Оклахома

Опубликовано: 5 апреля 2002 г.
Рубрики:

Окончание. Начало см. Номер 5(21).

Индейские резервации и политическая корректность

Чтобы избежать многочисленных светофоров и "пробок" на городских улицах, мы используем HW75. Он идет с востока штата и пересекает Тулсу. На дороге мы часто встречаем автомашины с красными номерными знаками и надписью Native American. Такие знаки могут получить только исконные жители этой земли, индейцы. На HW75 таких машин много потому, что на северо-востоке штата у подножия гор Озарк, около реки Иллинойс и озера Тенкиллер располагается Cherokee county. Земли, принадлежащие индейскому племени Чероки. Мы любим ездить в эти края, поездки каждый раз оставляют неизгладимые впечатления

Многочисленные боевики и приключенческие романы сформировали в моей голове устойчивый образ Индейской резервации. Это некое тесное пространство, обнесенное проволокой, с вытоптанной землей, заполненное вигвамами или жалкими домишками с толпами полуодетых детей. Конечно, эта картина не имеет ничего общего с действительностью.

Так называемая, резервация - это огромная территория (751 квадратная миля) покрытая холмами, степями и лесами. Эти богатые земли, содержащие уголь и нефть, принадлежали Cherokee Nation с незапамятных веков. Более того, в 1838 году все Cherokee people были насильно изгнаны с их племенных территорий в Северной Каролине, Джорджии, Теннесси и Алабаме и переселены сюда. В настоящее время здесь проживает 42521 Native Americans, причем треть населения - это жители столицы Tahlequar.

В настоящее время поселение по строению напоминает клеточную "мембрану", поток различных веществ через которую возможен только в одном направлении. Индейцы могут жить везде, в том числе, и на свой исконной территории, а вот остальные граждане Америки селиться здесь не имеют права. Только если документально докажут в своей родословной наличие не менее 1/8 "индейской крови".

В этой "стране" свои города, правительство, суды, школы, университеты, центры народного прикладного искусства. Ее народ гордится, что здание правительства здесь сохранилось с 1867 года, здание Национальной тюрьмы с 1874 года, суда - с 1844 года. И при этом, у них отличный web-сайт, дающий обширную справочную и правительственную информацию.

Конечно, изгнание индейцев с собственных земель было ужасным преступлением южан. До сих пор путь, по которому двигались индейцы в Оклахому, называют "дорогой слез". Но следует отметить, что приняла-то изгнанников мирная Оклахома. Кроме того, прошло уже почти два века с того постыдного в истории момента, а вся страна продолжает расплачиваться за деяние южных колонистов. Native Americans имеют право на бесплатное обучение во всех школах и университетах страны, даже частных. У них бесплатное медицинское обслуживание, даже лекарства, они получают безвозмездную ссуду на строительство домов на принадлежащей племени территории. Они обладают лицензией на торговлю табачными изделиями в стране, на их территориях имеют право работать казино, запрещенные по закону во всех штатах кроме Невады, и т.д. и т.п. То есть правительство создает им привилегированные условия, позволяющие заработать.

Native Americans живут не только в Cherokee county, но и в других районах Оклахомы. Поэтому осенью во многих городах традиционно проходят Индейские фестивали. Зрелище яркое. Но делаются эти фестивали не столько для зрителей, сколько для участников. Празднество открывают вожди племени, облаченные в красочные одежды, передающиеся по наследству. Под звуки барабанов в священном танце они проходят по площади. Несмотря на всю серьезность момента, они остаются простыми и милыми людьми. Я насмелилась попросить разрешения сделать фото. Разговаривали они очень приветливо, и не только позволили сфотографировать, но ответили на многие вопросы.

На фестиваль жители пришли в национальных одеждах. Было много разных конкурсов, в том числе и конкурс индейских ритуальных танцев. На площадь выходили все, кто был в национальном костюме. Женщины, мужчины, подростки, совсем маленькие дети ритмично двигались, почти в неизмененном виде повторяя движения, которые индейцы вытанцовывали много веков назад. Всех привел в восторг двухлетний карапуз. Крепкий, загорелый, он был в традиционном индейском мужском головном уборе, мокасинах и... памперсах.

На прилегающих улицах яркими красками притягивала прохожих ярмарка-продажа изделий народного творчества. Серебряные украшения с бирюзой, шерстяные одеяла, одежда из замши, картины, керамика... Безумной красоты изделия. Но и цены, конечно, очень высокие. Ручная работа высоко ценится.

Осознать такой феномен, как индейская культура, существование ее в современной действительности без вопиющих атавизмов, невозможно. Всякий раз, когда я общаюсь с Native Americans, наблюдаю за их жизнью или просто держу в руках изделия, сделанные ими, я испытываю удивление на грани шока.

Бизоны и прерийные собачки

Если восточная часть Оклахомы принадлежит Native Americans, то западная - другим исконным обитателям прерий. Здесь в заповеднике "Высокие травы", простершемся на 39 тысяч акров, живут бизоны.

Первоначально прерии занимали 142 миллиона акров в 14 штатах Америки. Заросшие высокой травой и населенные "зверями, птицами и гадами", они представляли собой основной тип экосистем Северной Америки. В настоящее время осталось менее 10% прерий в первозданном виде, большая часть их используется фермерами. Это так называемая "America's breadbasket" - "Американская хлебная корзина". Ненарушенные прерии сохранились только в Оклахоме и Канзасе.

В заповеднике "Высокие травы" проживают 3200 бизонов. Живут вольготно, на каждого приходится более 10 поросших вкусной травой акров. Вся территория заповедника огорожена прочным забором. Для туристов проложены дороги, позволяющие наблюдать жизнь в стадах, не выходя из машины. Автомобили покидать не рекомендуется, даже если стада бизонов нет в пределах видимости. В заповеднике, как и во всех природных экосистемах прерий, много змей и кусающих и жалящих насекомых.

В лучах заходящего солнца золотистые травы прерий, с темными силуэтами мощных животных на горизонте, представляют собой совершенно фантастическое зрелище. Нам повезло. Стадо как раз переходило дорогу. Самцы выказали нам свое абсолютное безразличие, тогда как мамы с детенышами остановились в десятке метров и стали рассматривать нас и автомобиль. Впрочем, может быт, им просто хотелось сфотографироваться. Позы их были совершенно непринужденны. Чего нельзя сказать обо мне. Когда огромные, головастые, лохматые тела бизонов медленно проплывали сзади и спереди, я все ждала, что один из них внезапно впадет в ярость и проткнет наш автомобиль рогами, как шампур шашлык.

Хорошо в диких прериях! Внутри просыпается ощущение безграничной свободы и красоты. Мы даже высунулись из машины и покричали во весь голос. И никто не забрал нас в сумасшедший дом. Потому, что никого кроме бизонов там не было. А бизоны сами ревут иногда.

Для научной работы и обустройства заповедника "Высокие травы" в 1989 году было собрано 15 миллионов долларов. Это было сделано по инициативе природоохранных организаций. Но иногда наши "братья меньшие" проявляют свою собственную инициативу, и ставят "старшего брата" перед лицом факта.

Этим летом в нашем городе журналисты, "зеленые" и простые жители подняли большой шум.

В Биксби, это южная часть Тулсы, поселились прерийные собачки. Их норы с большими холмами выброшенной земли стали "украшением" газонов вокруг авторемонтной станции. Место для проживания, прямо скажем, выбрали они странное и далеко не лучшее. С одной стороны ремонтная мастерская с десятками автомобилей, с другой стороны highway, а с третьей - торговый центр и пиццерия. Но о вкусах не спорят. Может им нравится пицца, которой местные жители их угощают. Зверьки хватают кусочки угощения, быстро утаскивают их в норку и появляются опять, выражая готовность принять следующую порцию.

Все бы хорошо, вот только хозяину автомастерской не нравилось, что животные совершенно реконструировали его зеленый газон. Подстригать траву невозможно. Он стал грозить, что отстреляет их всех. Но на защиту представителей "дикой природы" встала общественность. Хозяин мастерской дошел до такого состояния, что набросился на тележурналистов с камерой. Начались многочисленные заседания и слушания. В результате пришли к решению, что прерийных собачек переселят в заповедник. Для этого жители собрали необходимую сумму денег. Постановление постановлением, но после телевизионной шумихи прошел уже почти год, а собачки и ныне там. Мы всегда заранее выглядываем из машины, чтобы полюбоваться их хлопотливой деятельностью, когда проезжаем по этой улице.

Зверьки такие забавные! Хотя я не знаю, как бы мне понравилось, если бы они порушили все цветочные клумбы и газоны около моего дома... В ручье, около дома наших знакомых поселились бобры. Вся семья с интересом наблюдала, как они строят плотину. А потом пошел ливень и район затопило, вышедшей из берегов водой. Соседи стали требовать расчистить ручей. Глава семейства договорился со своей матерью, которая имела дом в "country side", что она примет "непризнанных строителей" к себе. За перевоз животных пришлось заплатить "Animal control" (служба контролирующая животных в городе) 10 тысяч долларов. Но зато проблема была решена и все счастливы. Только через некоторое время стали поступать нарекания от мамы. Животные быстро размножились, их уже более 50, и каждый из них обустраивает окружающую среду по собственному проекту.

Как все непросто в этом мире! Однако на Оклахоме ухитряются сохранить природу и получать удовольствие от общения с ней.

Страсти и пристрастия

Оклахома - родина многих "нефтяных королей", которые делают ей дорогие подарки: музеи, парки, больницы, школы. Семья Mr. и Mrs. William K. Warren в 1960 году подарила городу огромный госпиталь, который уже много лет заслуженно занимает первую позицию в рейтинге подобных учреждений. Миллионер Thomas Gilcreas, потомок белого мужчины и женщины, рожденной в индейском племени Creek, преподнес согражданам самое дорогое, чему посвятил всю свою жизнь: музей, художественная коллекция которого насчитывает 10 тыс. произведений искусств, и библиотеку - 100 тыс. книг, манускриптов, документов и карт, начиная с 1494 года. Здесь великолепный балет, опера, филармония. Огромные концертные залы. Много авторитетных университетов с именитыми преподавателями. Например, в Tulsa University курс русской поэзии читает Евгений Евтушенко. То есть, жизнь здесь комфортна, желающие ублажить душу и разум найдут все необходимое.

Однако подавляющую часть Оклахомцев нельзя отнести к завсегдатаям музеев и концертных залов. По музейной статистике, например, основная часть посетителей - это приезжие и туристы. Выходные дни местные жители предпочитают проводить "на природе". В Оклахоме не только бизоны живут вольготно, но и люди. Нигде на севере я не видела таких больших ранчо, как в Оклахоме и Техасе, несколько сот, а порой и тысяч акров. В городах участок у дома составляет в среднем 4 акра (в Калифорнии 0.25 акра). Ближайшие соседи в гости друг к другу не ходят, а ездят.

В руководстве по дорожному движению написано, что из-за больших частных земельных участков, города Оклахомы занимают обширные территории, и чтобы навестить друзей или сделать закупки продуктов, приходится много времени проводить в дороге. Лимиты скорости на дорогах здесь выше, чем в других штатах. Популярны сильные и большие траки: Ford, Chevrolet, Dodge, Land Rover. Седанов, особенно японских, здесь гораздо меньше. В условиях интенсивного дорожного движения всех водителей призывают быть доброжелательными и прощать друг другу неизбежные ошибки.

И действительно, - прощают. Однажды, вскоре после получения водительских прав, я заблокировала, по неопытности, перекресток на одной из оживленных улиц в "час пик". Дочь, которая сидела рядом, была уже в полуобморочном состояния от гремучей смеси чувств. В России меня непременно побили бы, как героев "Двенадцати стульев" у Ильфа и Петрова. А тут посмеялись, помахали рукой и позволили проделать под светофором все необходимые мне совершенно фантастические по идиотству маневры.

Любят здесь не только автомобили, но и лошадей. Очень многие семьи, проживающие в городе, имеют 3-4 лошади. Содержат их на ранчо за плату. А в выходные дни семьи отправляются за город проведать любимцев, провести с ним время и покататься. Некоторые специально покупают дома на окраине города в районах с большими участками, где позволительно держать лошадей. Лошадей или пони принято дарить детям на день рождения.

Вскоре после переезда в Оклахому муж и дочь, естественно, тоже захотели приобрести лошадь. Зная, что вся их "любовь к животным" в конечном итоге происходит "за мой счет", я заняла жесткую позицию сопротивления и в качестве веского аргумента привела несоответствие размеров кровати и лошади. Дело в том, что все животные выбирают хозяином меня и переходят спать на мою постель. Поэтому я очень категорично сказала, что свободного места на моей кровати больше нет. Аргумент пока действует.

Благодаря своей красоте и колоритности, Оклахома является местом действия не только многих художественных фильмов, о ней слагают популярные песни. В одной из них говорится, что Оклахома, как инфекционная болезнь, заражает любовью к ней всех, однажды побывавших под ее ярким, синим небом, на ее живописных холмах и в величественных прериях: Oklahoma blue!

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки