Что отнюдь не праздный вопрос, если учесть нынешние Зимние Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити. Этот вид Олимпиады вполне современный, и его история ограничивается перечнем городов и установленных рекордов. Я же хочу воспользоваться Зимней Олимпиадой, как поводом, и рассказать об Олимпийских играх вообще.
Время сейчас тревожное, и Организация Объединенных Наций приняла специальную резолюцию, в которой содержится призыв к международному сообществу соблюдать перемирие на время Игр. Весьма сомнительно, чтобы это было выполнено, но дальше, по ходу рассказа, мы увидим, в какую древность уходит эта традиция.
Итак, что вы знаете об Олимпиаде? И не только о ней, но откуда вообще взялись Олимпийские игры? Правильно, современные игры - это детище благородного барона де Кубертена, появившееся на свет в 1896 году в Афинах. Ну, а до того? Можно, конечно, нырнуть в какие-нибудь справочные издания и выяснить, во-первых, что были еще древние Олимпийские игры, начавшиеся в 776 году до н. э., и что основал эти древние игры по преданию Геракл. Но именно тут, как говорится, и возникает небольшая неувязочка. Ведь к 776 году величайший из героев Эллады уже числился богом (то есть был уже мертв) по меньшей мере тысячу лет. И сама эта дата 1-й олимпиады была установлена лишь три века спустя. Так что всё совсем не так просто, как кажется на первый взгляд.
Любые другие читатели наверняка удовлетворились бы вышеприведенными сведениями - любые другие, но не читатели "Чайки", известные своей любознательностью. Поэтому именно оным читателям я и хочу предложить не какую-то сомнительную нудятину из справочников и энциклопедий, а весьма живописные факты насчет того, как появилась эта, пожалуй, самая популярная, самая благородная и самая долгая в истории человечества традиция. И показать, что в процессе этой традиции встречались скандалы, ничуть не уступающие нынешним спортивным скандалам. Главное - придерживаться железных фактов. А эти железные факты неопровержимо указывают на то, что всё началось с Тантала, и эта правдивая история уходит так далеко в глубь тысячелетий, что ее возраст не позволяет определить даже радиоуглеродный метод.
Итак, малоазийский правитель Тантал пребывал в великой дружбе с олимпийскими богами, и когда тем надоедало сидеть на вегетарианской диете, то бишь на нектаре и амброзии, означенные боги сходили на землю и шли к Танталу полакомиться чем-нибудь более существенным и вкусным. Однажды коварный Тантал решил испытать, насколько олимпийцы всеведущи. Пригласив их как-то на пир, Тантал убил собственного сына Пелопса, разрубил его на части и предложил его мясо гостям. Боги не прикоснулись к пище - человеческие жертвы были строжайше запрещены, и удалились разъяренные, наказав Тантала страшными муками в загробной жизни ("Танталовы муки").
Убитого же Пелопса царь богов Зевс повелел оживить, что и было выполнено Гермесом, бывшим при Зевсе чем-то вроде секретаря. Когда Пелопс возмужал, он решил жениться на известной всей Элладе красавице Гипподамии, дочери царя Элиды Эномая, во владениях которого и находилась область Олимпия. Этому Эномаю, сыну бога войны Ареса, было предсказано, что он погибнет, как только его дочь выйдет замуж. Поэтому он поставил условием брака, чтобы женихи Гипподамии состязались с ним в беге колесниц: у царя Элиды были самые быстрые в мире кони, подаренные ему его отцом Аресом. Терпевших поражение в этом состязании женихов Эномай убивал, избегая, таким образом, своей гибели.
Что было делать Пелопсу? Он прибег к испытанному во все времена средству - подкупу и решил подкупить возницу Эномая, Миртила. Тот выставил совершенно возмутительное условие: он поможет Эномаю, но лишь в том случае, если проведет с его будущей женой, красавицей Гипподамией, первую брачную ночь. Хитроумный Пелопс с притворным вздохом согласился. Миртил не закрепил чеку на колеснице своего господина, во время состязания колесница сломалась, и Эномай разбился насмерть. Мораль: чему быть, того не миновать.
Пелопс, естественно, и не подумал выполнять данного Миртилу обещания. Под видом задушевной беседы он заманил его на высокую прибрежную скалу и сбросил оттуда в море. Став, таким образом, царем Элиды, Пелопс в честь своей победы и устроил игры в Олимпии, ставшие традиционными и ежегодными в течение всего его долгого и счастливого правления. Вот это и были "первые" Олимпийские игры. После смерти Пелопса, похороненного там же в Олимпии, на берегу реки Алфей, об этих играх постепенно забыли, и лишь долгое время спустя они были возобновлены Гераклом.
Это произошло, когда Геракл, совершая один из своих знаменитых двенадцати подвигов, подрядился за один день очистить конюшни царя Элиды Авгия, заваленные огромными горами навоза ("Авгиевы конюшни"), в обмен на десятую часть стада чудесных быков, принадлежавших Авгию. Царь согласился, Геракл отвел в конюшни воды двух рек - Алфея и Пенея. Вода унесла навоз, и герой пришел требовать условленную плату. Но коварный Авгий лишь посмеялся над обманутым героем.
За этот обман, через несколько лет Геракл с войском вторгся в Элиду, победил Авгия в кровопролитной битве, убил в бою самого царя, а потом, в честь одержанной победы, принес жертвы олимпийским богам и восстановил забытые было Олимпийские игры. Они справлялись теперь каждые четыре года на священной равнине в Олимпии в честь Зевса Олимпийского, и сам Геракл посадил там оливы, посвященные Афине-Палладе. Это были "вторые" Олимпийские игры.
Если учесть, что мифы о Геракле сложились, по-видимому, в эпоху среднего бронзового века (2000-1600 гг. до н. э.), и если учесть, что археологические раскопки подтверждают наличие поселения в Олимпии именно в эту эпоху, в вышеприведенных мифах вполне могло быть, как любили выражаться марксисты, рациональное зерно.
Олимпия - это изумительно живописная местность на северо-западе Пелопоннеса, в 20 км от моря, на берегу реки Алфея, у подножья холмов. В классический период Олимпия находилась под политической протекцией Спарты, и традиционно считается, что правила и порядок проведения первой Олимпиады - "третьих" Олимпийских игр установили правитель Спарты Ликург и правитель Элиды Ифит (но отнюдь не Геракл) в 776 г. до н. э., для чего Спарта и Элида заключили между собой священный союз.
Ряд греческих государств построили здесь свои казнохранилища, находящиеся под защитой верховного божества, а около 460 г. до н. э. здесь был построен архитектором Либоном Элидским знаменитый храм Зевса самый большой храм в Греции. В нем стояла 13-метровая статуя верховного бога работы гениального Фидия, сделанная из золота и слоновой кости и почитавшаяся как одно из семи чудес древнего мира. Современники считали, что в этой статуе воплощен именно гомеровский Зевс. Царь богов был изображен сидящим на троне, со статуей богини Ники (Победы) в правой руке и скипетром в левой. Эта статуя, вместе с не менее знаменитой статуей Афины Парфенос, выполненной Фидием в той же манере, была в IV веке новой эры перевезена в Константинополь, новую столицу Римской империи, где обе статуи впоследствии погибли. Сейчас в Олимпии сохранился лишь фундамент этого храма да несколько оснований его колонн.
С течением времени здесь было построено большое число других храмов и зданий. Спартанские цари, греческие тираны, а потом и римские императоры считали своим непременным долгом добавить что-нибудь к постройкам Олимпии.
Этому священному месту был нанесен страшный ущерб во время вторжения варваров-герулов в 267 г. н. э. Из остатков разрушенных зданий были построены стены вокруг главных объектов святилища - храма Зевса и Дома Совещаний. Игры продолжались еще более столетия, потом святилище было закрыто декретом римского императора Феодосия I в 393 году н. э. (в 293-ю олимпиаду) как несовместимое с христианской верой. А в 426-м - по приказу императора Феодосия II, храм Зевса и все оставшиеся прекрасные здания, окружавшие святилище, были сожжены. Эти развалины были постепенно занесены песком реки Алфея. Мастерская Фидия, где гениальный афинянин создавал свои бессмертные творения, была превращена в церковь. Об Олимпийских играх забыли на пятнадцать столетий...
Только раскопки, проводившиеся в 1875-81 гг., дали нам возможность получить точное представление о былой Олимпии и Олимпийских играх, и именно они воодушевили барона де Кубертена на воскрешение этой чудесной традиции.
Итак, что собой представляли древние Олимпийские игры в классической Элладе? За несколько месяцев до игр по всей Греции и колониям рассылались специальные послы-глашатаи, приглашавшие желающих состязаться на игры в священный округ Олимпию. Священный округ представлял собой обнесенную оградой рощу, здесь стояли алтари богов и храмы, главным из которых был упоминавшийся храм Зевса Олимпийского. Священная роща была застроена сокровищницами с дарами греческих государств и статуями чемпионов. Здесь же находились стадион и ипподром. Территория Олимпии почиталась неприкосновенной даже в период войн.
Зимних игр тогда, естественно, не было. Празднование происходило каждые четыре года, в первое полнолуние после летнего солнцеворота (22 июня) т.е. падало примерно на начало нашего августа, и длилось пять дней. Организация состязаний поручалась гражданам Элиды, из числа которых выбирались судьи-элланодики. На время игр по всей Элладе заключался священный мир, и государство, открывшее военные действия, к играм не допускалось и считалось совершившим святотатство. (Ныне делаются робкие попытки воскресить эту чудесную традицию). Атлеты, подавшие заявки, тренировались в течение десяти месяцев до начала игр, а последний месяц - в специальном гимнасии в 25 милях к северо-западу от Олимпии.
Вначале в играх принимали участие только жители Элиды и Спарты. Начиная с 30-х игр (660 г.) к играм были допущены все жители материковой Греции; с 40-х игр (620 г.) в играх стали принимать участие и жители греческих колоний; а впоследствии стали допускаться и "варвары" (т.е. македоняне и римляне), с помощью хитроумно составленных генеалогий подтверждающих, что они - потомки чистокровных греков. Ибо общее правило гласило: к играм допускаются только свободные греки, незапятнанные преступлением. Женщинам и рабам присутствие на играх категорически запрещалось под страхом смертной казни - что есть не что иное, как сексизм и классовая дискриминация, оправдываемые лишь отдаленностью эпохи. Впрочем, для женщин было сделано одно исключение: жрицы Деметры имели право присутствовать на играх в качестве зрителей.
Первоначально Олимпийские игры продолжались один день, представляя собой, как уже было сказано, сугубо местное явление, и состояли они только из одного вида состязаний - состязания в беге на дистанцию в один стадий (185 метров). Потом, когда игры превратились в панэллинское празднество, выражающее идеал мужской красоты и силы, их репертуар значительно расширился. К обычному бегу добавился бег на более длинные дистанции - "двойной бег" (с 14-й олимпиады) и "долгий бег" - 12 концов в обе стороны стадиона (с 15-й олимпиады). Много позже (с 65-й олимпиады) добавился еще бег в полном вооружении. На 18-й олимпиаде появляется пятиборье: метание диска и копья, прыжки в длину, бег и борьба. С 23-й олимпиады появился кулачный бой, с 25-й - бег на колесницах с четверкой лошадей и панкратий - комбинация борьбы с кулачным боем, и с 37-й - соревнования мальчиков. В 5 веке до н. э., в эпоху наивысшего расцвета Олимпийских игр, на них стали допускать поэтов, читавших свои произведения, и певцов, аккомпанирующих себе на лире. Но в официальную программу состязания в искусстве вошли много позднее.
В это время празднество длилось пять дней (в последние века существования олимпиад игры длились семь дней) и протекало оно следующим образом. В день первый происходил тщательный осмотр атлетов и проверка их возможностей участия в играх, а также торжественная клятва участников и судей в Доме Совещаний: состязаться и судить по чести и совести, без каких бы то ни было запрещенных приемов и предубеждения.
День второй: участники состязаний торжественно входили на стадион через особый священный вход - между храмами Зевса и Геры, встречаемые радостными приветствиями зрителей - стадион вмещал их до сорока тысяч. Появлялись судьи, носившие знак своего достоинства - особые длинные палки, вилкообразно раздвоенные на конце. Они комментировали состязание словами "ошибка", "хорошо" и "отлично". В этот день проводились состязания колесниц, скачки и пятиборье.
В третий день, день полнолуния, совершалось торжественное жертвоприношение Зевсу, а после полудня состязались мальчики. Четвертый день был посвящен состязаниям атлетов: утром - бег, после полудня - борьба, кулачный бой и "панкратий" - комбинация того и другого. Последний день - торжественное награждение победителей. Победители назывались олимпионики, и в качестве приза они получали венки из священной оливы, росшей рядом с храмом Зевса, - эти ветви золотым ножом срезал мальчик, сын свободных и здравствующих родителей. Кроме венка победитель получал пальмовую ветвь. Олимпионик пожизненно освобождался от всех государственных повинностей, пользовался почетным местом на городских праздниках и торжествах, а в некоторых городах такими же привилегиями пользовались и дети олимпиоников.
Возвратившегося победителя торжественно, ликуя, встречал родной город, в честь него писались и распевались хвалебные гимны (великий Пиндар написал 14 таких гимнов). Самые знаменитые скульпторы среди них Фидий, Поликлет, Мирон ваяли с них статуи. Победитель часто входил в родной город через проем в городской стене, специально прорубленный для такого случая.
И точно так же, громогласному и всеобщему презрению и порицанию подвергался тот участник игр (и его родной город), который нарушил принесенную священную олимпийскую клятву.
Правила состязаний отличались некоторым своеобразием. Кулачные бойцы с кистями рук, обмотанными кожаными ремнями-гимантами, целили преимущественно в голову, удары по корпусу не имели значения. Борцы смазывались оливковым маслом, что делало борьбу более сложной. Поражением считалось падение соперника на землю, в то время как победитель оставался стоять на ногах. Если же оба оказывались "в партере" - один снизу, другой сверху, судьи фиксировали ничью. Прыжки в длину делались с места, без разбега, бросание диска - без раскручивания. Отдельно состязались мужчины и мальчики. Понятие "весовая категория" не существовало. В конных состязаниях официальным победителем считался владелец коней и колесницы, а не фактический гонщик.
Как уже говорилось, мало традиций такого масштаба можно найти в истории человечества, и важность этой традиции была столь велика, что эллинистический мир использовал ее в качестве летосчисления. В этих состязаниях цари состязались наравне с простолюдинами, и даже всесильный, жестокий и сумасбродный император Нерон искал чести получения олимпийского приза.
Список олимпийских победителей начинается с 776 года до н.э., традиционной даты начала игр, и впервые опубликован софистом, астрономом и математиком Гиппием в V веке до н. э., т.е. три столетия спустя после легендарного возобновления Олимпийских игр. С тех пор список велся непрерывно, и к нему добавлялись всё новые победители. Нам он известен благодаря "Хронике" церковного историка Евсевия, в которой этот список приведен. Нумерация же Олимпиад была введена астрономом и географом Эратосфеном Александрийским (274-192 гг. до н. э. - т.е. шесть столетий спустя после начала игр). Именно с Эратосфена, вся греческая хронология, начиная с падения Трои, базировалась на Олимпиадах. То же продолжали делать и византийские историки.
Поговорим же об "олимпиониках" - знаменитых чемпионах древности. Первым зарегистрированным "золотым медалистом" был некий повар по имени Короиб из Элиды, выигравший "стадий" бег на 185 метров. Потом олимпийских чемпионов было великое множество, но ничье имя не гремело так, как имя Геродора из Мегары, десятикратного чемпиона игр между 328 и 292 годами до н. э. Во время обычных тренировок он съедал за раз по 15 фунтов хлеба с мясом и выпивал несколько галлонов вина (вино, правда, греки пили разбавленным водой).
Совершенно очевидно, что этот герой не следовал правилам Икка из Тарса, чемпиона по пятиборью в играх 444 г. до н. э., ставшего впоследствии тренером и написавшего первое в истории спорта руководство по тренингу. Можно смело сказать, что Икк опередил свое время на 2500 лет: он рекомендовал специальную диету, никаких излишеств и никакого секса перед состязаниями.
С Геродором сопоставим только знаменитый Милон Кротонский, шестикратный чемпион по борьбе Олимпийских (532-512 гг. до н. э.) и шестикратный же - Пифийских игр. Он отличался совершенно феноменальной физической силой, так что современники сравнивали его с Гераклом и Ахиллом. Он, к всеобщему восторгу, появлялся на стадионе, неся на плечах живого быка, которого он затем убивал одним ударом в голову и целиком съедал в течение дня. Погубило его, как это часто бывает, тщеславие. Однажды, испытывая свою легендарную силу, он пытался расщепить дерево руками, попался в расщелину, как в ловушку, и был заживо съеден волками.
Чемпионы, описанные выше, как они ни были знамениты, все же подвизались в одном определенном виде состязаний. Но если говорить о золотом "мультимедалисте", то это, конечно же, император Нерон. Ибо на играх 65 года н. э. он оказался "впереди планеты всей" как в области спорта, так и в области искусства: он победил в игре на лире, выступая как трагический актер, и трижды - в состязаниях колесниц. Правда, эти потрясающие успехи несколько теряют свою ценность вследствие того, что император был мертвецки пьян, в одном из трех заездов он выпал из колесницы и вообще не доехал до финиша, а всем прочим конкурентам во время нероновых заездов просто было велено стоять на месте и помалкивать в тряпочку, то бишь в тогу. Такие уж тогда были порядки в Олимпии, когда Эллада пребывала под властью Рима.
Когда Нерон пел, никому не позволялось выходить из театра, даже по естественной надобности. Рассказывали, что женщины рожали прямо в театре, а те, у кого уже не было сил слушать его сиплое пение и восторгаться, удирали, перелезая через стены, так как ворота были заперты.
Зато в неблагодарности императора обвинить было нельзя: отправляясь в обратный путь, он даровал за свои венки всей провинции свободу, а судьям - римское гражданство и немалую сумму денег.
И Нерон, из уважения к его императорскому сану, не должен был выступать нагим, чтобы не было сомнений в его принадлежности к мужскому полу: по тогдашним правилам, как уже говорилось, женщинам и рабам категорически запрещалось не только участвовать в играх, но и наблюдать их. Сколь утешительно думать о том, как далеко продвинулись мы по пути прогресса! Ведь в те далекие времена, покажись упомянутые категории на играх, их ждала неминуемая смертная казнь.
Но нет правил без исключений, и подобная участь миновала мать кулачного бойца (боксера по-нынешнему) Эвкла Родосского на Олимпиаде 404 года до н. э.. Вот это был скандал так скандал, вполне достойный нынешних спортивных скандалов. Эвклова мамаша до такой степени горела желанием увидеть своего сынка в состязании, что переоделась в тренера-мужчину. Всё переодевание, впрочем, заключалось в том, что она накинула на обнаженное тело длинный мужской плащ-гиматион. Когда бой был в самом разгаре, и сынок вот-вот должен был победить, упомянутая мамаша так разошлась, "болея", что плащ с нее свалился и все присутствующие, к своему изумлению и негодованию, как говорится, "узрели ее женские прелести". Судьи, правда, отнеслись к ней сочувственно и избавили ее от наказания, но ее проделка имела малоприятные последствия для тренеров: отныне и они обязаны были присутствовать на играх в чем мать родила.
Проигрыш в состязании в те времена вполне мог стоить проигравшему жизни. Кулачный бой, например, полностью подчинялся известному древнему девизу "Aut vincere, aut mori" - победить или умереть: на толстых кожаных ремнях, которыми бойцы обматывали кулаки, были укреплены острые металлические бляхи, так что если "золотого медалиста" венчали оливковым венком, то "медалиста серебряного" весьма часто выносили вперед ногами. Так Клеомед Астипалийский и Диогнет Критский, соответственно в 492 и 488 годах до н. э., завоевали титулы чемпионов, убив своих соперников.
Но, конечно, самым кошмарным и скандальным зрелищем была смерть победителя в "панкратии" (комбинация борьбы с кулачным боем) в играх 564 года до н. э. Знаменитый Аригион Фигалетский, намеревался получить свой третий кряду венок победителя. Его соперник зажал горло Аригиона между своими сцепленными ногами и был близок к тому, чтобы задушить его. Невероятным усилием Аригион сломал своему сопернику щиколотку и освободился от смертельного захвата. Соперник закричал от боли и поднял руку, признав себя, таким образом, побежденным, но сам Аригион в это время испустил последнее дыхание, поставив тем самым судей в затруднительное положение: кому же присудить победу? После долгих дебатов победа все-таки была присуждена Аригиону, и венок победителя был надет на голову поставленного стоймя трупа - случай единственный в своем роде в истории спорта вообще, а не только в истории Олимпийских игр.
Последний зарегистрированный олимпийский победитель - армянский князь Вараздат, выигравший состязание по кулачному бою в 385 году новой эры. Так что братский армянский народ вполне может этим гордиться.
Ну-с, а затем последовал полуторатысячелетний перерыв и новое рождение этой замечательной традиции, и олимпийским девизом стало: "Citius, altius, fortius" - "Быстрее, выше, сильнее". Что касается олимпийского огня, зажигаемого от солнечных лучей в Олимпии и эстафетой доставляемого к месту проведения игр, то эта традиция ведет свое начало с игр 1936 года в Берлине.
Двадцать пять столетий назад, когда такой огонь загорался на жертвеннике храма Зевса Олимпийского, это означало наступление всеобщего мира. Как жаль, что именно эта, самая главная олимпийская традиция, для нашего тревожного времени оказалась непригодной...
Добавить комментарий