В "Чайке" от 16-31 мая 2001 г. мы начали публиковать материалы из архива Виктора Блока. Эти документы прекрасно иллюстрируют суть происходивших тогда в СССР перемен. Сегодня вы сможете ознакомиться с двумя документами, датированными 22 и 31 октября 1987 года. Они были продиктованы В.Блоку из Москвы по телефону. Я думаю, что В.Блок направил эти сообщения на радиостанции "Голос Америки" в Вашингтон, "Радио Свобода" в Нью-Йорк, а также в газету "Новое русское слово", и, таким образом, они стали достоянием американской и мировой общественности.
* * *
22 октября главный редактор журнала "ХХ век и мир" (Москва) Беляев пригласил и имел беседу, закончив ее предложением печататься в его журнале, с представителями ведущих независимых групп, имеющих направленность в области международного доверия: "Дружба и Диалог", ("Диалог"), "Вахта мира", "Проект ненасильственного мира", "Ведущие социалисты", "Последователи Рериха и "Здоровая семья".
Группа "Диалог" в ответ на предложение послала в редакцию "ХХ век и мир" статью "Секретность и международное доверие" по результатам своего Дискуссионного клуба.
Группы "Социальная справедливость" и "Диалог" отмечают, что это первая в истории независимых движений попытка диалога властей с независимыми группами.
(Сообщение из Москвы 31 октября 1987 г. Геннадия Крочика, Группа "Социальная справедливость").
* * *
31 октября 1987 г. Геннадий Крочик (рабочая группа "Социальная справедливость" группы "Дружба и диалог") сообщил из Москвы, что Александр Коган, многолетний отказник из Кишинева, возбудил дело по обвинению Телеграфного Агентства Молдавии, газет "Советская Молдавия", "Вечерний Кишинев" и персонального корреспондента ТАСС Хромина Игоря Леонидовича в клевете. Суд назначен на 10.00, 3-го ноября 1987 г. (по адресу ул. Комсомольская, 25).
Опубликованная в апреле 1987 г. клеветническая статья "Некоронованные короли отказа", рисовавшая вызывающий отвращение облик двадцати еврейских активистов, в том числе и Александра Когана, с указанием адресов и мест работы, вызвала волну антисемитских выходок в Молдавии.
Группа "Социальная справедливость" отмечает, что публикация газеты "Известия" от 25 октября 1987 года "Зачем приехал на ярмарку Бен Абрахам" и программа Генриха Боровика по центральному телевидению 28 октября 1987 г. в 21: 40 также содержат антисемитский клеветнический материал и могут быть объектами судебного иска со стороны потерпевших.
* * *
В заключение, я хотел бы привлечь внимание читателей к проблеме теперешнего существования самого Виктора Блока.
С сентября 1998 года, будучи критически больным (Виктор страдает боковым амиотрофическим склерозом, практически все его мышцы никак не функционируют и он полностью парализован), Виктор Блок находится в коме, без сознания, то есть его мозг не функционирует, и он ведет вегетативный образ жизни. Все это время, уже почти 3 года, за ним ухаживают бывшие коллеги по журналу "Вестник". Возникает очень серьезная этическая и философская проблема. Виктор Блок не оставил завещания, таким образом, сейчас он никак не проявляет свою волю, так как не может ее никак выразить. Первые несколько месяцев после того, как он впал в кому, им занимался врач по выведению таких больных из коматозного состояния. Виктору вводили лекарства (у Виктора искусственное дыхание и питание) с надеждой, что в какой-то момент он сможет "проснуться". Результатов никаких не последовало, и врач перестал им заниматься. С тех пор врачи его практически забросили, и его судьба находится в руках ухаживающих за ним. Среди ухаживающих долгие годы был и я. В частности, я постепенно стал придерживаться точки зрения, что Виктор Блок должен быть передан в руки медиков. Те, кто мне противостоял, для ухода использовали нетрадиционные методы "лечения" и, в частности, колдовство, шаманизм. Возникает вопрос. Имеют ли они на это моральное право, если Блок не оставлял завещания на случай, если он окажется в подобном бессознательном состоянии? И как определить лучше или хуже самому Виктору Блоку то, что с ним сейчас делают?
Пытаясь найти ответ на этот чрезвычайно сложный вопрос, я обратился в одно из самых главных высших учебных заведений в области Иудаизма к президенту Раввинического колледжа "Нер Исраэль" в Балтиморе, раввину Герману Неубергеру (Herman Neuberger). Виктор Блок - еврей по матери и отцу, и всегда указывал в качестве своей национальной принадлежности иудаизм. Отвечая на мой вопрос, Неубергер сказал, что использование нетрадиционных методов лечения, колдовства и магии для оказания помощи больным не может дать каких либо результатов, это - глупо и неоправданно, и самое правильное, что можно сейчас сделать, - это перевести Виктора Блока в больницу или nursing home, чтобы за ним ухаживали и оказывали адекватную помощь те, кто должен делать это по долгу службы и по своей специальности. Раввин так и сказал: "Его надо перевезти в nursing home." Таким образом, раз Виктор Блок не может никак проявлять своей воли, только специалисты-медики, и никто другой, вправе решить, что для него хорошо, а что плохо и осуществлять тот уход, который оказывaют больным в подобном состоянии.
На необходимость перевода Виктора Блока в больницу или nursing home указал также другой раввин, с которым я встречался во время моего визита в Раввинический колледж "Нер Исраэль", директор по связям Джонатан Сайдманн.
Добавить комментарий