В ночь на 22 января приговор был приведен в исполнение: одна рука повернула рубильник, другая - выдернула телефонный штекер. Телестудия ТВ-6 была обесточена, лишена факсов, интернета и всякой связи, включая почтовых голубей, которыми не успели обзавестись заранее. Прежде, при закрытии, вернее, при изменении хозяина НТВ, присылали судебных исполнителей в здание, там их не пускали свои, местные охранники... Бывали случаи столкновения с укладыванием "своих" ухом на снег, в других конторах бывало даже и со стрельбой. Еще раньше кроме телефонов и электричества, в Белом доме отключали воду и канализацию, и вообще там дело доходило до стрельбы из танков.
Сейчас все произошло быстро, гладко и... законно. За 2 минуты до полночи экран потух на полуслове. Утром любители ТВ-6 взвыли, поздравляя зрителей с внедрением авангардного искусства в народные биомассы ("Черный квадрат" Малевича - в каждый дом"). Петербургские коллеги угощали "Лебединым озером" с толстым намеком. Светлана Сорокина, ведущая программы "Глас народа" сравнила закрытие ТВ-6 с повторным повешением, которое на Руси никогда не практиковалось. Она успела воскликнуть: "У меня такое чувство, как будто меня повесили дважды. Никаких планов я не строю - у кого-то, возможно, и есть запасные аэродромы - у меня нет".
Предыстория весьма драматична. Полгода назад по решению акционеров и решению судов на НТВ пришло новое руководство. Старое, с частью примкнувших к ним ведущих (той же Сорокиной, Шендеровича, Осокина и др.) ушли на ТВ-6, единственную телестанцию, оставшуюся в руках у беглого олигарха Березовского. Старая команда ТВ-6 не ужилась со звездами, особенно с Евгением Киселевым, ставшим гендиректором ТВ-6 и тоже разбрелась в разные стороны, кляня новоявленных кукушат. Главная беда ТВ-6 была как раз в том, что она принадлежала на правах главного акционера Борису Абрамовичу, который вдруг стал буйным оракулом. Он с периодичностью несколько раз в месяц начал вещать о скорейшем падении президента Путина. Призывать к этому. В конце лета назначил последнюю дату - до нового года рухнет президент и его тоталитарно-авторитарный режим. В новом году объяснял несбывшееся диким случаем: дескать, повезло Путину несказанно. 11 сентября Усама напал на Америку, Путин подсуетился, первым объявил Бушу "Мы с вами" и получил его поддержку. А так бы... И тогда же обратился к Волошину, Чубайсу и другим с призывом не стыдиться звания "члена Семьи", близости к рыночно-демократическому Ельцину, призвал их объединиться и дать отпор диктатору. Для этой же цели в конце года он создал новое движение "Либеральная Россия" во главе с малонормальным Юшенковым, наполеоновским Похлебкиным и аморфным Рыбаковым. Главное его упование было на ТВ-6. На Киселева, как ранее на Доренко. Киселев размажет тирана, как тот размазывал Лужкова. Он покажет его гнилое нутро. А потом призовет людей на баррикады, на восстание, на штурм бастиона тоталитаризма. Для придания Киселеву мощи и решимости не отступать, олигарх выдавал ему уже не 20 тыс. долларов, как на НТВ, а 30 тыс. в месяц и 15 процентов акций. Но Киселев, обжегшись на НТВ, на двух митингах, которые он собирал весной прошлого года, на песне веселых и романтичных пиратов "За нами гонится эскадра по пятам" с ревом "И прав был капитан - еще не вечер", стал очень осторожным. Борис Абрамович с его миллиардами далеко, хотя и находится в уголовном розыске, а Киселев, - хотя и не находится, но зато сидит очень близко от Генеральной Прокуратуры во главе с готовым на все генпрокурором Устиновым. Причем Киселев ведет настолько сладостную жизнь, что он и помыслить не может ходить на допросы, вместо езды в приют сладких отдохновений.
Власть хмуро наблюдала за эволюциями пары Березовский-Киселев. Иметь под боком информационную бомбу, которая может в любой момент запустить дезу, как это уже было на НТВ, когда там уже после разоблачения фальшивки крутили ленту о захоронении "невинно убиенных мирных жителей Чечни", и когда явный провокатор со "Свободы" (откуда его давно погнали) Андрей Бабицкий был героем нашего времени? Напомню, что тогда журналист Олег Блоцкий (он недавно выпустил книгу "Путин: История жизни") приобрел у начальника похоронной военной команды видеопленку с видами общей могилы (то было захоронение тел боевиков, привезенных из разных мест), но сенсации она особой не предвещала и Блоцкий продал пленку немецкому щелкоперу за 500 долларов, который дал ей новое направление, мол, это тела замученных мирных людей. Потом мюнхенская станция принесла извинения, щелкопера уволили, а НТВ все с упоением крутила фильм с фальшивым немецким комментарием.
Березовский в последнее время много говорит о том, что взрывы в Москве и Волгодонске были подготовлены ФСБ с целью раскрутить рейтинг Путина и обосновать начало второй чеченской войны. Беглый олигарх обещал предоставить доказательства и показать их по ТВ-6.
Как вы думаете, может ли подобное допустить власть? Учитывая, что это, допустим, сплошная деза, на которой беглый давно набил руку. Помните полковника ФСБ Александра Литвиненкo, который вдруг дал показания, что получил приказ на ликвидацию Березовского (ныне этот полковник тоже удрал в Англию)?
Киселев, Сорокина и некоторые особо приближенные лица получали огромные зарплаты. Но в целом ТВ-6 была в большом прогаре. Ее рекламные поступления никак не компенсировали диких расходов революционного олигарха. И ничего не сулили для других акционеров. Из коих вторым по значимости был неправительственный пенсионный фонд "Лукойл-Гарант" с его какими-то 20-ю с небольшим процентами акций. Однако, как акционер, Лукойл-Гарант хотел иметь свой гран-кусок, ссылаясь на нужды своих пенсионеров, которым ведь он гарантировал прибавку к пенсиям (хотя бы и самим названием). Осенью, после очередных пифийских пророчеств олигарха насчет неминуемого падения Путина, Лукойлу посоветовали подать в суд с требованием закрыть предприятие, которое не дает обещанных дивидендов на свои акции. В конечном итоге арбитражный суд признал претензии Лукойла справедливыми и принял решение о закрытии убыточной компании (согласно Гражданскому кодексу, статья 61, часть 2). ТВ-6 не согласилась и заявила протест, слушание которого было назначено на зиму этого года. Этот протест по просьбе ТВ-6 и с согласия Лукойла вдруг ускорили и слушание в суде состоялось 29 декабря 2001 года. Произошло маленькое чудо: суд удовлетворил протест и постановил послать дело на новое расследование. Это почему же? А потому, что суд вдруг получил документы о том, что ТВ-6 вовсе не убыточное предприятие, а процветающая фирма с приличным доходом. Лукойловцы оказались в шоке - документы о прибыльности ТВ-6 ее адвокаты предъявили прямо в суде, что возымело вид выпрыгнувшего из шляпы иллюзиониста кролика. Весь год компания была в убытке, еще в конце ноября ничего не светило - и вдруг! Киселев сиял и давал победные интервью. Дружественная пресса писала о наглой попытке властей утопить прибыльную компанию, поскольку идет последний бой за свободу слова, и только ТВ-6 стоит горой и стеной за эту свободу. И эта стена не позволяет дракону деспотизма прорваться на оперативный простор, круша направо и налево демократические завоевания и обрушивая с таким трудом возведенный рынок на головы новых русских предпринимателей. Радиостанция "Эхо Москвы" горным эхом вторила кличу за свободу слова.
Сразу же после радостной встречи нового года судья Эдуард Ренов на правах контрольной инстанции затребовал материалы дела и по оперативной наводке быстро установил (3 января), что деньги якобы за рекламные услуги перечислены на счета НТВ только в начале и середине декабря. Таким-то вот образом убыточная контора неожиданно стала процветающей. Установили и пути поступления от третьих фирм, срочно нуждающихся в рекламе на ТВ-6, равно как и то, что единственным финансовым источником этих третьих фирм является все тот же неувядаемый Борис Абрамович. Он всегда похвалялся, что просчитывает ходы на 5 шагов вперед. А судья Ренов просчитал всего на пару назад. И принял решение передать материалы сразу в Президиум Высшего Арбитражного суда, дабы он рассмотрел дело и подтвердил (или опроверг) решение своего же Арбитражного суда о закрытии ТВ-6. Обычно дела в Арбитражном суде, тем более в его Президиуме ждут своего часа многими месяцами и даже годами, но здесь оно было рассмотрено уже 11 января - через 5 дней после попадания к ним на стол!
Это, конечно же, политическое дело. Но не только со стороны власти (и президента), но и со стороны Березовского тоже. 15 января, будучи в Париже, Путин сказал, что странные дела творятся на Руси: если кто-то украдет мешок картошки, его посадят, а если некто украдет сотни миллионов, а потом приобретет на них телестанцию, он - защитник свободы слова. Несколько ранее, на пресс-конференции, на вопрос, что он думает о Березовском, Путин ответил с обезоруживающей улыбкой: "А кто это?", вызвав хохот всего зала. Но тут же развеял сомнения в том, что ему незнаком этот персонаж: "Борис Абрамович человек умный, но он все время кого-то хочет снимать и назначать". Борис Абрамович тоже имеет все основания быть недовольным неблагодарным Путиным. Когда олигарх давал деньги на предвыборную кампанию Ельцина, никто ему не говорил, что он их украл у народа. Напротив, после этого он взамен имел искомое - занятие любимой политикой в чине замсекретаря Совбеза, а позже - исполнительного секретаря "союзного государства" Россия-Белоруссия. Когда он дал деньги на организацию путинской партии "Единство" и на проведение его предвыборной кампании зимой и весной 2000 года, тоже никто не возражал и не вскрикивал: "Откуда деньги?" И Борис Абрамович ждал благодарности, если не в виде постов, то хотя бы в виде признания за ним неоспоримой должности серого кардинала, который, вот именно, будет снимать и назначать, а благодарного Путина видел в почтительной позе ученика, приезжающего к нему за ценными указаниями и пользительными советами. Путин же оказался грубым. Нарушил заповедь чеховского героя, который учил, что главная потребность и обязанность обывателя - тренировать себя в чувстве благодарности. Он дал понять, что максимум, на который может рассчитывать Березовский - это на то же, что и другие олигархи - равноудалиться от трона, забыть о политических амбициях, более не воровать (то есть - никаких приватизаций) и жить в свое удовольствие. Тогда их не тронут. Ибо страна в таком отчаянном положении, что думать нужно не о дальнейших разбуханиях пиявистых олигархов, а о спасении народа. Но если другие это поняли (известное совещание Путина с олигархами год назад, на котором сметливый Ходорковский радостно сообщил, что экс-олигархи собрали на нужды страны 20 миллиардов долларов и тут же преподнес их реквизиты президенту), то Гусинский и Березовский - нет. Ибо только они считали себя властителями дум, вещая населению в уши и слепя глаза своими НТВ и ТВ-6. Гусинский в итоге бежал, и только должность вице-президента Всемирного еврейского конгресса спасла его от выдачи Москве через Интерпол за масштабные финансовые махинации. Отказ от "Семьи" просвечивает в такой малой детали. Бывшая советница Ельцина, его дочь Татьяна Дьяченко, которая сменила фамилию на Юмашеву и в марте поедет рожать наследника (в 42 года) бывшему приемному сыну и главе ельцинской администрации Валентину Юмашеву, выступила с заявлением, что она никоим образом не хочет заниматься политикой, а ищет судьбы верной жены и добродетельной матери, ибо Путин дал ей понять: защищать интересы "Семьи" он более не сможет. А Борис Абрамович оказался стойким оловянным солдатиком и объявил войну за себя и за того парня Гусинского. Для чего станцию нужно было держать на плаву. Вот и нашлись очередные миллионы из бывших закромов родины на пересылку "за рекламу". Председатель Президиума Высшего арбитражного суда Вячеслав Яковлев - тоже фигура политическая. Он быстро все понял, липу с переводом увидел и под его проницательным взглядом Президиум подтвердил решение арбитражного суда о закрытии станции. То был удар! На суд прибыли Киселев со сторонниками, с букетами поздравительных цветов за блестящую победу над драконом, семь видеокамер должны были запечатлеть триумф борца за свободу слова. Но.... пришлось снимать нечто поникшее, хныкающее и длинно рассуждающее о полном падении и деградации института суда в России, который несмотря на прибыль, что делает все претензии Лукойл-Гаранта беспочвенными, по требованию Кремля принимает дикое противоправное решение. 20 января происходят два замечательных события. Первое - на экране появляются очередные "Куклы" (на НТВ!). Сюжет таков: главный хирург и главврач больницы Путин вместе с бывшим главврачом Ельциным (ныне он ассистент хирурга Путина) проводят операции. Режут не того и не там (оперируют санитара Устинова, который, поддав, случайно заснул на операционном столе). Говорят при этом, что у пациента внутренние органы очень большие, выпирают и выдавливают остатки мозга. В другом кабинете новый врач Киселев (все фамилии в выпуске оставлены без изменений) диагностирует других больных. Например, Волошина, у которого он обнаруживает горе от ума и советует ему эвтаназию - то есть уйти тихо, безболезненно и навсегда. Диагнозы для всей братии неутешительные. Те жалуются главврачу, он собирает летучку (там в белых халатах сидят Лужков, Касьянов и др.), которая принимает решение уволить Киселева, а диагностику закрыть как работающую на непроверенной, неотрегулированной и слишком дорогой иностранной аппаратуре. В это время Киселев проводит аппаратом УЗИ и по своему тулову - и видит на экране кадры из недавнего ролика, посвященного 10-летию НТВ, в котором он, Киселев, играет роль Джеймса Бонда, развлекающегося с дамой (рука - на колене, "как раздуто, как раздуто", - говорит врач Киселев), но получающего задание и, несмотря на все попытки убить его по дороге, успешно прибывающего в нужное место. Злодей в соседнем доме спрашивает: "Как выполнено поручение по устранению? Где итоги вашей деятельности?" В доме злодея включают экран и Киселев с экрана говорит "Вы смотрите "Итоги". Сделано профессионально и остроумно. Возможно, "Куклы" были последней каплей. Станция на грани закрытия по решению суда. Киселев договаривается с Березовским о приеме по спасению кадров. Заместитель Киселева, исполнительный директор канала ТВ-6 Павел Корчагин (тоже революционер) пишет письмо в Министерство по печати и СМИ Михаилу Лесину (20 января) о добровольном отказе коллектива от лицензии на право вещания. От лицензии, истинный владелец которой - Березовский. На следующий день тот дает в своей газете "Коммерсант" интервью, в котором скорбно говорит: да меня предали, меня кинули, "человек слаб". Там, мол, коллектив в 1200 человек, и еще 300 работников на периферии, я ведь не только борюсь за свободу слова и демократию в России, не только хочу ее освободить от дракона, но и повседневно забочусь о людях. У него явно расчет вперед на два шага: коллективу дают временную лицензию, потом допускают к конкурсу на покупку частоты для вещания (он назначен на 27 марта), мы выигрываем время, имеем возможность для мощной волны пиара по поводу зажима, угнетения и притеснения свободы слова. Лесин говорит о том, что временная лицензия будет дана, коллектив сильный, которому нужно пойти навстречу и сохранить на будущее. Вот тут Борис Абрамович делает гроссмейстерский ход: теперь, когда обещана временная лицензия и заявлено о классной команде, которую нужно сохранить, ни Лесин, ни Путин никуда не денутся. Пусть Киселев, как старший, скажет: знать ничего не знаю, Павел Корчагин отказывался от лицензии, но, я как гендиректор аннулирую его отказ. И Киселев пишет 21 января отказ от отказа и требует постоянную лицензию, которая еще действительна, обратно.
Впрочем, это только реконструкция. Второе прочтение звучит так: все-таки Березовский озаботился сохранением рабочих мест для телевизионщиков меньше, чем уплывающим вместе с лицензией огромным куском собственности и возможностью влиять на политику. Он призвал к ответу Киселева, который экал, мекал и ссылался на самоуправство Павки Корчагина. Обещал примерно того наказать и все исправить. Так или иначе - результат был тот же - письмо Киселева с дезавуированием письма своего зама Павла Корчагина. Трудно сказать, как бы пошло дело, если бы Киселев не произвел своих заячьих скидок. Вполне возможно, что власть удовлетворилась бы актом отречения Киселева и высшего менеджмента от Березовского. Ибо были даны гарантии, что Киселев будет иметь право на участие в будущем конкурсе на покупку волны для вещания для новой компании, к которой уже юридически Борис Абрамович не имел бы никакого отношения. Но сейчас... Сейчас произошло то, о чем сказано в самом начале: по решению Арбитражного суда компания ТВ-6 была закрыта одним мановением руки. 23 января на общем собрании было принято решение о том, что закрытие станции совершенно законно! Вот слова Татьяны Блиновой, пресс-секретаря телекомпании ТВ-6: "Коллектив ТВ-6 не имеет претензий по факту приостановления лицензии на вещание, все произошло по закону... Ни один из журналистов телекомпании ТВ-6 на данный момент не высказал намерения покинуть коллектив в связи со сложившейся ситуацией". На мой взгляд, теперь отречения команды от Березовского будет недостаточно. Теперь будет нужно отречься от Киселева, что сделать будет тем легче, что о его шалостях с девочками-мальчиками и общем бонвиванском тонусе жизни на пышных березовских хлебах дружному коллективу очень хорошо известно. Тогда и команда, скорее всего, получит гандикап на будущем торжище и выкупит волну (первый квалификационный взнос - один миллион долларов). Во всяком случае, второе застеколье с 12-ю участниками ("Последний бифштекс") продолжают снимать как ни в чем не бывало и даже не информируют их о том, что эфира нет.
Добавить комментарий