Авторитетная энциклопедия «Британника» из бесчисленного числа правителей Египта за 32 века существование Древнеегипетского царства выделяет как наиболее выдающихся только восьмерых фараонов и среди них Эхнатона. Однако, если семеро других фараонов прославились своими завоевательными походами, то слава Эхнатона была совсем в другом: он единственный из всех фараонов, кто сумел в открытой борьбе выступить против египетского жречества — этого «ума, чести и гордости» Древнего Египта — и победить в этой борьбе.
Во время правления отца Эхнатона — царя XVIII династии Аменхотепа III (1405-1367 гг. до н. э.) — древнеегипетская держава достигла своего наивысшего расцвета, но одновременно неимоверно возрасла и власть жрецов.
Пантеон древнеегипетских богов был весьма обширен. В качестве верховного божества почитался Амон-Ра. Он изображался в виде человека с головой барана в короне. Владыкой загробного мира считался Осирис — воплощение умирающей и воскресающей природы. Считалось, что он был первым царем Египта и был убит богом Зла коварным Сетхом. Оживленный своим сыном, богом Хором, Осирис стал царем мертвых и главой загробного суда. Изображался Осирис в виде мумии в белой короне и с двумя перьями. Жена Осириса Исида была богиней материнства. Она зачала своего сына Хора от мертвого Осириса и помогала сыну в борьбе с убийцами его отца. Изображалась Исида в виде женщины с коровьими рогами и лунным диском между ними. Сын Исиды и Осириса Хор с древнейших времен почитался как покровитель фараонов, и его имя было частью царской титулатуры. Хор также считался богом полководцев.
Кроме этих богов «общего назначения», имелись как бы «отраслевые боги». Например, Тот — человек с головой ибиса — был богом письма и математики, Маат — женщина с пером страуса в прическе — была богиней суда, Хани — тучный человек с сосудами в руках — был богом Нила. Кроме того, каждая провинция — ном — имела своего собственного бога-покровителя. Имели его и более мелкие административные единицы — степаты.
Верховные жрецы местных богов совместно с наместниками провинциальных храмов богов повсеместного почитания образовывали жреческие коллегии — как бы «обкомы и райкомы», без согласия которых номарх — правитель провинции — или руководитель степата не мог принять ни одного серьезного решения.
Сами же жрецы такие решения могли принимать, а потом навязывать их номарху. То же самое происходило и при дворе самого фараона. Любое серьезное решение, например, объявление войны или даже особенности приема важного посольства, фараон должен был согласовывать с руководителем коллегии верховных жрецов, этим своего рода «Политбюро» Древнего Египта. Жрецы контролировали все сферы жизни. В их руках находились школы всех уровней. Они объявляли время начала посевов и сбора урожая. Суды всех уровней формировались с участием и под влиянием жрецов. Посты первого министра при фараоне и главного наместника номарха обычно занимали жрецы высшего ранга. Дети фараона и высшей знати, проходя обучение в жреческой школе, подвергались жестокой муштре и нередко побоям.
Никто до фараона Эхнатона (годы правления 1364-1350 до н. э.) и никто после него не осмеливался выступать против всемогущего жречества, власть которого и проникновение во все поры общественной жизни Древнего Египта можно сравнить лишь с властью партии большевиков в советское время. Поклонники жанра исторического романа наверняка помнят замечательный роман Болеслава Прута «Фараон» и его экранизацию, сделанную выдающимся польским режиссером Ежи Кавалеровичем. В центре романа и фильма смертельное противоборство между молодым фараоном Рамсесом XIII и его сторонниками, с одной стороны, и жрецами, с другой. В романе и фильме все прекрасно, кроме того, что главного их героя Рамсеса XIII… никогда не существовало. Династия Рамсесов прервалась при фараоне Рамсесе XI — последнем из этой славной в истории династии. Интересно отметить, что главный противник вымышленного Рамсеса XIII верховный жрец Херихор, так же как и благородный сподвижник Рамсеса XIII жрец Пентаур, напротив, фигуры исторические. Однако, реальные, известные в истории Пентаур и Херихор разошлись во времени… более чем на два столетия. Жрец Пентаур был придворным поэтом при дворе фараона Рамзеса II и его стихи, посвященные победоносной войне Рамсеса II с хеттами, навеки вошли в камни храмов Абидоса, Карнака и Луксора. Верховный жрец Херихор был главным министром при фараоне Рамсесе XI и после его смерти основал новую династию, став сам фараоном. Дело обычное в Древнем Египте. Обычными были и родственные узы верхушки жрецов с фараонами.
Верховные жрецы главных богов выдавали своих дочерей замуж за сыновей фараона и сами женились на его дочерях.
Чтобы сбросить тяготевшие его оковы жречества, Эхнатон решает заменить многобожие почитанием единого бога. На этот революционный для Древнего Египта шаг молодого реформатора вдохновило то, что, будучи воспитанником высшей жреческий школы и имея сан верховного жреца, он знал великую тайну, в которую были посвящены лишь члены коллегии верховных жрецов. Этой тайной было то, что при посвящении в верховные жрецы объясняли посвященному, что все многочисленные боги — это по своей сути лишь разные ипостаси единого Всевышнего, а многобожие — это только удобная форма для удержания в руках жрецов всех сторон жизни народа Египта. Эхнатон решает заменить многобожие поклонением единому богу — Солнцу.
В своей борьбе против самовластия жрецов великий реформатор нашел большую поддержку у своей умной и решительной жены Нефр-Эт. В популярной литературе она известна под именем Нефертити. Люди могут ничего не знать о великом фараоне и его тяжелой борьбе со жречеством, но имя Нефертити знают почти все. В этом одна из тайн того, как возникают, а затем начинают жить своей самостоятельной жизнью исторические мифы, совершенно не считаясь с реалиями истории. Именно в честь Нефертити поэты много веков слагали и слагают стихи, восхищаясь ее необыкновенной красотой. Садоводы выращивают в ее честь прекрасные цветы, а парфюмеры называют ее именем великолепные духи. Поклонение перед красотой Нефертити — это лишь порождение исторического мифа, ибо реальная египетская царица и верная жена фараона Эхнатона не выделялась какой-то необыкновенной красотой. Действительно же необыкновенными были ее ум и волевые качества. По своему влиянию на реформатора ее невольно хочется сравнить с влиянием на реформатора Горбачева его жены, Раисы Максимовны, также необыкновенно умной и волевой женщины. Что же до красоты, то известно, что при дворе Эхнатона были женщины и более красивые. Например, одна из его наложниц по имени Кайя была настолько красива и темпераментна, что на короткое время даже получила более пышную титулатуру, чем Нефертити.
Первым шагом фараона-реформатора была смена собственного имени: до переворота его, подобно отцу, звали Аменхотеп («угодный Амону»). Новое имя фараона Эхнатон означало «угодный Атону» — богу Солнца. Смена имени означала очень многое. По существу, это означало переход к новой религии, главой которой становился сам фараон. Интересно в связи с этим вспомнить, как во времена культа Сталина, было принято называть детей в честь большевистских богов Марленами и Владиленами, Сталинами и Октябринами. Рецидив появления таких имен произошел и во времена Брежнева. В результате этого, например, один из крупнейших в сегодняшней России криминальных авторитетов — Струганов (более известный по своей «кликухе» Паша-Цветомузыка) носит имя Вилор (Владимир Ильич Ленин — Организатор Революции).
Вторым шагом фараона-реформатора был перенос столицы из Фив, где был главный храм Амона-Ра и многочисленные храмы других богов, в новый город Ахетатон, в котором были возведены храмы только в честь бога Солнца Атона. Наконец, Эхнатон нанес по жречеству ряд не менее сокрушительных ударов. Так, фараон запретил жрецам под страхом тяжелейших наказаний пророчествовать. Центральной фигурой каждого египетского храма был «хему-печер» («раб бога»). В его обязанность входило истолкование воли божества, живущего в святилище храма. Эту волю он читал по знакам, которые давала «хему-печеру» статуя небесного властелина, а властелин земной — номарх или даже сам фараон — вынуждены были выполнять эти указания. Особенно, если они исходили от Амона, Осириса или Хора. «Предсказания богов» были одним из важнейших орудий в руках жрецов, позволявших им активно влиять на политику и военные дела.
Из своего окружения Эхнатон изгнал почти всех представителей старой, наследственной знати, тесно связанной со жрецами старых богов. Наоборот, много людей из простого народа — неджеса — выдвинулись при нем и стали опорой в его преобразованиях. Например, верховным жрецом храма Солнца в новой столице Ахетатоне стал Туту, который не был даже египтянином по происхождению.
Одним из немногих представителей старой знати при фараоне Эхнатоне остался муж его кормилицы Эйе, по египетской традиции носивший титул «отец бога». Эйе был не только советником Эхнатона, но и его личным врачом. Долгое время Эйе помогал фараону в его преобразованиях, но в конце 17-летнего правления Эхнатона, как свидетельствуют источники, он активно выступил против новых репрессий в отношении жрецов старых богов. Неясной представляется неожиданная смерть заболевшего Эхнатона в момент, когда из его приближенных при нем был только врач Эйе.
Вскоре после смерти Эхнатона старое жречество сумело взять полный реванш. Его собственные дети после смерти отца отказались от данных им имен и приняли «доперестроечные» имена. Построенный Эхнатоном столичный город Ахетатон был покинут жителями, и через некоторое время его засыпало песками. Сталицой Египта вновь становятся Фивы. Храмы этого города быстро возродились, получив от новых фараонов богатые дары. Если при Эхнатоне из священных надписей выскребались имена прежних богов, то в результате контрпереворота стало исчезать из папирусов-манускриптов само имя фараона-реформатора. По иронии Клио — музы истории — именно то, что город Ахетатон был практически сразу же после смерти Эхнатона заброшен, позволило сохранить в нем бесчисленные письменные и архитектурные памятники эпохи великого древнеегипетского реформатора. Сохранились вблизи города Ахетатона и гробницы Эхнатона и Нефертити, умершей вскоре после мужа. В этих гробницах тоже были найдены многочисленные письменные памятники, посвященные деяниям фараона Эхнатона и его жены.
Эхнатон не только боролся со самовластием жрецов, но также пытался в корне изменить внешнюю политику Египта. Он считал, что Египет достиг своих естественных границ и не нуждается более в завоевательных походах, во время которых гибнет большое число свободнорожденных египтян — крестьян и ремесленников, а большая часть захваченной добычи достается все тем же жрецам.
Необыкновенного расцвета достигло в правление Эхнатона искусство художников, скульпторов и архитекторов. Под покровительством великого реформатора, впервые в истории страны было разрешено отступать от раз и навсегда установленных в искусстве канонов. Среди других при дворе Эхнатона жил и творил выдающийся скульптор и художник — слепой Хесир. Именно благодаря его вдохновенному труду образ царицы Нефертити сохранился в веках. Увы, слепой художник оставил в дар потомкам лишь свой идеал красоты, но не образ подлинной царицы из Древнего Египта.
Как бы там ни было, но фараон Эхнатон навсегда вошел в историю как великий борец с засильем жрецов Древнего Египта, хотя одним из верховных жрецов был он сам.
В отличие от него, деяния Михаила Горбачева, сумевшего уничтожить «империю зла» и всевластие партии большевиков, генсеком которой был он сам, по моему мнению, еще не получили должной оценки.
Добавить комментарий