shaternikova_planet_of_apes.jpg
Французский писатель Пьер Булль получил мировую известность, когда в 1954 году вышел его роман о событиях Второй мировой войны «Мост через реку Квай». В 1963 году ему принесла новый успех короткая (128 страниц) сатирико-фантастическая повесть «Планета обезьян».
Ее действие происходит в далеком будущем. Двое астронавтов, путешествующих в космосе, вылавливают из него, как из океана, бутылку. В ней находится дневник журналиста Улисса Меру. В нем рассказано, как в 2500 году Улисс и двое его спутников-ученых отправились к звезде Бетельгейзе и открыли в ее системе планету, очень похожую на Землю, почему и дали ей название Сорора (Сестра). Высадившись, земляне видят, что планетой правят говорящие обезьяны, а люди на Сороре подобны диким животным. На них охотятся и используют их для научных опытов. Улисс узнает из археологических раскопок, что так было не всегда. Когда-то люди были хозяевами планеты. Но ими постепенно овладела мыслительная лень, они перестали читать и размышлять. По мере деградации людей обезьяны, находившиеся у них в услужении, бурно размножались, наглели и отказывались работать. В конце-концов они полностью поработили бывших хозяев. Многие люди страдали, но были и такие, которым нравилась новая жизнь: ведь теперь обезьяны их кормили, и у них не было ни забот, ни ответственности. Одичав, они утратили даже способность говорить.
После многих злоключений добрые интеллигенты-шимпанзе помогают Улиссу с его дикой подругой Новой и их новорожденным сыном бежать с Сороры. Но когда (через 700 лет земного времени) они прибывают на Землю, на аэродроме их встречают облаченные в мундиры гориллы...
Астронавтам, читающим дневник Улисса, нравится эта «поэтическая повесть». Закончив чтение, космическая путешественница кокетливо припудривает свою обезьянью мордочку.
Полвека назад Буллю удалось уловить тревожную тенденцию в развитии западной цивилизации, сегодня ставшую совершенно очевидной. Люди становятся все более безответственными и избалованными (сейчас можно уже употреблять выражение «с жиру бесятся» в буквальном смысле). Многие отвыкают от самостоятельного мышления, живут в мире несбыточных утопий и презрения к фактам, желают, чтобы их «даром» кормило государство, не хотят противостоять врагам и даже признать, что враги существуют. Западная цивилизация, создавшая непревзойденные сокровища культуры и замечательное общественное устройство, вырождается и губит сама себя.
Сегодня видно — предупреждение французского писателя не было услышано и понято всерьез.
Сразу после выхода повести американцы ее экранизировали, причем ухитрились абсолютно исказить ее мысль. В 1968 году вышел фильм «Планета обезьян», поставленный Фрэнклином Шеффнером. Героем там был, естественно, американец. Сюжет развивался примерно так же, как у Булля. Но и речи не было об умственной лени и деградации человечества. Вина людей состояла совсем в другом. Они устроили ядерную войну, чем и погубили себя, и тогда им на смену пришли угнетенные обезьяны.
Разница тут серьезная. Фильм снимался в годы «холодной войны», а ведь левые обвиняли в ней Америку или, в крайнем случае, Америку и СССР в равной степени. Подлинной угрозой они считали не коммунизм, а американский «военно-промышленный комплекс» — выражение президента Эйзенхауэра. США после войны стали крупной военной державой, и президент в своей прощальной речи, произнесенной в 1961 году, предостерег от «нежелательного влияния» этого комплекса. Речь написали двое cпичрайтеров — один морской офицер, а другой — политолог со склонностью к левизне. Взятая ими с потолка фраза — на самом деле никакой «военно-промышленный комплекс» никому и ничем не грозил — была радостно подхвачена левыми и претворилась в их политической деятельности.
Философские размышления Булля о судьбах человечества уступили место в фильме «Планета обезьян» идеям, господствовавшим в Голливуде в 60-ые годы. В это же время Стэнли Кубрик, например, снял фантазию «Доктор Стрейнджлав» — о том, как по вине, в первую очередь, Америки ядерное оружие уничтожает весь мир. Один американский военачальник был изображен кровожадным идиотом, другой — психопатом, свихнувшимся на абсурдном страхе перед коммунизмом, а советником рохли-президента был нацистский преступник. В фильме Франкенхаймера «Семь дней в мае» было показано, как президент США подписывает с СССР договор о ядерном разоружении, а американские генералы устраивают заговор, чтобы свергнуть президента и отменить договор. Идея о вредоносности американских военных всемерно пропагандировалась левыми.
Когда герой «Планеты обезьян» Тейлор, которого играл Чарлтон Хестон, обнаруживал, что планета обезьян — это Земля после ядерной войны, он кричал: «Вот что мы наделали! Маньяки! Вы все взорвали, будьте вы прокляты!» Эти проклятия явно были обращены к Америке.
Смещение смысловых акцентов в картине не удивительно. Хотя сценарий написал одаренный фантаст Род Серлинг, окончательную его отделку осуществил Майкл Уилсон. Этот убежденный коммунист пострадал во время расследований коммунистической деятельности в Голливуде — студии занесли его в «черные списки». Страдалец удалился с семьей на девять лет во Францию, писал сценарии и там, после чего благополучно вернулся и продолжал работать в Голливуде. Его перу принадлежит сценарий экранизации «Американской трагедии» Драйзера, за что в 1952 году его наградили «Оскаром». В 1954 году он вместе с режиссером Биберманом сделал фильм «Соль земли» (1954) совершенно в марксистском духе — о забастовке рабочих-латино в Нью-Мексико, которой руководил коммунистический профсоюз. В фильме по сценарию Уилсона «Че!» (1969) Че Геварра в исполнении Омара Шарифа представал трагическим героем.
Левые силы превозносили Уилсона. «Соль земли», не блещущую особыми достоинствами, Библиотека Конгресса постановила считать «значительным произведением культуры», которое должно быть сохранено для потомства. В 1975 году гильдия сценаристов увенчала Уилсона премией Лаврового Венка. Он имел еще несколько наград, не говоря о втором «Оскаре», которого ему присудили посмертно в 1984 году за экранизацию романа того же Пьера Булля «Мост через реку Квай», хотя фильм вышел за 27 лет до этого.
Превознесение среднего сценариста Уилсона составляло особенно резкий контраст с поношением талантливейшего режиссера Элиа Казана, который порвал с коммунизмом, признал в 1952 году на расследовании комиссии конгресса, что состоял в партии, и назвал имена еще восьмерых своих коллег-коммунистов по Груп-театру (и без того известных комиссии). Ненависть Голливуда к Казану не знала границ. Только в 1999 году, когда Казану исполнилось 90 лет, в Голливуде победили те, кто обладал совестью, и крупнейшему режиссеру Америки, наконец, вручили почетного «Оскара». И все равно — многие в зале отказались не только встать, приветствуя Казана, но и аплодировать. Сейчас уже совершенно ясно, что начиная с 50-х годов в противостоянии коммунизма и его противников, Голливуд встал на сторону коммунистов.
Мы как-то не задумываемся о том, почему в США сделано немало фильмов об ужасах нацизма и ни одного — о преступлениях коммунизма. Голливудским левым коммунистическая утопия — несмотря на все разоблачения — по-прежнему кажется привлекательной.
Фильм Шеффнера «Планета обезьян» имел большой успех и стал классикой американского кинематографа. Вслед за ним торопливо были сделаны еще четыре картины, разрабатывающие эту золотую жилу — «За планетой обезьян» (1970), «Побег с планеты обезьян» (1971), «Покорение планеты обезьян» (1972), «Битва за планету обезьян» (1973). Все они не выдерживали никакой критики.
Не выдерживает ее, на мой взгляд, и нынешний вариант, бездарно эксплуатирующий выдумку Булля.
Обезьяны, на которых люди ставят медицинские опыты (ищут лекарство против болезни Альцгеймера), в результате этих опытов становятся гораздо умнее (там образуется какой-то вирус, полезный для их мозга) и восстают против угнетателей. Ими руководит шимпанзе Цезарь, воспитанный в семье молодого биолога.
Биолога играет Джеймс Франко, который так плохо вел прошлую оскаровскую церемонию, а Цезаря — Энди Серкис, посвятивший себя исполнению ролей фантастических существ, создаваемых при помощи особого компьютерного метода. Он играл гадкого Голлума в «Повелителе колец» по Толкиену и Кинг Конга в одноименном фильме.
Два часа подряд полчища компьютерных обезьян монотонно прыгают и сокрушают все, что могут. Понятно, что таким образом они борются с капитализмом, потому что опыты на них ставила крупная фармацевтическая корпорация. Ее представитель непрерывно говорит, что компания заинтересована только в прибыли. Его играет негритянский актер. Это чтобы у зрителей не возникало расистских ассоциаций (мол, обезьяны — это на самом деле чернокожие). Нет, тут борьба идет как бы не между расами, а между классами. Так что чернокожего эксплуататора мохнатые бунтари с таким же удовольствием сбрасывают с моста, как и белых.
82 процентам критиков на сайте «Гнилые помидоры» и 90 процентам зрителей фильм нравится. Конечно, есть исключения. Критик Джанет Катсулис написала, что картина разочаровала ее своей глупостью. А Питер Райнер заметил, что шимпанзе нынче в моде, и осведомился — не потому ли, что люди в кино ведут себя все чаще, как обезьяны? Его оценка фильма С-, то есть, тройка с минусом.
Думаю, что это кино с его разрушительным пафосом будет иметь большой успех у всемирного «бунтующего» хулиганья.
*
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
* — кошмарный
Добавить комментарий