Моя тихая, внешне спокойная Оклахома снова переживает трагедию, какой не случалось за всю историю штата - водную. Она добавилась к взрыву 1995-го, унесшего 168 жизней и майскому торнадо 2000, за полминуты снесшему в столице 30 тысяч домов. Мои соседи по улице при звуках оповещающей сирены, несутся ко мне - у меня одной на всей улице есть подземный shelter. Сначала я посмеивалась над белым пластиковым гробом на 25 человек под моим drive way. После этого урагана мое отношение к убежищу поменялось.
В штате одна-единственная судоходная река - Arkansas River. Ширина ее сравнима с подмосковной Окой - метров 500, а мосты и того длиннее. И вот такой мост воскресным утром 26 мая обрушился и увлек на илистое дно 20 легковых машин и трайлеров с водителями и пассажирами. Первые спешили поздравить своих родственников с праздником, вторые - меряли рабочие километры на трансамериканской магистрали I-40 - "Ай форти", как говорят местные. Эта Interstate - одна из самых загруженных дорог страны from coast to coast, а также основной маршрут тяжеловесных грузовиков. Произошло это в 130 милях от Oklahoma City в местечке Webbers Falls, в 60 милях от речного порта Catoosa.
Очевидцы и уцелевшие рассказывают - картина была ужасная. Водители мчались по мосту со скоростью 110 километров в час, не подозревая, что он кончится на середине реки, и машины одна за одной посыпятся в воду. На них рухнут обломки моста.
30-метровый буксир компании Magnolia Marine Transport, Mississippi, толкал против течения две пустые баржи весом 400 и 500 тонн. По неизвестным причинам он отклонился от фарватера на 100 метров, и одна баржа ударила в несущую опору моста на трети его длины, которая составляет 0.25 ml или 600 метров. Мост обрушился.
Говорят, капитан буксира незадолго да столкновения passed out - потерял сознание. Баржи понесло
Пятеро друзей с инструктором подводного плавания собирались на праздники исследовать подводный мир чистейшего озера Tenkiller.. Вместо этого им довелось наощупь пробираться меж обломков искореженного металла и бетона в грязной реке Арканзас. Они прибыли на место аварии первыми - до водолазов специального подразделения полиции. Один из них завтракал в ресторане на озере около 8 часов утра. Узнав, что произошло, тут же позвонил по телефону остальной четверке. Ныряльщики схватили оборудование и приехали на место трагедии. Тут же разделились на 2 группы. 47-летний Хантер, 44-х летний Аллен и 46-летний Стейк погрузились на рыболовецкий катер. Двое других - 35-летний Шеферд и инструктор 24-летний Монтгомери - на другой. Но, добравшись на место катастрофы, мужчины, обладавшие пятилетним стажем ныряния, поняли, что найдут только погибших - такая вырисовывалась страшная картина. Сильное течение и дождливая погода затрудняли работу. А видимость под водой они обрисовали так: "Представьте себе, что вы вошли в кладовку и закрыли за собой дверь. Все действия - наощупь". Шеферд первый обнаружил искореженную легковушку, нащупал воздушную подушку (сработала) и водителя, ноги которого были зажаты корпусом машины. Понял, что тело ему не вытащить и ограничился тем, что установил буй. Через 5 часов они обнаружили другие жертвы и 4 автомобиля. А также поставили на импровизированный якорь застрявшую в опоре баржу - чтоб не двигалась. Район трагедии был тут же оцеплен, движение остановлено. Можно представить, сколько машин скопилось по обе стороны моста, одна треть которого провалилась. Ближайший мост в 5-8 милях.
Представители прессы и телевидения встретились с весьма недружелюбным приемом. Только было репортер Даллаского телевидения Брет Шипп взял интервью у мэра городка Jewel Horne, как полиция приказала ему убираться. Отправился в парк, чтобы сделать снимок реки, но был также оттуда выброшен. Телевидение Талсы подверглось трем попыткам полиции удалить их из частного владения, где они с согласия владельца расположились для трансляции. Корреспондент газеты The Oklahoman's Шейла Стогсдилл, которая сидела в стороне с родственниками погибших, была закована в наручники и некоторое время провела в полицейском участке, требуя объяснить, какое преступление она совершила. Позднее полиция извинилась перед репортерами и прессой за свои действия. А мэр города ударилась в слезы и попросила их вернуться.
Владельцы нового ресторана на берегу - Клиффорд и Дог Брауны собирались было устроить торжественное открытие своего заведения на Memorial Day. Они сочли кощунственным праздновать, когда такое случилось, и решили бесплатно кормить спасателей и родственников погибших. Окрестные жители принесли продукты. Дог Браун переехал в Оклахому в марте - из Калифорнии. Сказал, что был свидетелем многих стихийных бедствий, но такой картины еще не видел. В то утро он проверял счета, когда услышал звук, похожий на разорвавшуюся бомбу. Выглянул в окно и увидел, как 3 громадных грузовика и 4 легковых машины сыпятся с 20-метровой высоты в воду. Его стошнило....
Управлению транспорта Оклахомы попытались было вменить в вину, что опоры моста не были защищены. Они были. Как и требуется общеамериканскими стандартами - защищены "по течению". Я работаю в Department of Transportation уже пять лет в отделе Traffic Engineering. Проектирую установку светофоров и освещения по всему штату. Схемы, расчеты, чертежи, сметы. В первые годы не вылезала из командировок и проехала весь штат вдоль и поперек. По этому мосту ездила десятки раз. Видимо, Бог меня хранил. В Отделе мостов сидит второй русскоязычный - Марк Гурфинкель. Других соотечественников у нас в Управлении нет. Услышав о трагедии, я тут же ему позвонила. Он схватился за голову: "Теперь работы будет невпроворот". И точно: случившееся вмиг изменило все планы на полгода вперед. Нужно срочно выпустить чертежи ремонта, направить traffic в объезды, установить предупредительные знаки и посты, обеспечить безопасность и пропускную способность объездных шоссе, ежедневно давать свежую информацию публике.
Через обрушившийся мост проходило более 20 000 машин ежедневно. А теперь вся эта армада направится на SH-64 и другой мост, а мосты в Оклахоме не ремонтировались с 1985 года - нет денег. Многие мои сослуживцы теперь на телефоне 24 часа в сутки, готовые выехать в любую минуту. Другие у компьютеров.
"Эта трагедия - самая ужасная за все время существования Управления", - сказал прессе Гари Ридли, наш Директор. Главный инженер Брюс Тейлор добавил: "Четыре из девяти пролетов моста должны быть заменены. На ремонтные работы уйдет не менее 6 месяцев и 15 миллионов долларов. Самой трудной задачей будет обрушить поврежденные пролеты так, чтобы не вызвать крушения остальных. После этого будет произведена ультразвуковая проверка уцелевших конструкций моста и испытания на прочность. За денежной помощью придется обращаться к Правительству Соединенных Штатов. Есть надежда получить компенсацию от судоходной компании.
Следователи пытаются воссоздать картину произошедшего. В настоящее время капитан, 61-летний Уильям Джо Дедмон из Флоренции, штат Миссисипи, подвергается множеству тестов, в том числе и на алкоголь и наркотики. Все они дали отрицательные результаты - он не пьет и не курит. Никаких послужных нарушений за ним не значится. Капитан был в рубке и за штурвалом в момент аварии. За несколько минут до нее там находился и помощник. Что случилось после того, как он ушел?
Выяснилось, что в последние 42 часа, предшествующие катастрофе, капитан буксира спал меньше 10 часов. Правда, вопрос, что он заснул, не обсуждается. Сам Дедмон говорит, что он "неожиданно отключился". Следователи определили - время "отключения" составило 5-6 минут. Баржи за это время понесло. Дедмон рассказал - последнее, что он помнит, это зеленый буй фарватера, который находится в полумиле от моста. K действительности его вернул грохот. Может врачам удастся что-либо выяснить, но медицинская история капитана не содержит никаких настораживающих записей. А недосып - представители судоходной компании считают: он отдохнул достаточно.
Федеральные правила для штурманов буксиров не требуют определенного количества часов отдыха. Они только оговаривают не работать более 12 часов за 24-х часовую смену. Решение, сколько часов ему спать, оставляется на усмотрение самого капитана.
Дедмон приступил к своим обязанностям в 6 часов утра. Баржа воткнулась в опору моста почти через два часа - в 7 часов 45 минут. Проверили, в каком режиме капитан работал в последнее время. Оказалось, проработав 14.5 часов, он спал всего 3.5 часа... Затем снова бодрствовал 14.5 часов и до злополучной смены спал 6 часов. Хронический недосып мог сыграть свою роль, но это определят врачи.
Капитан охарактеризовывается со всех сторон положительно, как один из асов своего дела и прекрасный человек. В компании "Magnolia" проработал 12 лет, а общий капитанский стаж - 30 лет. Сейчас он буквально "убит" случившимся. Все, о чем может говорить - это о жертвах.
На сегодня извлечены 14 тел и 10 машин. Поиски продолжаются. Среди погибших 58-летние супруги из штата Орегон. Ещё: подруги-лошадницы, направляющиеся домой в Техас после выигранных состязаний (45 и 49 лет), их питомцы только что принесли приз - $7000. Дома одну из женщин, Гайл Шанахан, ждал жених. Семья Джонсон в возрасте 28 и 30 лет из штата Арканзас. Следователь оклахомской полиции с женой. Житель Юты. Семья с трехлетней дочкой, тело которой не найдено до сих пор. 35-летний солдат, ехавший из Калифорнии в Вирджинию... Из воды извлечены кроссовки, игрушки, садовые шланги и даже словари. Ничего не подозревавшие люди ехали по своим делам.
Билл Инхоуф, владелец спасательной службы сказал, что увиденное повергло его в глубокий шок. Особенно, когда со дна достали огромный трайлер, рассыпавшийся во время подъема, как картонная коробка.
Сейчас на место аварии прибыли специалисты из Калифорнии с опытом последствий землетрясений. Сосед - Губернатор Техаса предложил свою помощь.
Так или иначе, но к страхам возможных атак террористов и торнадо у оклахомцев, да и остальных теперь добавятся страхи пересечений больших мостов. И не без оснований. Это - Америка. Люди здесь хронически не досыпают. Я - тоже.
Добавить комментарий