Месяц назад на экраны вышел фильм "Враг у ворот" (Enemy At The Gates) и, к изумлению специалистов по кинопрокату, сразу занял второе место среди чемпионов кассы, собрав за три дня 14 миллионов долларов. От картины про войну такого не ожидали. Снималась она в Германии, производство американское, режиссер француз, актеры англичане. А сюжет - Сталинградская битва и героизм русского солдата.
Я смотрела фильм в Лос-Анджелесе, в 500-местном кинозале. Он оказался битком набит молодым и небогатым народом (в основном, китайского и латиноамериканского происхождения - это их район.). Никогда раньше я не слышала здесь аплодисментов. А в этот раз не поверила своим ушам. Когда снайпер Василий Зайцев подстрелил сразу пятерых немцев подряд, зал тихонько захлопал. Потом два с лишним часа смотрели, затаив дыхание. И на финальных титрах похлопали тоже.
Как нам известно, американцы, особенно молодежь, ничего не знает про Сталинград, да и вообще про ту войну. Что там Сталинград! - только вчера я в разговоре с женщиной лет сорока произнесла "Пирл-Харбор", и собеседница не могла взять в толк, что сие означает. Но все смотрят кино, и временами оно успешно просвещает массы. Стивен Спилберг в "Списке Шиндлера" показал трагедию Холокоста, а в картине "Спасти рядового Райана" ознакомил народ с высадкой союзников в Нормандии. Кстати, скоро выходит и масштабная кино-эпопея "Пирл-Харбор". А вот французский режиссер Жан-Жак Анно открыл для зрителя события на восточном фронте.
Фильм "Враг у ворот", действие которого происходит зимой 1942 года в Сталинграде, не может похвастаться глубоким аналитическим подходом к истории. Это легенда, сага, миф о схватке героя и злодея. Вестерн на историческом материале. Все упрощено, почти окарикатурено. Зрителю говорят, что шла в то время большая война между двумя тиранами. Немецкий тиран захватил часть России (показано на карте) и пытался прорваться к нефтяным месторождениям, но был остановлен в Сталинграде. Дальше начинается повесть о солдате Василии Зайцеве, обученном меткой стрельбе своим уральским дедом-охотником. Такой снайпер, герой Советского Союза, действительно существовал, и его винтовка, как сообщается в финальной надписи, хранится в сталинградском музее.
Не знаю, каков был Зайцев в жизни, но играет его восходящая звезда экрана - 29-летний красавец-англичанин Джуд Ло, похожий на молодого Олега Янковского. Способного стрелка Василия примечает комиссар Данилов, худощавый еврейский интеллигент в очках. (Это Джозеф Файнз, исполнитель роли Шекспира в известной картине "Влюбленный Шекспир").
Тут на фронт прибывает упитанный лысый начальник (прекрасный актер Боб Хоскинс, сыгравший Берию в "Узком круге" А. Кончаловского). Командующему, который плохо воюет, он дает пистолет с приказом застрелиться и выходит в коридор, где навытяжку стоит много политруков. Новоприбывший объявляет: "Меня зовут Никита Хрущев! Этот город не какой-нибудь Киев или Минск, он носит имя Хозяина. Если его возьмут немцы, погибнет вся страна. Так что хватит накладывать в штаны, какие будут предложения?". Политруки содрогаются. За кадром слышен выстрел дисциплинированного самоубийцы. Предложение есть только у Данилова: дать народу пример и надежду, выдвинув Василия в герои. Хрущев согласен. И вот уже мы видим фото Васи в газете. Над ним восхитительная надпись на русском языке: "Искра, воспламенившая огонь страсти".
Таких замечательных подробностей в фильме будет не одна и не две. Увидев свой портрет, Василий, вместо "Служу Советскому Союзу", смущенно бормочет: "Товарищ комиссар очень добр ко мне". Хрущев запросто выпивает с политруком Даниловым, объясняя: "Водка, икра - роскошь, которая у нас есть. Время - роскошь, которой у нас нет". Василий рассказывает о своей мечте: дед брал его на завод, и там был человек, не одетый в синее, как все остальные. Таким человеком хотел бы стать Василий. Странные цветовые пристрастия героя объясняются просто. В США, как известно, рабочие ходят в синих комбинезонах, и зовут их "синими воротниками". Вася хочет выучиться на инженера.
Но западный зритель ничего про советскую жизнь не знает, и это ему не важно. А важно ему представление, поставленное впечатляюще и с гигантским размахом. Руины Сталинграда, воссозданные художниками и компьютерщиками в Котбусе, шахтерском районе Восточной Германии, поражают воображение. Кошмар войны, ее хаос, грязь, обыденность смерти - переданы в картине очень эмоционально. Советских солдат фильм изображает сочувственно, в духе классической теории западных левых либералов насчет положения в СССР: внизу - честный, замечательный и угнетенный народ, наверху - угнетатели, члены компартии. Рядовые храбро воюют и переносят страдания не только от врага, но и от коммунистического режима. На ужасающей переправе через Волгу под вражеским огнем командиры добивают своих тонущих солдат, а во время атаки стреляют в спину отступающим.
Но русские не только страдальцы, а настоящие герои. Василий - воплощение этого героизма - вступает в схватку с воплощением зла - немецким снайпером, майором Кенигом. Американец Эд Харрис играет его именно так, как требуется: в традициях доброго старого советского (да и голливудского) мифологического кинематографа. Это надменный и холодный ариец с изысканными манерами, способный на немыслимое злодейство. Противники охотятся друг за другом, проявляя чудеса изобретательности, и перипетии их поединка держат зрителя в неослабевающем напряжении. В Германии фильм шел под названием "Дуэль", что вполне соответствует содержанию.
В крепко выстроенный сюжет вплетен и любовный треугольник (Василий, Данилов и еврейская девушка-снайпер Таня), и линия отважного русского мальчика-разведчика, и короткая история Кулакова, человека с металлическими зубами (выбили в сталинской тюрьме), гибнущего геройской смертью. Похоже, что кроме военной хроники кто-то из авторов смотрел и "Иваново детство" Тарковского, и "Асю-хромоножку" Кончаловского.
Фильм "Враг у ворот" не претендует ни на оригинальность мысли, ни на психологическую глубину, ни на художественные открытия. У него своя задача, и он выполняет ее превосходно. Разыграв свой приключенческий сюжет на фоне истории, фильму удалось попутно заинтересовать массового зрителя грандиозными, но очень далекими, а то и вовсе не известными ему событиями. Так что просветительская его функция бесспорна.
Думаю, что несмотря на изрядную долю развесистой клюквы, фильм будет благосклонно принят в России. Жан-Жак Анно снова вывел на международный экран героя, не так уж часто на нем гостившего, - русского человека. Показал его отважным и благородным. Вызвал к нему симпатию.
Правда, жаль, что через сорок лет после "Баллады о солдате" Г. Чухрая такой герой снова является Западу в солдатской шинели. Хотелось бы увидеть его и в ином обличье. Но на нет и суда нет. Хорошо уже и то, что прервана монотонная традиция последних лет, когда русскому персонажу в западном кино нечего было надеть, кроме кожаной куртки гангстера.
Добавить комментарий