Российской жизни не хватает положительных примеров?
Есть, есть положительные примеры, и не где-нибудь за границей, в своей стране.
Галина Вишневская – чем не пример?
25 октября ей исполнилось 85. Но возраст ни при чем. Была и осталась королевой.
В одной книге о Екатерине Второй (а ее роль Галине Павловне очень подходит по всем пунктам) автор недоумевает, как это молодой офицер воспылал страстью к стареюшей императрице – быть того не может!). Может. Если Екатерина была такая, как Вишневская, - может!
Тут и красота, и особая стать, а какое умение одеться, удивить изысканным нарядом (одевается как королевская особа, и это при том, что росла в простой семье, практически сиротой, девчонкой пережила блокаду)...
А еще она может сразить наповал одним взглядом, улыбкой, поворотом головы! И сразила – да не кого-нибудь, а самого Ростроповича. Он тогда не был всемирно известным музыкантом, но в том-то и point - обрели друг друга до того, как стали признанными «звездами».
За четыре дня знакомства все друг про друга поняли. И ее не смутило, что она красавица, а он «буратино». Увидела, что «буратино» владееет золотым ключиком. Они были вместе полвека.
Горда, яростна... Такой темперамент, что вчуже страшно за ее близких. Но этот же темперамент помогал ей играть Катерину Измайлову, леди Макбет, Аиду...
Их обоих в сущности вытолкнули за границу, как вытолкнули неугодного Ефима Эткинда, их – за то, что приютили на даче Солженицын, Эткинда за защиту Бродского, короче – за непокорство, за то, что осмелились на поступок. Когда-то прочитав сборник воспоминаний об Эткинде, я написала статью «Верните мне Эткинда!» Бездарная власть лишала нас, жителей страны, самых лучших, самых талантливых... Великие Вишневская и Ростропович выступали на сценах всего мира – только не на родине.
В 90-е годы, когда появилась возможность услышать ее голос, целыми днями наслаждалась романсами Чайковского - в их обоих удивительном исполнении (Ростропович - пианист конгениально аккопанировал пению). А пение... В фильме о Вишневской, который в преддверии ее юбилея шел на канале Россия 1, я снова услышала «Колыбельную» - «Спи, дитя мое, усни, сладкий сон к себе мани». Как она это поет, как небесно звучит голос, как невесомо летят слова, словно «пух от уст Эола». Такое исполнение хочется назвать божественным.
О Вишневской я много знала и до этого фильма из ее автобиографической книги «Галина» - фантастической по описанной в ней событиям, по сказочной необычности судьбы и личности. Но в фильме прозвучало и то, чего, как помнится, в книге не было.
Приехав из 40-дневной гастрольной поездки по Италии, где певцам давали по 10 долларов в день, Вишневская отдала эти несчастные 400 долларов «Кате Фурцевой», тогдашнему министру культуры, «чтобы она меня отпускала по контрактам» (власти произвольно то отпускали, то не отпускали певцов по приглашению западных театров). И что вы думаете, Фурцева отдернула руку? Галина Павловна аж взмокла, ощущая ужас своего поступка. А Фурцева?... взяла. Взяла матушка Екатерина Алеексеевна протянутую певицей взятку. Не побрезговала кормилица наша небольшой иностранной денежкой.
Министр, берущий взятки... Это про ту страну и про те времена Вишневская говорит в фильме: «За вранье давали ордена, а за правду сажали в тюрьму». Далеко ли ушли они, те времена?
Впрочем, не буду уходить в сторону. Я ведь о положительном примере. И вот он - Галина Павловна Вишневская. Она снова в России. И это радует.