Страх и ненависть

Опубликовано: 16 июня 2011 г.
Рубрики:

Богачи, чиновники, кавказцы, европейцы, американцы — все равно, лишь бы излить агрессию, показать им!


Возможно, свободная критика власти на страницах газет и в уличных разговорах закономерным образом сочетается с новым страхом перед властью. Или пуще того — способствует его росту, развитию и укоренению в умах и сердцах. Чем больше независимого анализа, нелицеприятной оценки существующего положения дел, особенно в правоохранительной системе — тем больше страха.

Предположение неожиданное и парадоксальное.

Для примера возьмем все то же дело Ходорковского-Лебедева как всем известное. Московский городской суд рассмотрел их кассационную жалобу и смягчил приговор с 14 лет отсидки до 13 лет. То ли циничное издевательство, то ли бюрократическо-символический жест: мол, никто не упрекнет, что отмахнулись, не разбирались в деле: сократили же срок...

Судья Усов так и сказал: "Мы все материалы уголовного дела изучили".

За 21 день со дня поступления кассационной жалобы просмотрели (изучили?) 69 тысяч 280 страниц.

В целом же вникать в его суть — труд не большой. Вначале Ходорковский и Лебедев добыли и продали сотни миллионов тонн нефти, но недоплатили налоги — и получили за это 8 лет колонии.

Затем их обвинили в том, что они всю добытую за тот же период нефть просто-напросто украли и — приговорили в общей сложности к 14 годам.

Каждый приговор в отдельности может быть праведным или неправедным, доказательным или сфальсифицированным. Каждый приговор в отдельности имеет право на существование.

Вместе — нет. Соединенные вместе — они отрицают и уничтожают друг друга. Нельзя украсть нефть, которую уже продали, получили прибыль и заплатили (недоплатили) с нее налоги государству.

Или — или. Вместе — никак.

Но наши суды соединили.

Незаконность и даже абсурдность действий власти достигают, объективно, главной цели — вбивают и вбили в население великий страх перед государственной машиной.

В принципе, мы не должны и не можем бояться государства и его законов, потому что они призваны нас защищать. Итог сталинских десятилетий — государственный страх — определен как раз тем, что каждый понимал: арестовать и бросить в лагеря могут любого.

"Эк загнул! — слышу голос оппонентов. — Да разве можно сравнивать? Попробовал бы кто при Сталине вякнуть хоть слово!"


В том и новизна нынешнего государственного страха. Действительно, выступление Ходорковского на суде немыслимо представить в 30-50-е годы.

"Исправить этот приговор нельзя, косметика будет выглядеть глупо. Либо отменяйте приговор как демонстративно и тупо нарушающий закон, либо присоединяйтесь к правонарушителям, на закон плюющим, — говорил он. — Было бы смешно и нелепо мне, подозревая вас и ваших коллег по службе в совершении преступления, просить вас же дать оценку моим доводам об этих обстоятельствах... С преступниками, даже в судейской мантии, мне говорить не о чем. Да и незачем... Я не ищу здесь правосудия. Опыт общения с вашими коллегами избавил от подобных иллюзий. Я лишь хочу привлечь внимание к беззаконию в суде".

Его слова растиражированы в газетах, разлетелись по Сети. Мало того, впервые за многие годы на НТВ вышел сюжет о судебном преследовании Ходорковского. С архивными съемками, с интервью, где Ходорковский утверждает, что следствие против него ведется незаконно. На телеканале "Россия 1" в программе "Вести недели" появилось сообщение о рассмотрении кассационной жалобы. Со словами Ходорковского об "абсурдности" и "маразматичности" обвинения, со словами его адвокатов о том, что "Мосгорсуд в деле ЮКОСа стоит на позициях круговой поруки".

И, наконец, газеты совершенно безбоязненно печатают отклики зарубежной прессы. Например, из The Financial Times: "Приговор высмеивает усилия президента Дмитрия Медведева выправить ситуацию с соблюдением закона в стране". Или — высказывания главы фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера, имевшего печальный и трагический опыт бизнеса в России (в тюрьме замучили его сотрудника Сергея Магнитского): "В России нет государства. Это территория, оккупированная горсткой преступников. В России живет 141 миллион нормальных, работящих людей. И миллион преступников, которые все разрушают".

В российской газете опубликовано, в интернете любой найдет.

Как можно при такой свободе прессы говорить о каком-либо страхе?


Тут мы и подходим к сути. Чем больше свободы в прессе, чем больше свободного анализа, нелицеприятной оценки существующего положении дел, особенно в правоохранительной системе — тем больше страха.

Народ мотает на ус: если уж при такой гласности, при открытом обращении в высшие инстанции и даже в Европейский суд по правам человека — берут и сажают направо и налево, значит, тут дело принципа. Нам ясно дают понять: пишите, что хотите, а мы будем делать, что хотим.

То есть никакой защиты нет и не будет, плевать на любой закон, как на Конституцию при Сталине.

Чем явственней разница между законом и реальностью — тем сильнее влезает страх в сознание и подсознание. Те же правила. Только в других условиях.

Первыми поняли люди большого бизнеса. Российский союз промышленников и предпринимателей ("профсоюз олигархов") за 8 лет полслова не вымолвил по делу Ходорковского-Лебедева. Допустим, здесь случай особый. Но ведь сейчас, по данным правозащитной организации "Бизнес-солидарность", в лагерях отбывают сроки 300 тысяч предпринимателей. Каждый третий заключенный — бизнесмен. Сколько из них брошено за колючую проволоку по сфабрикованным обвинениям? Сколько жалоб и обращений? Кто пытается разбираться в их делах? Правозащитники из обычных граждан. А РСПП пальцем о палец не ударяет. Равно как и другие аналогичные, мощные объединения.

Кто может, тот обеспечил и обеспечивает себе запасные аэродромы за границей.

"За первые четыре месяца текущего года чистый отток частного капитала составил примерно 38 миллиардов долларов, — констатировал председатель Центробанка Сергей Игнатьев. — Главная причина, наверное, это все-таки не вполне благоприятный инвестиционный климат в России".

Теперь это называется климат. Кстати, почему чьи-то жены, дочки и невестки рожают детей только за границей? Не только потому, что там медицина (климат?) лучше. При больших деньгах и в России можно найти хорошие клиники. Возможно, присутствуют и другие причины. Например, дочь или сын, внук или внучка, рожденные в США или Австралии, автоматически становятся американскими и австралийскими гражданами, подпадают под их защиту.

У рядовых россиян запасных аэродромов нет. По данным опроса Левада-Центра, 59,4 процента наших граждан опасаются правоохранительных органов. А в 2004-м было больше — 64,7 процента. Значит, за 7 лет хоть что-то изменилось в лучшую сторону? Сомнительно. Мы же знаем, как с каждым годом нарастал и нарастает произвол. Социологи объясняют: "Просто мы наблюдаем некоторое привыкание к проблеме, когда люди все больше понимают, что в ближайшее время вряд ли что-то улучшится, от них самих ничего не зависит, и деваться все равно некуда".


А где страх — там и ненависть.

Не успел сойти снег, как заполыхали леса на Дальнем Востоке, в Забайкалье, в Сибири, Алтайском крае, Туве, Бурятии, Иркутской и Амурской областях, в Красноярском крае и Ханты-Мансийском автономном округе. Особые режимы вводились в отдельных районах от Приамурья, Приморского и Хабаровском краев до Свердловской и Челябинской областей.

По сводке МЧС, площадь лесных пожаров в России выросла в два раза по сравнению с этим же периодом прошлого катастрофического года.

От Челябинска до Владивостока — 7 тысяч километров по Транссибирской магистрали. Торфяников там нет. И сумасшедшей жары, пересохших на корню лесов и рек еще нет. А огонь уже — на тысячах гектаров.

"Основной причиной пожаров в Якутии является человеческий фактор", — заявил член комитета Госдумы по безопасности Михаил Эверстов.

"Человеческий фактор" относится, разумеется, не только к Якутии. Грубо говоря — поджоги. Неумышленные и — умышленные. Во многих регионах заводятся уголовные дела, ведутся расследования.

Поджоги разные. Есть, условно, экономические. Горельники потом скупают за бесценок и на уцелевшей деловой древесине наживают большие деньги.

Еще в прошлом году зафиксированы были случаи поджогов с целью... получения новых домов. Нынче власти Алтайского края заподозрили в умышленном поджоге жителей села Озерки. В прошлом году в соседней Николаевке, выгоревшей дотла, государство построило для всех погорельцев благоустроенные коттеджи — на зависть. "Мы провели расследование и пришли к выводу, что это не случайные возгорания. Термические точки находились в лесном фонде на одной линии, на расстоянии 300-500 метров друг от друга, по обе стороны села, на расстоянии около одного километра от крайних домов", — говорит начальник Озерского лесничества Андрей Пригаев.

И, наконец, поджоги без корыстного умысла. Практически недоказуемые, поскольку даже при поимке злоумышленника он всегда может сказать: "Виноват, плохо потушил костер..."

В Дубровском и Ленинском лесхозах Липецкой области почти уверены, что есть такой поджигатель или, скорее всего, группа. "Многие очаги возгорания возникают в одном месте — на границе между нашим и Ленинским лесхозом, — объясняет директор Дубровского лесхоза Алексей Востриков. — С начала года в нашем лесхозе было три таких пожара, в Ленинском — около десяти. В прошлом году было то же самое — в одном и том же квартале".

И уж вовсе нельзя заподозрить в корысти поджигателей заповедника "Кедровая падь" в Приморском крае. "Занялось сразу в нескольких местах, — рассказывали сотрудники. — Слава богу, потушили за два дня".

То есть мы видим отчетливо выраженный вандализм, ненависть. В густонаселенной Централь­ной России контроль легче осуществить. А в восточных необозримых краях — невозможно. К тому же в восточных районах острее социальная напряженность.


Кого и что ненавидят? Всех и все.

В городах — свои пожары. Май отмечен поджогами частных автомашин в Волгограде, Красноярске, Зеленограде, Омске. В Москве сгорело 17 автомобилей. Ночью во дворах неизвестные поджигают дорогие иномарки.

"Если бы преступления совершал душевнобольной, то он давно был бы пойман, поскольку не осознает противоправности своих действий, следовательно, не скрывается, — считает кандидат психологических наук Анна Федосеева. — Если это мститель — эдакий Робин Гуд, желающий наказать толстосумов, лишая их роскошных авто, — та же история: этому человеку нужен резонанс, слава, такого всегда легко вычислить. Но трудности, которые возникают при раскрытии подобных преступлений, связаны с тем, что совершаются они не одним лицом, а группой людей. Скорее всего, молодых людей, склонных к противоправным действиям".

В Омске одного поджигателя поймали — 16-летнего парня. Объяснять свои действия отказался.

Социологические опросы показывают, что российская молодежь больше всего ненавидит кавказцев и богатых. Например, 76 процентов проявляют сочувствие к погромщикам с Манежной площади в Москве, а 37 процентов юношей и девушек готовы участвовать в погромах. В Общественной палате, по заказу которой проведены исследования, назвали полученные результаты "устрашающими".

Вполне вероятно, что корни явления еще глубже. В общей агрессии ко всему и ко всем. Вспомним недавно прошедший песенный конкурс "Евровидение". Наш делегат Алексей Воробьев в финале занял 17 место. Однако, пройдя в финал, упоенный результатом, он кричал в телевизионные камеры: "Это Россия, б...ь! Иди сюда, б...ь! Смотри в глаза, б...ь!"

Надо полагать, он так обращался к Европе. И, в принципе, к миру.

Допустим, отдельный Воробьев страдает старым российским недугом: любовью-ненавистью к Европе, к Западу, комплексом неполноценности. Но ведь его торжествующий мат запускали в эфир сотрудники и начальники телеканалов, люди разных возрастов, облеченные немалой ответственностью.

Выходит, и они тоже, как и Воробьев, живут с тяжким чувством некой европейской и вообще — цивилизационной неполноценности? И не только они. Каждый публичный мат в сторону Запада воспринимается с восторгом и толпой, и распорядителями средств массовой информации. Будь то выкрик футболиста в камеру после победы над сборной Уэльса: "Х... вам!" (Ликуй, Отечество, мы обыграли аж великий и ужасный Уэльс.) Будь то поведение пьяных хоккеистов после чемпионата мира среди молодежных команд. Их сняли с авиарейса, а перед этим они кричали в камеру: "Мама, мы это сделали, б...ь! Мы чемпионы, мы лучшие, на х...!"

Богачи, чиновники, кавказцы, европейцы, американцы — все равно, лишь бы излить агрессию, показать им! Популярная бульварная газета после поражения Воробьева (17 место!) напечатала высказывания его продюсерши: "Какое имеет значение, как его называют?! Они могут спокойно засунуть свои слова себе в ж... Никто и никогда не видел на "Евровидении" такого ох...нного русского артиста. От Леши здесь настолько все ох...вают, что готовы простить ему все. Про Лешу и так здесь ходят легенды. За время "Евровидения" он уже пере...л весь Дюссельдорф".

Не мытьем, так катаньем.

Врачи утверждают, что негативные эмоции, агрессия разрушительны для самого носителя агрессии. В прямом смысле — для его здоровья.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, от психических расстройств страдает не менее 10 процентов россиян (14 миллионов человек). — Только шизофренией — примерно 900 тысяч.

Психические заболевания проявляются, как правило, в возрасте до 25 лет. Поколения, выросшие в эпоху смуты.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки