят как о Законе, а иногда — как о Долге, ибо оба эти понятия имеют общую идею, которая выражается во внутренней природе данной стадии эволюции и Закона следующей стадии ее развития. Это объясняет, почему мораль так относительна и почему долг различен для каждой души, т.е. в соответствии со ступенью его эволюции. Когда мы применяем это к вопросу добра и зла, то обнаруживается, что мы можем разрешить много самых острых моральных проблем, пользуясь этими принципами, В ограниченной Вселенной нельзя найти абсолютное добро или абсолютное зло, существует лишь относительное добро и относительное зло. Абсолютное существует только в одном Ишваре, где оно пребывает вечно и абсолютно.Таким образом, для нашего ограниченного сознания различия необходимы. Мы думаем, чувствуем и познаем посредством различий. Только с помощью различий мы знаем, что мы живем и что мы мыслящие существа. Единение не оказывает на сознание никакого впечатления. Различие и несходство — те вещи, которые дают возможность расти сознанию. Сознание, не ограниченное условиями, находится вне нашего мышления. Мы можем думать только в пределах раздельного и условного. Теперь мы можем понять, как появляются различия в природе, как во всем этом определенную роль играет время, и как все имеет одно и то же естество и достигает одной и той же цели, хотя, разумеется, существуют различия в ступенях проявления и, поэтому, в законах, приспособленных к каждой стадии. Прежде чем мы приступим к исследованию сложных проблем, связанных с развитием этой внутренней природы, мы должны уже сегодня понять все вышесказанное. Тема действительно трудная, пока тайны пути действия не станут для нас ясными, и пока мы не поймем лежащий в основе закон и не признаем принципы развивающейся жизни.
Пусть тот, кто дал Дхарму Индии, как ее основную ноту, озарит своей раскрывающейся и бессмертной жизнью, своим сияющим и неизменным Светом наши темные умы, которые стараются понять Его Закон, ибо только когда Его благословение прольется на ищущего, Его Закон будет понят умом и запечатлен в сердце.
Добавить комментарий