Интервью с Олегом Калугиным "Президент России назвал меня предателем"

Опубликовано: 19 апреля 2002 г.
Рубрики:

Бывшему генералу КГБ Олегу Калугину, живущему с 1995 года в США, в Москве заочно предъявлено обвинение в измене родине. Раньше Олега Калугина обвиняли в разглашении государственной тайны. В беседе со мной Олег Калугин сказал, что в Москву не поедет ни в коем случае.

- Два года назад я написал президенту Владимиру Путину открытое письмо после того, как президент России назвал меня предателем. В этом письме я высказал свою точку зрения по поводу этих огульных обвинений, сказал, что господину президенту, который кончал юридический факультет Ленинградского университета, не мешало бы знать о том, что существует такой принцип, как "презумпция невиновности". Поскольку против меня никаких следственных или иных действий не предпринималось, обвинение мне не предъявлялось, на каком основании он называет меня предателем? Я сказал, что я с таким же успехом могу назвать президента военным преступником или вором, причем для этого есть некоторые основания, но все это будет не основано на законе. А в конце письма я написал, что в Россию путинскую я возвращаться не собираюсь и господин Путин может гордиться тем, что он открывает новую страницу в истории российской политической эмиграции.

Вот основа всей этой истории с "приглашением" Федеральной службы безопасности. Это не первый случай. В 1990 году военная прокуратура обвинила меня в аналогичных грехах. Если бы не краснодарцы, которые избрали меня миллионом с четвертью голосов народным депутатом СССР, то могли быть серьезные осложнения. Но я получил иммунитет и это, естественно, сыграло роль. Между прочим, после августа 1991 года, когда Михаил Горбачев реабилитировал меня, полностью отменив свой указ о лишении меня званий, я был приглашен в прокуратуру СССР, к военному прокурору. Он мне показал мое следственное дело и сказал совершенно откровенно, даже со смехом, что ваше КГБ пыталось выстроить дело, но ничего бы не получилось, хотя мы и были обязаны под их давлением завести дело.

Несколько позже меня пригласил последний генеральный прокурор СССР Трубин, который рассказал, как на него давил руководитель КГБ Крючков, требуя снятия иммунитета и предания меня суду. Тогда для меня это была драматическая страница жизни. Сегодня эти обвинения человека, который 12 лет не работает ни в каких органах, выглядит как фарс. Типичная история, которая повторяясь дважды, превращается в фарс.

- Судя по всему руководители российского ФСБ и не рассчитывали, что вы явитесь в Москву на допрос. Но они утверждают, что Калугин совершил преступление и должен нести за это ответственность. В каком преступлении вас обвиняют?

- В повестке не обозначена статья, по которой меня обвиняют. Написано: "явиться для допроса в качестве обвиняемого" и сказано, что в случае неявки я буду доставлен принудительно. Последующие выступления российской печати, за которой я слежу, подсказывают мысль о том, что мне приписывают дело Трофимоффа, полковника американской разведки, который был в мае прошлого года осужден и получил пожизненное заключение. Но как раз на днях в программе CBS полковник Трофимофф изворачивался и говорил, что все это ложь и его невинно осудили. В этой программе было показано, что в 1992 году архивист КГБ Василий Митрохин увез тысячи документов с собой в Англию, где среди многих агентов, переданных органам контрразведки Запада числились Роберт Липка, которого мне приписывали пять лет назад и Георгий Трофимофф. В телепрограмме даже были показаны документы, которые передавал Трофимов российской разведке. Так что эти два дела, которые мне приписывают, не стоят и выеденного яйца с точки зрения моего соучастия в совершении акта сдачи агентов органам госбезопасности. Ни тот ни другой не были сданы мною, а если говорить серьезно, то неужели вы думаете, что я только двоих знал. У меня в моем распоряжении были более пятисот агентов, иностранцев, не в Америке, а по всему миру. Из них две трети были сотрудниками органов безопасности и разведки разных стран.

Я лично усматриваю в этой очередной шумихе попытку ФСБ выйти из скандальной ситуации, в которой эта организация оказалась. Дела по шпионажу, которые они завели на Сутягина, Пасько, Никитина фактически разваливаются. Дело Поупа, которого отпустили, это была липа чистой воды. Теперь, как вы знаете, по России распространяется фильм об участии ФСБ во взрывах жилых домов в Москве и в попытке сделать это в Рязани. То есть ФСБ находится в такой ситуации, когда возможно парламентское расследование, народ начинает возбуждаться, надо отвлечь внимание. Опять возник Калугин. Это акт возмездия с их стороны. Надо искать виновных. Вот они здесь в Америке спрятались. Самое интересное, что за последние 10-15 лет на Запад сбежало или уехало около трех десятков сотрудников разведки и контрразведки. Многие живут в Америке. Никого не вспоминают. Все навалились на человека, который в свое время, еще в Советском Союзе поднял голос на КГБ и этого они простить до сих пор не могут.

- Как на ваш взгляд, насколько вероятна возможность того, что американские власти могут вас выдать России?

- В ФСБ на это и не рассчитывают. Это чистая пиаровщина на публику, чтобы публика знала, кто их истинные враги, не ФСБ, защитник их свободы и безопасности, а эти изгои и негодяи за рубежом. На днях Патрушев, директор ФСБ, кстати, мой выдвиженец в свое время, когда я еще работал в Ленинграде, заявил, что я нанес колоссальный ущерб органам безопасности. Честно говоря, я рассматриваю это как комплимент. Если они так считают, что это так ужасно, то поверьте, я расцениваю это как комплимент в мой адрес. Я 12 лет не работаю в КГБ. Речь идет о том, что ущерб, нанесенный мною, относится к советской действительности. В книге мемуаров "Личное дело" бывшего руководителя КГБ Крючкова я обнаружил замечательную фразу. Он пишет, что Бакатин и Калугин являются единомышленниками, а вернее сообщниками Александра Яковлева по развалу Союза, по развалу комитета госбезопасности. Я прочитал и, вы знаете, я возгордился. Насчет Союза, может, быть нет, а насчет развала комитета госбезопасности, честное слово, я благодарен Крючкову за такую высокую оценку.

То, что сейчас Путин решил взяться за "предателей", это признак реанимации советского КГБ. Эта жажда мести, жажда реванша всегда существовала. Критика и поношения в мой адрес раздавались в течение десяти лет. Я просто не обращал на это внимание. Но с приходом Путина к власти пришло КГБ. Кремль управляется сегодня сотрудниками КГБ. И при всем том, что это относительно новое поколение, их менталитет, их привычки все рассматривать сквозь призму подозрительности и недоверия к людям, это сохранилось полностью. Поэтому то, что происходит сейчас, это очень откровенный и ярко выраженный пример того, как КГБ начинает закручивать гайки в стране. В стране снова воцаряется атмосфера страха. Люди снова начинают бояться.

- Некоторые считают, а чего Калугину бояться? Он считает себя совершенно правым. Пусть явится в прокуратуру и докажет свою правоту. Если будет суд, то он будет под пристальным вниманием мировой прессы. На его стороне будет общественное мнение, во всяком случае на Западе. И не в интересах президента России, стоящего на прозападных позициях, вызывать ажиотаж вокруг этого процесса.

- Мне все это не интересно. Ко мне здесь относятся с уважением. Страна, которая меня оплевала, я имею в виду не народ, а тех, кто имеет доступ к средствам массовой информации, эта страна меня не волнует сегодня. Мне жалко российский народ. Ехать туда и оправдываться у меня абсолютно нет ни малейшего желания. Бремя доказательств лежит на обвиняющей стороне. Пусть себе доказывают. Я буду с удовольствием смотреть и комментировать.

У меня никогда не было желания возвращаться в Россию, даже на короткое время, в отпуск. У меня нет желания связываться с системой, которая вновь возвращается. У меня желание жить без клеветы, без поношений. Я нашел такую жизнь в Америке. Зачем мне на 68-м году ехать в страну, где меня оплевали и унизили!

- Про вас пишут, что вы виновны в том, что сдавали отдельных сотрудников спецслужб. И даже открыто называли некоторых, в частности, в ваших мемуарах.

- В моих мемуарах, если вы читали, написано, например, что сотрудник американской венной разведки в Западной Германии был агентом КГБ. Ну и что, там их было тысячи. Допустим, этого сотрудника вычислили. Для того, чтобы посадить в России человека, достаточно доноса одного или двух стукачей. В Америке для того, чтобы посадить человека нужны весомые доказательства. Даже если бы я называл фамилии людей, их бы никто никогда не посадил в тюрьму. Мало ли что мог сказать Калугин или кто угодно! Может он сумасшедший, может он провокатор.

Я бываю в Вашингтоне на разных приемах, в том числе и дипломатических. Я встречаю на приемах отдельных американцев, которые смотрят внимательно в глаза и спрашивают - а вы не знали советника МИДа СССР такого-то. И называют резидента КГБ. Я говорю, что не знал. Спрашивают про других. И не зря спрашивают. Эти люди были руководителями этого человека, как агента советской разведки, который живет сегодня в Америке. Я их встречаю здесь. Они смотрят мне заискивающе в глаза, пытаясь выяснить, донес я на них или нет. Живы-здоровы ребята, правда, они на пенсии.

- К Эймсу и Ханссену вы имели отношение?

- Абсолютно никакого. Вы знаете, что Ханссену предложили сделку, вместо смертной казни пожизненное заключение, при условии, что он расскажет все, что он натворил. Вышло уже две книги о Ханссене, будут еще две или три, будут два кинофильма, в одном из них я выступаю вместе с выдающимся американским писателем Норманом Мейлером. Мы с ним рассуждаем о психологии предательства.

- Мне доводилось о вас читать, что вы в Америке прозябаете, едва зарабатываете на хлеб свой насущный, водите экскурсии, словом, занимаетесь, чем придется. Как у вас здесь жизнь складывается?

- В отличие от всяких перебежчиков, я приехал в Америку добровольно. Я приехал не на заработки. В Москве я зарабатывал минимум 5 тысяч долларов в месяц. Финансовая сторона меня никогда не интересовала. Когда я приехал в Америку, зарплата у меня была на том же уровне. Меня очень активно использовали университеты, различные исследовательские центры, я являюсь консультантом министерства энергетики, министерства обороны США, я профессор центра по изучению проблем безопасности, я член совета директоров международного шпионского музея, который открывается в Вашингтоне в конце июня, читаю лекции. Мое положение здесь абсолютно прочное. Что касается экскурсий автобусных, то я здесь был одним из закоперщиков этого дела и я на первых трех-четырех экскурсиях выступал в качестве гида для того, чтобы поднять планку интереса. Сами понимаете, с рекламной точки зрения гораздо интереснее, когда генерал КГБ рассказывает вам что-то. Эта эпоха прошла, сейчас этим занимаются другие люди, я свое дело сделал. Некоторые мои коллеги в Москве писали - ну до чего же опустился Калугин, генерал стал гидом. Это советский менталитет, некое советское дворянство, выпестованное из рабоче-крестьянской среды. Я такой человек по природе, что мне не чужда никакая работа, если она мне нравится. Я общался с людьми, я им объяснял, я их просвещал, если хотите. Это мне доставляет удовольствие. В Америке любой труд уважаем, это надо приветствовать.

- Как вы оцениваете деятельность американских спецслуж? Нередко слышишь вопросы - как могли допустить события 11 сентября, почему до сих пор на свободе Бен Ладен, почему не найдены распространители антракса? Насколько эффективно действуют представители спецслужб, на ваш взгляд?.

- Америка никогда не была полицейским государством. Проблемы безопасности, особенно защиты граждан от внешнего нападения всегда были на заднем плане. Америка, окруженная океанами, считала себя в безопасности. Перл-Харбор был первым звонком, но опять - таки это было на тихоокеанском просторе.

Нет в Америке той системы и психологии бдительности, которая так характерна для СССР и России и даже для некоторых западных стран. В Швейцарии, например, граждане очень бдительны к посторонним лицам, они могут настучать в полицию очень быстро, если увидят что-нибудь подозрительное.

Самая, пожалуй, главная слабость в спецслужбах Америки - это чрезмерная опора на технические средства разведки, на электронные перехваты, на подслушивание международных линий, космическую разведку. А вот агентурная разведка, основа любой деятельности, была запущена. До 1952 года в СССР не было ни одного агента американской разведки. Это факт. В электронной разведке американцы преуспели, но запустили человеческий фактор. Нельзя узнать планы противника, если вы не близки к руководителям, организаторам различных акций - военных, террористических.

Сколько раз американские учреждения за границей подвергались различным атакам и разрушениям. И тем не менее американцы не имели своей агентуры внутри этих организаций. Я говорил с отставными работниками ЦРУ на эту тему. Они мне говорят - как мы можем найти мусульманина, который будет на нас работать? Но ведь для этого и существует разведка. Полно мусульман в Америке и я уверен, значительная часть вполне лояльна к Америке и найдутся люди, готовые на риск.

- Не только мусульмане. Уокер ведь смог проникнуть к талибам.

- Да, чистый американец, который вошел в группу и стал членом этой группы и мог бы давать классную информацию. Это требует времени. Это, кстати, характерно для американских спецслужб - нетерпение, отсутствие желания долго трудиться над чем-то, что не дает немедленного результата. Это в американской психологии заложено, в отличие от, скажем, русской и тем более китайской.

Уничтожение таких людей как Бен Ладен абсолютно необходимо, но это не решение вопроса. Надо бороться с истоками, корнями того, что питает и создает экстремизм, где бы он ни был.

На мой взгляд, на первом этапе борьбы с терроризмом дело идет неплохо. Я с удовлетворением наблюдаю за тем, как американцы разгромили основные силы Аль-Каиды в Афганистане, как они сумели опереться на оппозиционные силы, как они сейчас пытаются продолжить военные действия, сопровождая их экономической помощью и попытками обустроить афганское общество. На сегодняшний день, как мне кажется, все идет в правильном направлении.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки