Цена мертвого Бараева

Опубликовано: 16 июля 2001 г.
Рубрики:

Вдруг, ни с того ни сего, угробили Арби Бараева... Которого даже мягкий и толерантный чеченец, настоящий мусульманин, хирург Хасан Баиев (он оперировал в Чечне и русских, и боевиков, в том числе, Радуева, Басаева и самого Бараева) называет жутким бандитом. Как же не называть, если после приказа немедленно оперировать своих боевиков, он рявкнул Баиеву: "А после этого мы тебя, русского прислужника, расстреляем". Не успел. Началась атака федералов. (Баиев попросил убежище в США, получил его, и теперь мы живем в соседних домах; от него и знаю).

Ну, пристрелили и пристрелили. Как шутят в Одессе "умер-шмумер, лишь бы был здоров". Вопрос в другом: почему так поздно? Говорят, год готовили операцию. На днях радетель о правах чеченского человека Сергей Ковалев в интервью МК сказал: "Я давно знал, где постоянно жил Арби Бараев, - в селе Ермоловка, под Грозным. И все знали. Один только Патрушев (начальник ФСБ), видите ли, не знал".

Знал Патрушев. И знал он больше, чем мог бы подумать чемпион по борьбе за мир в Чечне Ковалев. Ермоловка - это прежнее название Алхан-Калы. То самое место, в котором ныне был окружен и уничтожен Бараев. Более того, он был блокирован в собственном доме. Казалось бы - бери голыми руками.

Тем не менее томящий вопрос о том, почему вот уже почти два года со дня начала второй чеченской войны ни один из известных командиров не был ни пленен, ни ликвидирован, бередит и будоражит. И почему Бараев был убит, хотя его вполне можно было бы взять живым. Впрочем, один-то захвачен был: Радуев; он до сих пор сидит в Лефортове... Но он не был так уж заметен. Если бы не его феноменальный уход из Первомайского, когда он прикрывался захваченными заложниками. Его "армия Дудаева" - сотня головорезов. Сравните с тысячными отрядами Бараева или Басаева. И еще был один средней руки полевой командир, случайно убитый при артналете.

Я полностью принимаю на себя ответственность за все последующие выводы. Логика говорит за то, что могло быть только так. А раз логика говорит, то, значит, так и было.

В январе 2001 года федералы окружили в Алхан-Кале отборные отряды Басаева и Хаттаба (эта Ермоловка-Алхан-Кала - прямо какая-то Мекка террористов!). Как уже не раз бывало, боевики прислали парламентеров для договора с российским командованием. Мы платим вам деньги, вы предоставляете нам коридор. Сошлись на сумме в 10 тысяч долларов.

Ночью чеченцы пошли. Но на этот раз русские их перехитрили - коридор оказался заминирован, а с флангов открыли по боевикам ураганный огонь. Десяти тысяч не хватило. Честь и слово русского офицера стоят сейчас дороже. Боевики понесли большие потери, именно тогда Басаев потерял ногу (ее ампутировал Хасан Баиев). Тем не менее, основные силы боевиков ушли. Возможно, какие-то рудименты чести оставались у российских генералов, - ровно на взятие 10 тысяч. Деньги маленькие, потому и мин оказалось многовато. Но не настолько много, чтобы боевикам было не пройти.

В марте прошлого года полевой командир Руслан Гелаев был окружен в своем родовом селении Комсомольское. И что же? Отряду Руслана Гелаева, блокированному тройным кольцом, после месячного штурма таинственным образом удалось выйти из окружения и благополучно укрыться на территории Грузии.

Затем не раз арестовывались видные полевые командиры. И каждый раз после очень загадочного "звонка из центра" их отпускали. Бараев жил рядом с Грозным в Алхан-Кале, ездил со всем эскортом куда хотел, не раз заезжал и в самую столицу Ичкерии.

Анна Политковская пишет в "Новой газете" (от 28 июня):

"А чего стоит последняя бараевская свадьба? Он ее сыграл прямо под боком у подразделений, только что завершивших штурм Грозного... Спрашиваешь военных: "А что же вы Бараева-то не арестуете? Вот он..." И они отвечают: "Приказа нет..."".

Давно ходят слухи, что каким-то образом в долгоиграющих войнах в Чечне заинтересованы большие люди в Москве. В самом деле, многое указывало на это. И самолеты летали в Арабские Эмираты через Грозный, в котором не было международного аэропорта с таможней. Кое-что грузили, кое-что выгружали. Иногда - тюки с долларами. Иногда - контейнеры с оружием. Деньги поступали в грозненский банк для оплаты бюджетников, на пенсии, на восстановление города, на денежное довольствие армии. И тут как на грех отдавался приказ на бомбардировку города, в результате которого совершенно случайно бомбы попадали в здание банка и он полностью сгорал со всеми деньгами. Во всяком случае, установить, сгорели они там или сгорели несколько раньше, было абсолютно невозможно. Махинации Березовского по этой части тоже проникали в прессу. Ну, там, левый бензин, нескончаемым потоком текущий из Чечни в Ставрополье и далее... Однако, теперь вопрос стоит предельно конкретно: почему до самого последнего времени ничего не делалось для захвата или хотя бы уничтожения главарей террористов?

Около двух месяцев назад было объявлено, что войсковые операции в Чечне закончены и начался отвод войск. Даже показали, как уходят колонны БТР и танков. Солдаты сидели на броне и показывали какие-то фигуры на пальцах. То ли букву V, то ли фигу. Трудно было разобрать. Это очень странно, учитывая, что все полевые командиры невредимыми сидели не только в горах, но и рядом с Грозным. Еще перед тем сняли главного милиционера Рушайло и сделали его секретарем Совета безопасности - как раз с обязанностями курировать Чечню. Его заменил человек, не связанный с МВД, - лидер думской фракции "Единство" Борис Грызлов. Вскоре объявили, что главный упор по борьбе с бандитами переходит от МВД к ФСБ. Что тоже в высшей степени странно, ибо защита внутреннего порядка и борьба с преступностью - прямая функция и прерогатива МВД.

Рушайло назначили ответственным за Чечню, но он сразу же затих. Ни интервью от него, ни реляций. Как будто и вовсе исчез. И вот, после некоторого инкубационного периода, происходят два по видимости независимых события. Об одном сейчас говорят и пишут очень много как о выдающемся успехе армии и спецназа - о ликвидации Бараева. Ряд газет только констатируют, что раньше как-то ничего не получалось, а теперь, наконец-то, вдруг получилось. Преодолен некий барьер. Вот, например, избранные места из статьи в "Независимой газете" под названием "Чечня после Бараева" от 27 июня:

"Российские силовики переступили некий барьер, за которым для них уже не будет недосягаемых фигур среди лидеров сепаратистов. А о том, что такой барьер, чем бы он ни был вызван, существовал, свидетельствует слишком много обстоятельств. Наиболее одиозные главари боевиков все это время были как будто неприкасаемые, при том что о необходимости их нейтрализации руководители федеральных сил говорили по нескольку раз в день...

Таким образом, складывается впечатление, что у российских военных развязаны руки, и бодрые обещания полной нейтрализации главарей боевиков выглядят как никогда правдоподобными.... Министр внутренних дел России Борис Грызлов, который вчера докладывал главе государства о проделанной работе, также отметил, что "уничтожение главарей бандформирований вышло на первый план..."".

Однако все эти "переступания барьеров" и "первые планы" были бы невозможны без некого второго события, немного предшествующего ликвидации Бараева. Об этом втором событии почти ничего не пишут, тем более - не связывают его с первым. Проскочила только статья Александра Хинштейна в МК от 27 июня под названием "Папарацци из МВД", но и она подает материал всего лишь как внутриэмведешный скандал.

Дело там вот в чем. Как раз накануне - за неделю до начала операции по выкуриванию Бараева - в МВД был расформирован наисекретнейший отдел "Р", ведавший преступлениями в сфере высоких технологий. Он планировался как форпост борьбы с хакерами, компьютерными пиратами, владельцами подпольных телефонных пунктов для переговоров по сканированным (краденным) номерам с сотовых телефонов, - и, как самое главное, отдельной строкой шло, что отдел "Р" создавался для прослушивания телефонных переговоров чеченских полевых командиров.

В 1999 году правительство секретным постановлением выделило этому сверхсекретному департаменту два миллиона долларов. На эту сумму слухачи обзавелись сверхсовременной аппаратурой, какой нет ни у ФСБ, ни даже у ФБР. Само собой, никто хакеров да компьютерных пиратов не ловил. Но слушали с упоением. На прослушку без всяких решений судов и прокуроров были поставлены банкиры, фирмачи, политики. Одни предприниматели платили за прослушку коммерческих секретов других. Другие выкупали у милиционеров папочки с золотыми тесемочками, содержавшие компромат, - этим папочкам сам Остап Бендер позавидовал бы.

На рынок поступали распечатки разговоров важных персон, базы данных с телефонами и адресами столпов общества. Не раз эти распечатки появлялись и в прессе, особенно в публикациях Минкина и того же Хинштейна. Это все были неплохие деньги, но капля в море по сравнению с главным источником.

Вы еще помните, что особой строкой отделу "Р" вменялось прослушивание переговоров чеченских полевых командиров? Причем умные компьютеры сами записывали что нужно, срабатывая на имена и ключевые слова (доллары, деньги, рубли, прорыв, БТР, вертолеты и пр.), на обертоны голоса и еще на разные тонкие признаки. Компьютеры-полиглоты включались на прием по ключевым словам на шести языках: английском, чеченском, арабском, русском, турецком, грузинском. Стало быть, начальники из "Р" знали о боевиках все. Но и о том, что планируется в министерстве обороны или в родном министерстве, они тоже знали все. В этом и суть скандала - своих, гады, прослушивали. И не просто своих, но всю президентскую рать во главе с Волошиным, а то и - поднимай выше - во главе с самим Путиным.

Сейчас я делаю главное предположение. У милицейских сверхсекретных слухачей был прямой выход по сотовым телефонам на любого полевого командира. Просто было сообщать боевикам, сколько будет стоить та или иная предупредительная информация. Когда и где готовится атака на террористов. Когда и где пойдет колонна машин ОМОНа. Отсюда - все страшные жертвы омоновцев из Подольска, Перми, Сергиева Посада и других мест. Приготовят, устроят отменную засаду - и вот вам результат: неприличные для армии потери. Отсюда - захват президентского представителя Власова (и огромный выкуп за него). Отсюда - захват представителя МВД Геннадия Шпигуна и его убийство (нужных денег не сумели собрать), что еще менее прилично.

Были расценки на все. Например - сколько стоит упреждение о готовящейся зачистке или войсковой операции. Зная это, Бараев мог спокойно жить в своей Ермоловке-Алхан-Кале. Но платить за спокойствие надо. И Бараев платил. И Басаев. И все остальные платили. Отстегивали от сумм, полученных от Усамы бен Ладена (в прошлом голу Басаев получил от него 20 миллионов долларов). Отчисляли от торговли заложниками. Более того, именно захват заложников и получение за них выкупа было основной статьей доходов Бараева. И, стало быть, милицейских чинов.

Есть самые серьезные основания полагать, что милицейские и были главными наводчиками на богатеньких буратино из фирмачей. Особенно - еврейских, что не раз подчеркивал Бараев в своих интервью ("Мы должны забирать у богатых евреев их краденые деньги, а остальных евреев - уничтожать"; такой откровенности даже Гиммлер себе не позволял, он был человек дела). Еще платили боевики с самодельных нефтепромыслов, с отливов из просверленных нефтепроводов, которые поэтому никогда не удавалось пресечь.

Политическое руководство в Москве нервничало: ну, почему, почему и во второй чеченской войне вся огромная мощь российской военной машины ничего не может поделать с какой-то кучкой бандитов??! Да вот как раз поэтому. Это библейский Иуда истошно вопил "I don't want your bloody money", подбрасывал 30 сребреников во двор Каифе и бежал вешаться на осине. Эти - не какие-нибудь тебе иуды. Уж они-то не подбросят.

О том, что гнуснейшее предательство засело именно в московских штабах, информация вычислялась по совокупности и статистике провалов. Эту информацию оплатили своими жизнями сотни российских солдат и омоновцев, оплатило еще большее число предпринимателей и их детей, взятых в заложники, оплатили тысячи рабов в зинданах. И они же оплатили денежные потоки, выданные московским координаторам за наводки, упреждения и опеку.

В самом МВД была создана спецгруппа ФСБ типа контрразведки и внутренней безопасности со своими засланными в нутро отряда "Р" казачками. Ужасные сведения сообщили на самый верх, Путину (напоминаю: всё это - моя реконструкция). Путин сжал свои тонкие губы, его глаза серого стального цвета глянули с жесткой ненавистью. Немедленно расформировать группу "Р"! Аппаратуру изъять! Выяснить все связи!

Сейчас аппаратура находится в Генпрокуратуре. Лучшие силы пытаются взломать тройную защиту изъятых компьютеров. Пароли, видите ли, руководству отряда (бывшего) "Р" неизвестны. Блокноты с их записями исчезли.

Арестованы бывший начальник 6-го отдела МВД Анатолий Маслов и нынешний и. о. Владимир Пименов. Все руководство группы "Р" тоже надежно изолировано. И вот только после этого оказалась возможной неожиданная атака на Алхан-Калу и окружение Бараева в собственном доме. А иначе - ищи ветра в поле.

Положение власти - хуже губернаторского. Я сомневаюсь, что она решится на огласку совершенно разложенческих, самую власть лишающих всякого доверия сведений об измене на командных высотах "по борьбе с терроризмом". Не знаю, случайно ли это совпадение, но 29 июня неожиданно указом Путина был отправлен в отставку первый заместитель начальника генштаба генерал-полковник Валерий Манилов, который занимался информационным обеспечением войны в Чечне. Он же был ответственным за связь министерства обороны со СМИ. "Главный сказочник", как его называют, все эти годы сочинял басни об окончательной победе в Чечне. Манилов по роду службы был тесно связан с чеченскими полевыми командирами и общался с ними. Сразу же с медвежьей болезнью слег в госпиталь.

Да, Бараев мог быть взят в плен живым. Как и его ближайшие соратники. Но они все были уничтожены. Объяснение только одно: его показания могли бы очень повредить генералам. Сейчас нужно срочно рубить концы. Слишком многие сидели на подпитке кровавых денег. Что потеряно, то потеряно, нужно спасать оставшееся. И оставшихся. Но не оставшихся полевых командиров, они - опаснейшие свидетели. Думаю, в обозримое время мы не увидим их среди живых.

Вот еще любопытные сведения из "Новой газеты" от 28 июня:

"11 июня на дороге, ведущей из райцентра Шали, на окраине селения Агишты, был расстрелян из засады Танкиев Албек, весьма известная личность в рамках своего Веденского района. Танкиев был так называемым "посредником" - агентом, стукачом или доносчиком, называйте, как вам нравится. Его деятельность состояла в том, что он приносил сотрудникам ФСБ, отвечающим за работу в Веденском районе, интересующую их информацию: кто есть кто по селам; кто к кому пришел; кто кем был раньше... А одновременно - так обычно и происходит в Чечне - информаторы участвуют в коммерции человеческим товаром.... Расстрел Танкиева силами боевиков по многим характерным деталям исключается [то есть его убрали федералы, - прим.ред.].

14 июня - новое происшествие того же ряда. В районе блокпоста на горе Керкан-Дук из засады расстреляны еще два "посредника": Орцуев Шамиль и Мухмадов Шавади, с момента дислокации федеральных войск в Веденском районе сотрудничавшие со спецслужбами. Подобные примеры из июньской жизни Чечни можно продолжать - в большинстве районов спецслужбы приступили к уничтожению своей агентурной сети. Уничтоженные в июне агенты - это прежде всего свидетели. Вот их и убирают. Значит, дело к концу войны...".

Догадка верная. Хотя в "Новой газете" нет никаких намеков, свидетелей чего именно сейчас уничтожают федералы. А вот еще почти верное замечание Вениамина Гинодмана с сайта "Вестей" от 28 июня:

"Судя по всему, до конца нынешнего лета мы станем свидетелями пленения или гибели Басаева и Хаттаба. Ликвидация Арби Бараева, захват Турпала Мовсаева, бой в Шаро-Аргунском ущелье есть звенья в единой цепи событий. В Кремле явно принято соответствующее политическое решение, о чем проинформированы военные..."

Почти - потому что живого Басаева или Хаттаба (их пленения) мы не увидим. Оно и не жаль, жаль только, что не увидим и многих московских чинов на скамье подсудимых.

Среди чеченской диаспоры в Москве тоже будут подвижки. Эта диаспора, конечно, имеет здесь огромное влияние. И деньги. Гостиницы, игорный бизнес, шоу-бизнес, рынки.

Умар Джабраилов, странным образом замешанный в историю с убийством своего напарника (совладельца) по гостинице "Рэдиссон-Славянская" американца Пола Тайтума, на последних президентских выборах (2000 г.) был официальным кандидатом в президенты. Пусть он занял последнее место - не в этом дело. Уже самое выдвижение в кандидаты, со всеми вытекающими отсюда привилегиями, требовало невероятных денег и не менее огромных связей. А недавно Джабраилов радушно принимал актера-коротышку Жан-Клода ван Дамма (164 см. роста), приехавшего на московский кинофестиваль, и закатывал пиры. Но главные угощения - впереди.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки