Критическая теория и проект «Ним»

Опубликовано: 16 августа 2011 г.
Рубрики:

 

shaternikova_project_nim.jpg

Стефани Лафарж и шимпанзе Ним Чимпски.
Кадр из документального фильма «Проект “Ним”». Стефани Лафарж и шимпанзе Ним Чимпски.
Кадр из документального фильма «Проект “Ним”». Стефани Лафарж и шимпанзе Ним Чимпски. Читайте статью Марианны Шатерниковой в «Чайке» №16 (16-31 августа 2011 г.)
Три года назад британский документалист Джеймс Марш получил «Оскара» за фильм «Человек на проволоке» про эквилибриста из Франции. Тот в 1974 году прошел по проволоке между тогда еще существовавшими небоскребами Торгового Центра в Нью-Йорке, за что и был ненадолго арестован. Это хорошая картина про человеческую одержимость.

Действие его нового фильма «Проект Ним» (Project Nim) тоже начинается в 70-ые годы. В Оклахоме, в заведении по изучению приматов вроде нашего сухумского обезьянника, появляется на свет шимпанзе, которого тут же отнимают у матери и увозят в Нью-Йорк для научного эксперимента.

То, что с ним было дальше, описано в книге Элизабет Хесс. Книга вышла в 2008 году и так заинтересовала Марша, что он решил сделать про это фильм. Почти все участники опыта охотно поделились своими воспоминаниями с экрана. Сохранились видеосъемки эксперимента, которые включены в фильм.

Никакого авторского комментария в картине нет. Говорят только персонажи этой истории. Она, конечно, вовсе не про обезьяну, а про них. Про людей. И про 70-ые годы, когда американская цивилизация начала распадаться под напором свежих, бодрых сил «контркультуры».

Тут нельзя обойтись без исторического отступления.

В 1923 году во Франкфурте на деньги богатого капиталиста был создан Институт социальных исследований при местном университете. Его устроили немцы, вдохновленные идеями своих соотечественников Маркса и Энгельса. С «франкфуртской школой» связаны такие известные имена как Георг Лукаш, Теодор Адорно, Эрих Фромм, Герберт Маркузе, Вальтер Беньямин. Это талантливые люди, авторы интересных работ. Но их приверженность марксизму часто вступала в противоречие с поисками истины.

В 1934 году Институту, конечно, пришлось переехать из Германии в Нью-Йорк, под крыло Колумбийского университета. В 50-е годы некоторые франкфуртцы вернулись домой, в ФРГ. Многие остались в Америке.

От ортодоксального марксизма они постепенно отступили. Жизнь показала, что никакого обнищания трудящихся капитализм не приносит, что к сказке о революционности рабочего класса невозможно относиться всерьез, а так называемая социалистическая экономика, практиковавшаяся в Советском Союзе, дала плачевные результаты. Так что «франкфуртцы» в послевоенные годы стали даже в оппозицию к дремучему советскому марксизму.

Но отказываться от поношения капитализма не стали. А расширили фронт борьбы и пошли бодрым крестовым походом на всю западную цивилизацию с ее «империализмом», «колониализмом», «социальным неравенством», «угнетением меньшинств», «отчуждением человека» и «истреблением природы». Вместо слова «марксизм», которое было скомпрометировано советским опытом, стали ссылаться на некую «критическую теорию».

Загримированный под эту теорию марксизм начал расползаться по американской целине и стал ведущим направлением в здешнем образовании, культуре и науке.

Главное из него оставили в неприкосновенности. Это священный лозунг из «Тезисов о Фейербахе» Маркса: «Прежние философы только объясняли мир, дело же заключается в том, чтобы изменить его». Change! Change! Yes we can!

«Франкфуртца» Герберта Маркузе считают отцом «новых левых» в США. (В частности, под влиянием его идей находилась, среди множества других, небезызвестная Анджела Дэвис). Маркузе призывал к «освобождению от буржуазного общества» и указывал, что «необходима нетерпимость против правых движений и терпимость к движениям слева».

Так были заданы правила игры.

Мы до сих пор не всегда сознаем, какой разрушительной силой обладает нео-марксистская идеология в Америке, превращающая страну в сумасшедший дом. Таран, которым орудуют левые — это принцип «равноправия».

Упадок школьного образования сваливают на мнимую нехватку денег и низкий уровень учителей. Однако, запрещается упоминать о том, что уничтожены, под предлогом «равноправия» учащихся, дисциплина и уважение к учителю, а также моральное воспитание детей.

Пять месяцев назад ученики 11-го класса в Пенсильвании проникли на сайт учительницы Натали Монро и прочли в ее блоге, что она считает многих из них (имен она не называла) ленивыми, грубыми и капризными. Меры были приняты тут же — учительницу выгнали. То, что позже ее восстановили, не меняет существа дела. Учителя все чаще бегут из школ, так как преподавать в обстановке «равноправия» невозможно.

Следует благодарить «критическую теорию» за «политкорректность» — безмозглую цензуру языка, запрещающую называть вещи своими именами. Она превращает людей в трусливых лгунов. Именно «критическая теория» пытается запретить украшение американской литературы — «Приключения Гекльберри Финна». Книгу, написанную в 1884 году и исполненную ненависти к рабовладению, прогрессивные дураки клеймят как расистское произведение, потому что неграмотный Гек зовет негров ниггерами.

«Критическая теория» ввела в США «мультикультурализм». Это учение о том, что все культуры (кроме западной) равны и одинаково прекрасны, уже привело к упадку принципа E Pluribus Unum — «Из многих — одно целое», принятого в 1782 году и начертанного на гербе США. Вместо «плавильного котла» страна превращается в сборную солянку этнических общин, причем некоторые из них весьма далеки от американских социальных принципов, а то и враждебны им. В школах обязательно «промывание мозгов» в духе поношения Америки — а фактически, белой расы и западной культуры. Традиционные предметы вынуждены потесниться ради изучения «истории афроамериканцев», «истории латинос», «истории геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров», изложенных с антиамериканских позиций. О свирепом поношении христианской религии, граничащем с большевистским, я уж и не говорю.

«Утверждающее действие» (Affirmative Action) — это политкорректное название «удара по социальному неравноправию». Оно вводит преимущественные квоты для «меньшинств» и женщин при поступлении на учебу и работу — не по их достоинствам и способностям, а по цвету кожи и половым признакам.

В 2003 году в Коннектикуте произошла невероятная история. 118 рядовых пожарников сдавали экзамен, чтобы занять более высокие должности — лейтенанта и капитана. Вакансий было 15. На них, согласно здравому смыслу, могли претендовать те, кто получит наиболее высокие оценки.

Но в современной Америке здравый смысл уже не в чести.

56 человек из 118 справились с тестами (200 вопросов, а затем устный экзамен). Из 20 человек, получивших лучшие оценки, 19 были белыми и один — латино. Ни один афроамериканец на высокую оценку не потянул. Власти города Нью-Хэвен приняли меры: выбросили результаты экзаменов в корзину и не повысили никого. Причина — нарушение гражданских прав чернокожих пожарников! Угнетенные афроамериканцы тут же избили соперника — латиноса, попавшего в больницу.

Белый пожарник Риччи подал на город в суд от имени всей группы «отличников». Суд наотмашь решил в пользу города. Риччи подал в апелляционный суд. Заседание троих судей (одна из которых была Соня Сотомайор, впоследствии назначенная в состав Верховного суда США) в 2008 году поддержало решение города. Спустя четыре месяца суд снова рассмотрел это дело в полном составе (13 человек). И снова решил, что город был прав. Только благодаря тому, что двое судей из 13 оказались не согласны, дело пошло дальше, в Верховный Суд США.

Пятью голосами против четырех Верховный Суд прекратил это безумие и объявил, что именно город Нью-Хэвен своим поступком нарушил гражданские права людей, сдавших экзамены лучше других и виноватых только в том, что они белые. Но не следует радоваться. В Верховном Суде пять голосов принадлежат нормальным людям (один из которых чернокожий), назначенным Рейганом и Бушем. Четверо — назначенцы Клинтона и Обамы. Три из них — женщины, в том числе Сотомайор и Елена Каган, в жизни не носившая до этого судейскую мантию. Они стоят на леворадикальных позициях, и именно они проголосовали в пользу чернокожих-троечников. Надо полагать, что с течением времени даже на самом верху судей с вывихнутыми мозгами будет становиться все больше.

Именно принцип «социального равноправия» привел к радостному избранию на пост президента страны некомпетентного человека только потому, что его отец африканец. Президент тут же объявил, что намерен «фундаментально трансформировать Америку» и обнаружил свою приверженность марксистскому принципу классовой борьбы с его ненавистью к богатым. Как известно, в США шариковское «все отнять и поделить» называется «перераспределением богатства» (redistribution of wealth). Президент сразу занялся бюрократическим удушением свободного предпринимательства и освобождением людей от денег при помощи налогов. Правых политиков, встающих грудью против повышения налогов, левые ласково именуют террористами и исчадиями ада.

«Критическая теория» отменяет понятие личной ответственности, оправдывая лень, распущенность и преступность «виной общества» перед «бедным и угнетенным» преступником. Преступника нужно не наказывать, а оказывать ему «помощь».

На «критическую теорию» опирается феминизм с его «абсолютным равенством полов». Он вызвал перемены и тут: шельмуя американских мужчин как «угнетателей и поработителей» женщин, многих удалось превратить в испуганные феминизированные существа.

«Критическая теория» способствовала «сексуальной революции» с ее «освобождением» сексуального начала в человеке, а фактически со скотским освобождением от стыда и от благородства в любви, замененной половым влечением равных субъектов.

«Уравнение в правах» гомосексуалистов с остальными гражданами уже привело не к взаимным симпатиям, а к обострению агрессивности и неприязни. Широкое распахивание перед геями двери в армию может вызвать непредвиденные последствия. Такие перемены — равно как и воспитание детей в гейских семьях — не могут вводиться бюрократическими решениями. Они должны быть результатом естественной эволюции общества. Но тем, кто жаждет изменять мир, ждать некогда. Трудно не заметить, что президент Обама постоянно подстегивает законодателей, настаивая на немедленном, скорейшем принятии угодных ему перемен, и пугая тем, что завтра будет уже поздно и наступит катастрофа. При этом он не гнушается прямым обманом. Изучать положение дел вечно нет времени. Как было заявлено по поводу закона о здравоохранении — сперва его примем, а потом будем читать.

Словом, куда ни взглянешь округ себя, душа становится уязвлена и перепугана.

О том, как резвится «критическая теория» в науке, тоже можно немало рассказать.

Как раз в те благословенные 70-ые годы, когда начался «проект Ним», получила распространение бредовая теория о том, что люди при рождении «психо-сексуально нейтральны». То есть, мы рождаемся не мужчинами и женщинами, а равными и бесполыми куклами. Ведем себя как мужчины и женщины только потому, что нас так воспитывает косное общество. Начались опыты, когда мальчиков заставляли играть в куклы, а девочек в игрушечные грузовики, в уверенности, что они легко поменяются «социальными ролями». Никого не смущало, что девочки почему-то часто баюкали свои грузовички, а мальчики стреляли из кукольных ножек, как из ружей. Желание сравнять было неудержимо.

В 1972 году некие Мэнн и Эрхардт провели опыт над младенцем, которому после неудачно сделанного обрезания пришлось удалить половой член. Вместо того, чтобы оставить его в покое и подумать, как помочь ему в жизни, вивисекторы обрадовались, что им в руки попал идеальный материал для доказательства их теории. Несчастному удалили мошонку, хирургическим путем сделали искусственное влагалище, и его начали бурно воспитывать как девочку. Позже стали пичкать его гормонами, чтобы вызвать рост груди, и объявили, что опыт блестяще удался, и их подопытный счастлив в своей женской жизни.

Однако, в 14 лет искалеченный мальчик заявил, что он уже несколько лет чувствует свою принадлежность к мужскому полу, и что он глубоко несчастен. Другие ученые отрезали ему грудь, стали давать мужские гормоны, и в результате в 25 лет он женился на женщине с детьми и стал жить ближе к тому, что ему было предназначено природой.

Разумное и необходимое исследование того, что заложено в наших генах, а что приобретается воспитанием, — было сильно искажено напором «критической теории». В споре Nature vs. Nurture («природа против воспитания») «прогрессисты» безоговорочно становились на сторону Nurture, то есть воздействия общества. Еще бы! Ведь наша миссия — не понять, а изменить мир! Если признать власть природы, так, чего доброго, придется просить у нее милостей, а наша задача дать ей поддых без разговора и поставить на коленки.

Эта лысенковщина made in USA наглядно воплотилась в «проекте Ним».

Он был задуман в пику знаменитому лингвисту Ноаму Чомски. Хотя в политическом отношении Чомски, сын выходцев из России — левый радикал, его научные взгляды не устраивали «прогрессистов». Уже с конца 50-х годов он утверждал, что способность людей говорить — врожденная, и грамматические способы организации языка тоже даны нам от природы. Поэтому дети так быстро и осваивают язык.

От природы? Такую ересь надо было опровергнуть.

За это взялся профессор все того же Колумбийского университета, психолог-бихейвиорист Герберт Террас.

Он с большой помпой объявил, что поскольку 98,7 процентов ДНК у человека и шимпанзе совпадают, то шимпанзе, воспитанный среди людей как ребенок, сможет освоить основы языка. Причем не просто отдельные слова, а их связь, синтаксис — то есть, изъясняться связными предложениями. Шимпанзе не может издавать тех звуков, что издает человек, и его решили учить языку знаков, которым пользуются глухонемые.

В насмешку над Ноамом Чомски детеныша назвали Нимом Чимпски и отдали в богатую семью Стефани Лафарж, бывшей аспирантки и любовницы профессора. На двоих со вторым мужем у них было семеро детей. Преподавать Ниму язык стали специальные приходящие «педагоги» — хорошенькие аспирантки, с некоторыми из которых профессор Террас налаживал особые связи.

В жуткую семью прогрессивной дамы Лафарж, с ее хаосом и вопящими «равноправными» детьми, Ним, одетый в штаны и рубашку, поначалу вписался замечательно. Миссис Лафарж сообщает в видеоинтервью, что кормила его грудью. Ей нравилось, что обезьяна ревнует ее к мужу, и на пленке запечатлены ее явно эротические игры с шимпанзе («Он исследовал мое тело»).

Потом у Нима выросли клыки, наступил период половой зрелости, он стал кусаться и мастурбировать (как нам показано, с булыжником и с кошкой). Убил собаку. Юные педагогини терпеливо учили его знакам и записывали, как он складывает их в предложения. Он прокусил одной из них щеку насквозь, другой повредил сухожилие. Только одна из них, Джойс, решила применить взаимное равноправие. и сама его укусила, а также съездила ему по физиономии.

Режиссер Марш в своем интервью позже сказал, что вот этот язык Ним хорошо понимал и уважал тех, кто его использовал. Не давать ему сдачи, по словам Марша, было ошибкой.

Через полтора года занятий Террас нашел Ниму новое пристанище — роскошное поместье, принадлежавшее Колумбийскому университету. Там все продолжалось еще четыре года. Профессор постоянно приезжал в сопровождении фотокорреспондентов и позировал, держа Нима в объятиях.

Хотя утверждалось, что Ним выучил 125 слов и умел составлять фразы, наивысшим его достижением оставалась фраза «Банан Ним банан Ним». Я прочла, что семиолог Томас Себеок писал: «Так называемые языковые опыты с приматами делятся на три группы: чистый обман, самообман и эксперименты Терраса».

Наконец, когда стало ясно, что бредовый опыт провалился, Нима отправили обратно в оклахомский обезьянник. Сладкая жизнь закончилась. Разве что Боб, хипповатый сотрудник обезьянника, гулял с ним за руку, давал ему выпить и покурить травки.

Потом Нима забрали в лабораторию, где ставили медицинские опыты на животных. Надо отдать должное Бобу — он выручил дружка, наняв ему адвоката. Юрист заявил судье, что привезет клетку с Нимом в зал суда, где шимпанзе будет сам давать показания. Судья убоялся балагана, Нима спасли и отправили в техасский приют для травмированных животных. Там все было хорошо, но травмированные были, в основном, лошадьми, и Ним тосковал в одиночестве. Его навестили Боб (Ним его узнал, но не слишком обрадовался), а потом миссис Лафарж. Ей настоятельно не советовали входить в клетку, но, как все, кто придерживается левых взглядов, эта дама жила в мире желательностей, а не реальностей. Жаль, что не было снято на пленку, как Ним схватил ее за щиколотки и долго размахивал ею, как куклой. Но, слава Богу, до конца не убил.

Лингвист Ноам Чомски остался не посрамленным. Ним Чимпски дожил в Техасе до 26 лет и в 2000 году умер от сердца. Режиссер Марш сказал, что отнимать его у матери было грехом, а превращая его в то, чем он не был и быть не мог, ему искалечили жизнь.

Умный, прекрасно сделанный фильм Марша показывает, как проявляется человеческая натура в необычных обстоятельствах. И наводит на мысль о том, что бездумное и безумное стремление изменять мир еще принесет миру немало горестей.

Но поскольку на сайте «Гнилые помидоры» фильм положительно оценили 96 процента критиков и 85 процентов зрителей, то надежда на разум еще сохраняется.

 

Project Nim

Режиссер Джеймс Марш

*****

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
To prevent automated spam submissions leave this field empty.
CAPTCHA
Введите код указанный на картинке в поле расположенное ниже
Image CAPTCHA
Цифры и буквы с картинки