В 1987 году Санфранцисский кинофестиваль учредил премию, которая должна была вручаться выдающимся режиссёрам. Она называлась премия Санфранцисского фестиваля за вклад в киноискусство, её лауреатом номер один был объявлен Акира Куросава, и в честь первого лауреата решено было впредь называть эту премию Премией имени Куросавы. Под таким названием её вручали с 1988 по 2002 год, пока японский "Фонд Куросавы" не решил присуждать свою премию, имени великого режиссёра. С 2003 года у этой награды появилось другое название — Премия основателей фестиваля.
Многолетний художественный руководитель фестиваля Питер Скарлет умел соблюдать баланс между киноискусством и индустрией, между художниками и мастерами, между тем, что интересно широкому зрителю, и тем, чего этот широкий зритель, может быть, и не знает, но с чем хорошо бы его познакомить. Поэтому премию Куросавы получали великие художники и честные мастера-профессионалы. Робер Брессон, Марсель Карне, Мануэль де Оливейра, Сатяджит Рей, Им Кван-тек прекрасно соседствовали с Джозефом Манкевичем, Стенли Доненом, Клинтом Иствудом, Артуром Пенном, Иржи Менцелем. Баланс был нарушен в 2007 году, когда — уже после ухода Питера Скарлета — премия фестиваля была присуждена режиссёру, которому не только не стоило бы её вручать, но человеку, которому не всякий согласится подать руку. Я говорю о Спайке Ли.
Спайк Ли — антисемит, который не раз и не два высказывался о засилии евреев в Голливуде ("...евреи правят Голливудом..."). Когда Майкл Джексон вынужден был заменить несколько явно антисемитских строчек в одной из своих песен, Спайк Ли сказал корреспонденту "Ассошиэйтед Пресс", что "евреи распяли Майкла Джексона". Когда киноакадемия присудила Оскар фильму Марка Харриса "Длинная дорога домой", обойдя ленту Спайка Ли "4 маленьких девочки", он заявил, что еврейское лобби и израильский истеблишмент отняли у него, чёрного американца, награду.
Еврейская тема активно присутствует и в фильмах Спайка Ли: от гнусного еврея-водителя автобуса, который не желает перевозить участников фарахановского Million Men March в фильме Get on the Bus до омерзительных братанов-владельцев джазового клуба в фильме Mo' Better Blues, которых Спайк Ли изображает аккуратно по трафаретам нацистской кинопродукции тридцатых годов.
"Спайк Ли — культурный герой для многих людей вне зависимости от тех или иных его слабостей и ошибок. Кроме того, он чрезвычайно значительный американский кинорежиссёр, режиссёр мирового класса", — так на мой недоуменный вопрос ответил тогда художественный руководитель фестиваля Грэхам Леггет.
Я не знаю, что Грэхам думает о Спайке Ли на самом деле. Действительно ли он верит в то, что сказал, или всё это политкорректность, моральный релятивизм, доведённый до точки, когда любые здравые оценки называются "нетерпимостью"? Впрочем, нравится мне или нет, это уже произошло: Спайк Ли, наряженный в белый костюм, под светом юпитеров получил фестивальную награду.
Антисемиту вручают приз, учреждённый в честь основателя фестиваля еврея Ирвинга Левина! Неплохая сцена.
К сожалению, эта отвратительная сцена была — видимо, на бис — повторена в нынешнем году.
Премия за вклад в киноискусство присуждена в этом году человеку, который занимается изготовлением политически корректного товара. Его зовут Оливер Стоун. Он обладатель трёх Оскаров, автор шумных разоблачительных фильмов, прогрессист из прогрессистов (при этом, человек весьма состоятельный), пьяница, куритель травки, нюхатель кокаина, пожиратель мухоморов (за всё это он неоднократно арестовывался, штрафовался, судился и отправлялся на лечение).
Оливер Стоун родился в 1946 году в весьма состоятельной семье биржевого брокера Луиса Стоуна и Жаклин Годетт. Сын еврея и француженки-католички воспитывался компромиссно — ни нашим, ни вашим, как это нередко случается у либеральных американцев — в Епископальных традициях. Учился в частных школах, затем в Йельском университете. Был призван в армию, пятнадцать месяцев провёл во Вьетнаме, награждён двумя боевыми орденами. Вернувшись из армии, поступил на кинофакультет Нью-Йоркского университета.
Первая слава пришла к Оливеру Стоуну после появления его фильмов о Вьетнаме Platoon ("Взвод", 1986) и Born on the Fourth of July ("Рождённый 4 июля", 1989). Не будет преувеличением сказать, что — не без помощи ультралиберальной прессы — для одного-двух поколений американцев его картины стали основным, если не единственным источником информации о Вьетнаме, о войне, причин которой эти молодые люди не понимают и понимать не желают. Картины Стоуна — ловко сделанные пропагандистские ленты — заменили им реальную историю.
Ещё один большой успех Стоуна — агитка, посвящённая экономике, деньгам, проще сказать, проклятой капиталистической системе, — совсем уже примитивная лента Wall Street ("Уолл-стрит", 1987). Агитка с моралью простой, как мычание: все они — во всяком случае, самые успешные из них — циники, мерзавцы и негодяи.
Затем пришла пора разоблачений. В 1991 году Стоун сделал картину о Джоне Кеннеди (JFK), а в 1995 году — о Ричарде Никсоне (Nixon).
Знаменитый сценарист Джо Эстерхаз написал об этих лентах: "Обе картины полная и абсолютная ложь. Хуже того, обе претендуют на то, что они несут новым поколениям истинную правду. При этом Стоун не называет себя либеральным пропагандистом, он называет себя "режиссёром, рассказывающим истории, подтверждённые документами" (Joe Eszterhas, American Rhapsody, Alfred Knopf, New York, 2000, p. 146).
В 2008 году Оливер Стоун изготовил по тому же рецепту ещё одну картину, на этот раз о Джордже Буше (W).
Но Оливер Стоун не только критикует и разоблачает. Он предлагает альтернативу проклятому капитализму. Есть такие райские места на нашей Земле, уверяет публику режиссёр, где люди живут настоящей счастливой и свободной жизнью. И это не случайность, объясняет Оливер Стоун. Не потому жители этих райских уголков счастливы и свободны, что им просто повезло, а счастливы они и свободны благодаря тому, что на вершине властной вертикали (очень хочется сказать — как на колу) восседают мудрые руководители: товарищи Кастро и Чавес, а так же новый герой Оливера Стоуна — президент Ирана Махмуд Ахмадинежад.
О горячо любимом товарище Фиделе Оливер Стоун снял даже не один фильм, а целых два: "Команданте" (Comandante, 2003) и "В поисках Фиделя" (Looking for Fidel, 2004). (Оба они, особенно первый, своим фантастическим лизоблюдством напоминают шедевр Никиты Михалкова "55", изготовленный к юбилею команданте Путина).
Надо сказать, что с фильмом "Команданте" у Оливера Стоуна даже возникли некоторые проблемы. Как раз к тому времени, когда фильм этот был закончен, кубинская охранка разом схватила и бросила в тюрьмы 75 отщепенцев и клеветников, которые осмеливались думать и даже говорить, что Куба при товарище Кастро — это ещё не совсем рай на Земле. Премьера "Команданте" планировалась одновременно на двух кинофестивалях — "Трайбека" в Нью-Йорке и нашем, Санфранцисском. После оглашения в Гаване приговора "Трайбека" решила удалить шедевр Оливера Стоуна из своей программы. Санфранцисская же премьера, разумеется, состоялась (мы ведь почти что самый прогрессивный город в Америке, на пути к коммунизму нас обгоняет только Беркли).
Создав портрет Фиделя Кастро, Оливер Стоун перешёл к новому герою, и на Венецианском фестивале 2009 года показал картину "К югу от границы" (South of the Border, 2009) о товарище Чавесе, рука об руку с каковым Чавесом он и появился на премьере. Тут же он объявил о своём новейшем плане — портрете товарища Ахмадинежада. Мол, переговоры уже проведены, согласие получено — ждите, не долго осталось, и вы увидите портрет реального человека, а не карикатуру, нарисованную, кровожадными американскими империалистами.
А совсем недавно в интервью британской газете Sunday Times Стоун поведал миру, что для телеканала Showtime он готовит новый многосерийный проект, называемый "Секретная история Америки". Вот тут-то он наконец и расскажет уже всю самую распоследнюю правду. Ибо он не "рассуждает в категориях хороший-плохой", как это делает буржуазная пресса. Он, например, собирается поместить и Гитлера, и Сталина "в исторический контекст", а так же намерен сообщить миру, как американская внешняя политика "уже многие годы затрахана — (тут, сами понимаете, в оригинале стоит другое слово) — Израилем". Он так же берётся объяснить всем и каждому, отчего это общественное мнение уделяет столько внимание Холокосту. Понятно отчего: "Евреи контролируют средства массовой информации. Это самое мощное лобби в Америке. Они работают не останавливаясь. За ними всегда последнее слово, это самая влиятельная группа в Вашингтоне".
Правда, по поводу этого интервью Оливер Стоун извинялся. Не очень внятно, как-то уклончиво. Типа: меня не так поняли. Но аутентичности самого интервью он не оспаривал. Тогда спрашивается — а как ещё могли его понять? Что значит — не так?
...Я не пошёл на чествование Оливера Стоуна, так что не знаю, вышел ли он на сцену в белом костюмчике, как его достойный предшественник Спайк Ли. Но и так ведь ясно, не правда ли, какой он белый и пушистый?
Ну, очень, очень, очень достойный лауреат!
Добавить комментарий