Фильм "Адвокат в "Линкольне" (The Lincoln Lawyer, режиссер Брэд Ферман ) — экранизация книги Майкла Коннелли, знаменитого и, на мой взгляд, хорошего писателя. Пишет он детективы и "полицейские романы". Одного из своих героев, полицейского сыщика, он назвал Иеронимусом (Гарри) Босхом. Уже симпатично. Копия картины Босха "Ад" висит у Коннелли над рабочим столом.
В кино ему пока не везло. В 2002 году Клинт Иствуд экранизировал роман Коннелли Blood Work. Пригласил хороших актеров. Сам поставил, сам сыграл главную роль. И ничего не вышло (на сайте "Гнилые помидоры" 53 процента критиков и только 42 процента зрителей одобрили фильм). Сейчас с "Адвокатом" повезло больше.
Майклу 55 лет. В семье Коннелли было пятеро детей, жили скромно. Отец хотел стать художником, это не вышло, он занялся строительством. Мать, домохозяйка, любила читать детективы. (Сейчас она первый читатель рукописей сына и даже помогает с редактированием).
По настоянию отца Коннелли пошел учиться на строителя. Но в 1973 году он посмотрел фильм одного из корифеев американского кино Роберта Олтмена "Долгое прощание" (The Long Goodbye), поставленный по одноименному роману. И кинулся запоем читать все, что написал автор романа Рэймонд Чэндлер — талантливейший "отец-основатель" американского "крутого" детектива.
Чэндлер (1888-1959) скончался, когда Коннелли было три года. Он (наравне с Дэшилом Хэмметом) в 30-ые годы изменил лицо детективной литературы США. Оживил ее персонажей, приблизил ее к реальности, обогатил стилистику.
А знакомство с классиком изменило судьбу Коннелли. Он понял, что хочет делать в жизни. Бросил строительство, перешел на факультет журналистики (чтобы иметь профессию, если с писательством не выйдет).
После университета его взяли в газету во Флориде. За серию репортажей об авиакатастрофе 30-летний Коннелли и двое его коллег были выдвинуты на Пулитцеровскую премию, стали финалистами. В 1987 году способного журналиста пригласила в штат газета "Лос Анджелес таймс" — криминальным репортером. Тут он вплотную познакомился с работой и нравами полиции, со многими подружился. (Дружба эта, как я слышала от знающих людей, жива до сих пор, ей нисколько не помешало то, что Коннелли теперь богат и знаменит.)
Чэндлер, кумир Коннелли, жил как раз в Лос-Анджелесе и замечательно его описывал. Переехав туда, Коннелли разыскал существовавший в реальности дом High Tower Apartments, где Чэндлер когда-то поселил своего героя, сыщика Филипа Марлоу. Дождался, пока там освободится квартира, и несколько лет в ней прожил, мучаясь от отсутствия кондиционера и сочиняя роман.
Упорство, талант и, конечно, дух Марлоу помогли. Книге Коннелли "Черное эхо" (1992) дали премию имени Эдгара По за лучший дебют.
Потом случилось одно из американских чудес. В 1994 году президент Клинтон выходил в Вашингтоне из книжного магазина. У двери его жадно поджидали телевизионщики. И вся страна увидела, что в руках Клинтона была книга Коннелли The Concrete Blonde. Коннелли мгновенно превратился в знаменитость. Потом они с президентом познакомились. Сотрудники Белого Дома как-то ночью, когда Клинтон прилетел в Лос-Анджелес, устроили ему краткую встречу с писателем прямо в аэропорту.
Вскоре Коннелли оставил журналистику и стал выпускать по роману каждый год. Его книги переведены на 35 языков.
Мик Холлер, герой "Адвоката в Линкольне" — персонаж для Коннелли необычный. Он борется не с преступниками, а с американской Фемидой. Выступая защитником в суде, находит хитроумные зацепки, чтобы обойти закон и вызволить своих подопечных. Работает он на ходу, в своей машине "линкольн", которую водит его бывший клиент, отрабатывая свой долг адвокату. Это прекрасно придуманная деталь. Мик — тот волк, которого ноги кормят. В гигантском Лос-Анджелесе, где люди проводят за рулем много часов, без шофера он бы ничего не успевал.
На номерном знаке машины написано "Невиновен". Это реклама репутации Мика, который часто добивается оправдательного вердикта. На самом деле циничный и самоуверенный адвокат знает, что его клиенты очень даже виновны. Но это его не беспокоит.
Впрочем, назвать его абсолютно аморальным нельзя. Единственное, чего он втайне боится — что ему попадется действительно невиновный клиент. И что он даст его засудить.
Очередной подзащитный Мика — Руле, молодой человек из богатой семьи агентов по недвижимости. Его обвиняют в том, что, явившись на квартиру к проститутке, он избил ее и собирался зарезать. Однако женщине чудом удалось выбежать и позвать на помощь. Руле утверждает, что у него и в мыслях не было причинять ей вред. Наоборот, по его словам, женщина хотела вместе со своими сообщниками ограбить и убить его. Распутывая это дело, Холлеру приходится вернуться в прошлое, где его ждут неприятные открытия...
Фильм держится на великолепной работе Мэттью МакКонахи, играющего Холлера. Актеру 41 год. Сниматься он начал в телерекламе, потом пробился в кино. Снялся уже в трех десятках картин. В основном, кино использовало привлекательную внешность актера. Но были и две творческие удачи — фильм "Заморочен и слеп" (Dazed and Confused, 1996 — так называется знаменитая песня группы Led Zeppelin) и "Время убивать" (A Time to Kill, 1996) по роману Гришема, где МакКонахи тоже играл адвоката, только добродетельного. Была у актера известность и другого рода. В 1999 году у себя дома в Техасе он ночью очень громко играл на барабанах, почему-то в голом виде и, видимо, накурившись анаши. Признал свою вину (кроме анаши), и за нарушение общественного порядка заплатил штраф в 50 долларов.
Роль Холлера — настоящий прорыв, вершина актерской карьеры МакКонахи, "оскаровский" уровень. Актер дает почувствовать, что его нагловатый герой берет не только изворотливостью и напором, а непрерывной, лихорадочной работой мысли.
К достоинствам фильма я бы отнесла то, что критик Игнатий Вишневецкий назвал его "уродством". В нем и вправду нет красивых кадров. Режиссеру нужен именно такой, неприглядный Лос-Анджелес, на убогих задворках которого разворачиваются мрачные события. Может быть, это прямолинейное решение, но, на мой взгляд, оно работает.
Понятно, что в голливудском кино не обойтись без хорошеньких женщин, но, как мне кажется, из сценария надо было исключить отношения Холлера с бывшей женой и дочкой. Они вовсе не нужны. К сожалению, романтические отношения героев вообще не являются сильной стороной книг Коннелли.
На сайте "Гнилые помидоры" фильм имеет 83 процента положительных оценок у критиков и 85 процентов у зрителей. Но среди кассовых чемпионов занимает последнее, десятое место. Фильм требует некоторого напряжения умственных способностей, а это не все любят.
Адвокат в "Линкольне"
The Lincoln Lawyer
Идет везде
Режиссер Брэд Ферман
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий