Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть 2
Harry Potter and Deathly Hallows: Part 2
Идет везде
Режиссер Дэвид Йейтс
Восьмой, последний фильм про Гарри завершает десятилетие этой кино-эпопеи. Вокруг него сразу возникла атмосфера сенсации. За первые пять дней проката фильм собрал фантастическую сумму в 170 миллионов долларов и, вероятно, станет кассовым чемпионом всех времен. Большинством рецензентов он был объявлен заметным достижением, а на сайте «Гнилые помидоры» получил 97 процентов похвальных отзывов от критики и 93 от зрителей.
В фильме Гарри вступает в последний решительный бой с Волдемортом, но чтобы победить, должен погибнуть сам (в нем самом спрятан один из «хоркраксов», хранилищ частицы Волдемортовой души). В книге это написано хорошо. Гарри страшно, как Христу в Гефсиманском саду. Ему сочувствуешь.
В фильме не то что сочувствовать — дай бог разобраться, что происходит на экране. Тем более, что там почти что все время темно, а в развалинах Хогвартса (которые один критик сравнил с Лондоном после немецкого налета) все время бесцельно носятся, сталкиваясь друг с другом, беспорядочные толпы.
Режиссура разочаровала меня до крайности. Только первый эпизод — визит героев в хранилище гоблинских богатств — сделан хорошо, и то не до конца. Дальше начинается хаос, а последний поединок Гарри с врагом напоминает виданные-перевиданные дуэли героев вестерна.
Те три процента критиков на «Гнилых помидорах», кому фильм не понравился, это восемь человек. Я сочла бы за честь, если бы меня посчитали девятой. Тогда я очутилась бы в хорошей компании. Вместе с маститым 77-летним британским киноведом Филипом Френчем (автором нескольких книг о Голливуде) и молодым Игнатием Вишневецким.
Френчу (как и мне) книга Роулинг явно нравится. Он хвалит ее с точки зрения просветителя. В нее, пишет он, «вошла смесь древних и новых мифов, от Диккенса до Вагнера, от Евангелия до «Супермена», где Гарри — это Христос, король Артур и Кларк Кент. Книга оказала влияние на юные умы, утратившие связь с Библией, классической мифологией и исторической традицией, то-есть, с многим из того, что поддерживало представления о морали и этическую мысль в западном мире».
А фильм Френч считает слишком высокопарным, неинтересным, и к концу просмотра он так же устал, как персонажи. Десять лет назад ему казалось, что фильмы про Гарри будут жить так же долго, как киноверсия «Волшебника Изумрудного города». Теперь он в этом совсем не уверен.
Игнатий Вишневецкий сказал, что фильм «скособоченный», в нем нет цельности, это собрание эпизодов. Что действие скачет вперед слишком быстро и беспорядочно, и что смысл финального поединка не передан. Общая его оценка — отрицательная.
Другие критики — Луиза Келлер, Эндрю Эрбен, Роберт Грайм — жаловались, что оригинальность книги на экране утрачена, сюжет исчез за спецэффектами, что там царит пиротехника и что это скучно смотреть.
Я совершенно с ними согласна. Кстати, и спецэффекты мало интересные. Даже с плащом, превращающим в невидимок, режиссер не сумел как следует поиграть. Главным образом, все время крутятся какие-то враждебные черные вихри.
***
***** - замечательный фильм
**** - хороший фильм
*** - так себе
** - плохой фильм
* - кошмарный
Добавить комментарий