Hi!.. Кто не знает - это приветствие такое, по-английски.
Пришла мне как-то в голову мысль о слойности более-менее нового русского населения в Швейцарии. Сгруппировать, описать. Что и делаю.
Прежде всего, конечно, необходимо оговорить, кто такие "русские". На самом деле, это, скорее, бывшие советские, т.е. те, кто говорит по-русски, или - по ново-внедряющемуся тут термину: русскоговорящие.
Разделение слоёв проведём не специфическое, а - достаточно обобщённое.
К первому, относительно многочисленному, отнесем жён швейцарцев - долголетних жительниц Хельвеции, к коему, после прибытия летом 1984-го, принадлежала и я. К тому времени, большинство советских женщин, запавших в душу иностранцам, после некоторых мытарств уже "выпускали". Независимо от исходной профессии, здесь (в Швейцарии) они становились, в основном, домохозяйками и секретаршами в деле мужей. Мужчинам с выездом не везло. А эмигрировал сюда тогда только Солженицын (да-да, и уехал потом в США).
Будучи жёнами, редкие русскоговорящие, но тогда ещё и советские, если и знакомились, то очень случайно, проявляя сдерживаемое любопытство, страдая от одиночества и невозможности использования родной речи. И даже после распада Советского Союза, ещё многие годы торжествовали среди наших подозрительность и опасения, ибо, кроме жён, присутствовали за границей и функционеры с семьями, сами находящиеся под наблюдением "органов" и частенько "стучащие". Значит, решим, что параллельно со слоем жён существовал ещё и слой функционеров, благополучно перешедших в нынешних бюргеров.
Изредка мы слышали в магазине русскую речь, и, постепенно, осознали наличие небольшой прослойки евреев-эмигрантов.
Но все эти слойки были редким тогда деликатесом, вот потом пошли пирожки, а позднее- пирожищи.
Времена менялись, ломались даже. Союз совершил святотатство, семантически сравнимое с заявлением Ницше: "Бог мёртв", - "Нерушимый" разрушился.
Потекли тонкие струйки мужей. Оголодавшие швейцарки потянули "экзотических, сексуальных" (швейцарское население обоих полов нередко взаимно упрекает друг друга за низкий интерес), частенько алкоголизированных и неверных, но - за то и любим! - русских мужичков к себе домой. То есть, изредка (теперь-то уже чаще!) стали попадаться русскоговорящие иного пола. Очередная прослоечка появилась. Несравнимая, правда, по объёму с женским эквивалентом.
Дальше - больше. Рынок стал открываться, экзотика "скифов с раскосыми глазами" (скифиц!) дала возможность малозарабатывающим, безработным, или неумеющим/нежелающим делать что-то другое, трудоустроиться по контракту - и вот!.. к нам поплыл богатый слой стриптизёрш и следующий по их пятам слой новых русских. Как мы, вначале, дёргались, подпрыгивали на месте и оборачивались - счастливые, жаждущие, после многолетнего обета молчания, эмоционального обмена с соотечественниками, готовые броситься почти в объятия! Постепенно, очень постепенно, экзальтация утихала. Диалект, содержание и форма речи большинства прибывающих-неостановимой-волной настораживали. Да и внешность их часто вызывала лёгкую оторопь, как чары: вновь прибывшие часто, вопреки дорогому фирменному одеянию ассоциировались с киношно-рыночными колхозниками или низкопоставленным криминалом. Вот и приближаемся к некрасивому понятию "быдло".
Следующий слой составляют "азиланты". Ну почему же в кавычках?! Да потому, поди, что есть там, конечно, разные люди. Однако, заметную часть составляет - вот именно, оно - быдло. Как это? Воровство, продажа ворованного, соответствие представлению швейцарского бюргера (информированного полицией) о русском, как о воре, вечно пьяном (или готовящегося к...) драчуне, бежавшем в Швейцарию от разного рода проблем с милицией, чтобы теперь "вредить швейцарцам". Ежели желаете посмотреть/послушать - в тёплое время года на озере у Bellevue имеете шанс "завять" свои уши: "в натуре... бля..." Кошмар.
К счастью, в это же время университет и высшая техническая школа Цюриха стали "покупать" начинающих учёных, в том числе и из бывшего Союза. Молодые, умные, горящие и дешёвые аспиранты и докторанты, а также многое множество уже не дешёвых компьютерщиков с честью балансируют "русский" имидж. По крайней мере, по части честной жизни и уровня родной речи. К ним примыкает небольшое количество учёных мужей (эти уже дороги!), жёны русских и некоторые работники разных фирм.
Ну как, никого не забыли?.. По большому счёту, вроде нет. А-аа!.. Ещё - практически невидимый слойчик очень богатых, высокопоставленных новых русских, чьих детей (по жидким сообщениям швейцарской прессы) привозят в гимназии в лимузинах с зачернёнными стёклами; ну и парочка холостых студентов... - пожалуй, всё. Ура!..
Остаются некоторые детали. Тогдашние жёны швейцарцев, в основном, с теми мужьями в разводе. Логично. Ведь тогда - не то, что теперь: познакомились, навестили, пожили вместе, узнали друг друга, хотя бы схематично - нет! Тогда: познакомились, созвонились, попереписывались, решай, или замуж, - или... И - выходили, не глядя, на авось, на романтике обоюдных представлений, из страха перед КГБ, потом - бац! А швейцарец-то у себя дома - это тебе не швейцарец, который пару раз пару дней каникулы в русской экзотике провёл. Теперь-то люди хоть немного друг друга заранее познать могут. Многие даже по любви женятся. И до-олго не разводятся...
Ещё деталь: уже и жёны, и мужья работают. В банках, например, в школах. Некоторые учатся, или отучились. Интегрируются в нормальном обществе работовзятелей. Есть и малочисленные люди творчества (обоих полов). Одновременно - и ассимилируются люди, и диаспора русская растёт. Раньше-то её практически не было: язык учили, даже если кто и по необходимости. Теперь: дома по-русски, с приятельницами/приятелями - тоже... Уже как косовары, или турки, или ещё кто стали: "Диаспора!". В стране живём, но ни бе ни ме не хотим и не желаем. Свою не-культуру пропагандируем. И машины по-российски водить предпочитаем: велосипедистов, пешеходов и прочих напугаем и облаем, повернём, где ни попадя, свернём под носом у правой полосы... Всё кидаем в общий мусор: гордо игнорируем, что здесь отдельно и комфортно экологически устраняют и макулатуру, и металл, и PET, и батарейки старые...
Ой-ой-ой, часто задумываться стала: может, всё же, пронесет, и не будет у нас тут маленького филиала совка?..
Да нет! Желающих говорить на языке страны, где живём, и хоть частично приобрести хорошее из её культуры - среди русских (несравнимо с косоварами или бангладешцами, слава-те!) больше. Больше! Да и своя высокая культура ведь была когда-то. У кого-то. Может, возродим?.. И экологическое сознание у многих растёт... Надеюсь...
Уже как государство в государстве, всех зверюшек по-немножку. А некоторых по-немногее (Шутка. Ссылка на Animal Farm, G.Orwell).
Да что говорить!.. Разные слои, разные...
Добавить комментарий