21 сентября члены Совета Федерации выберут Валентину Ивановну Матвиенко своим председателем. Ее продвижение на столь высокий пост показательно для существующей политической системы
Более двух месяцев назад президент Медведев, в нарушение правовых и этических норм, фактически предложил Матвиенко стать председателем Совета Федерации. Хотя в Конституции записано: «Совет Федерации избирает из своего состава Председателя».
Для избрания в сенат ей надо было уйти с поста губернатора Петербурга и стать простым депутатом. В городе Ломоносове Ленинградской области четыре избранника народа тотчас сложили полномочия. Оппозиция приготовилась дать бой, выдвинуть своих кандидатов, популярных в городе, и провалить Матвиенко. Наивные. Пока они смыкали ряды в Ломоносове, два муниципалитета — Петровский округ и Красненькая Речка — тайком назначили выборы, и Валентина Ивановна тихохонько зарегистрировалась там кандидатом. И объявила об этом только через 3 дня после того, как регистрация закончилась для всех, кто бы тоже захотел, если бы знал. Петербургская городская избирательная комиссия — вышестоящая организация! — узнала о выборах через 4 дня после окончания регистрации кандидатов! То есть целый месяц держали в секрете.
Для того чтобы зарегистрироваться, кандидат обязан явиться собственной персоной и передать документы из рук в руки. Как можно было сохранить в тайне визит губернатора в избирательную комиссию двух муниципалитетов?! Разве что под покровом ночи приезжала, или на трамвае, переодевшись, замаскировавшись, как Ильич в октябре 17-го с подвязанной щекой пробирался в Смольный.
Пресс-служба Смольного отказалась давать какие-либо комментарии.
Оппозиция возмутилась. Однако в горизбиркоме объяснили, что за вышеперечисленные нарушения никаких санкций не предусмотрено. Главное — чтобы о проведении выборов и их дате было объявлено в местных средствах массовой информации.
Установлено, что газета муниципального округа Петровский от 30 июня (с решением о назначении выборов) появилась на официальном сайте только через месяц, 31 июля. Через три дня после окончания регистрации.
Возможно, в Петровском ровно на месяц зависли компьютеры. Например, в Красненькой Речке официальный сайт находился на реконструкции. Электроника — капризная штука, руками не потрогаешь. Зато бумажная газета — вещь материальная.
Объявления в бумажных газетах были. И сами газеты были и есть. В Петровском — тиражом 8 тысяч экземпляров, в Красненькой Речке — 3 тысячи.
Как могли оппозиционеры не увидеть их, пропустить? Как могло случиться, что никто из жителей, сочувствующих оппозиции, критически относящихся к губернатору (а таких много!) не позвонил, не предупредил?
Журналисты агентства «Интерфакс» опросили жителей домов по улице Ленина, Лахтинской, Гатчинской, Чкаловского и Малого проспекта в округе Петровский — никто из них газету от 30 июня не получал.
Значит, напечатали и придержали тираж на складе. Потом снабдили библиотеки. Если проверять начнут. Так делается, когда объявляется конкурс на какой-нибудь выгодный государственный заказ. Чиновники извещают тайком дружественных бизнесменов, те приходят и получают все. А если завистники начинают жаловаться, им говорят: у нас все открыто, господа, надо было следить за местной прессой.
Некоторые деятели партий «Яблоко» и «Справедливая Россия» выдвинули что-то вроде ультиматума президенту Медведеву: Дмитрий Анатольевич, остановите этот позор, иначе ведь и вы станете соучастником!
Возможно, Дмитрий Анатольевич и услышал. Он оказался в трудном положении: ведь с его подачи началось продвижение Матвиенко на пост председателя Совета Федерации. Наверняка он не предполагал, что оно обернется таким скандалом и мелким мошенническим позором. Тем временем Петербургский горизбирком, Кировский и Петроградский районные суды Петербурга рассмотрели поступившие обращения, иски и признали назначение выборов в двух муниципальных округах законным.
И избавили президента Медведева от ответа. Он ведь не может, не имеет права вмешиваться в деятельность избиркомов и суда, у нас демократия и разделение властей.
Оппозиционеры обратились в Центральную избирательную комиссию. Секретарь ЦИК Николай Конкин признал, что о выборах в муниципалитетах Петровский округ и Красненькая Речка в комиссии узнали только 1 августа (через месяц). По его словам, в территориальной избирательной комиссии, где и проводится ввод информации в автоматизированную систему «Выборы», происходила «замена оборудования”.
И там — тоже? Прямо напасть электронная!
«Само нарушение не является поводом для наступления юридической ответственности», — сказал секретарь ЦИК.
Вскоре последовал аналогичный, уже официальный, ответ Центризбиркома.
Что может быть гнусней унижения стариков, инвалидов?
Представьте, что вы пережили блокаду Ленинграда и сейчас являетесь членом Общества жителей блокадного Ленинграда. Или — членом Общества детей войны, детей погибших, пропавших без вести. Или — членом Общества слепых.
Вашего председателя или представителя вызвали (о «приглашении» и речи нет) в районную администрацию, при этом предупредили, что собрание засекреченное, и распространяться о нем нельзя.
Выступал глава Кировского района Санкт-Петербурга Алексей Кондрашов и говорил, что выборы 21 августа в вашем округе Красненькая Речка, на которых баллотируется в депутаты муниципального собрания губернатор Валентина Ивановна Матвиенко — это подарок судьбы. «Округ вытянул удачный лотерейный билет... будет получать преференции. Стратегическая задача — обеспечить спокойную выборную кампанию. 21 августа — выходной, многие люди на дачах, в отпусках. Нужна максимальная явка, ведь, если на выборы губернатора, придет 10 процентов избирателей — это будет выглядеть смешно. Необходимо заставить людей остаться в городе!.. Составьте списки своих работников, проживающих в Кировском районе. Укажите их ФИО, место регистрации!»
В конце речи — милостивая шутка из высочайше-приказных уст: «Вы сидите, как на партсобрании. Скажете потом, что я, как Пиночет». С тем глава удалился.
А подробные инструкции давала главный специалист отдела социальной защиты Марина Филиппова:
«Мне нужен результат! Звоните всем и говорите: «У нас выборы! Архинадо! Придите, иначе нашу организацию расформируют, потому что мы плохо работаем!» Оставляйте им свои мобильные телефоны. Пусть после того, как проголосуют, отзвонятся. По каждому округу назначьте своего дежурного. Заранее составьте списки тех, кто заявил о своей готовности прийти на участок... Общество слепых, вас всего 20 человек! Чтобы каждый проголосовал — с дачи, не с дачи, неважно!.. Не хочет председатель работать? Переизберем! Детей войны и так до фига и больше!»
Дети войны, рожденные в тридцатых-сороковых годах, дети, чьи родители погибли или пропали без вести на фронтах в 1941-1945 годах, нынешние бабушки и дедушки — это вас «и так до фига и больше!»
А теперь представьте, что вы — журналист славной ленинградской газеты «Смена» времен перестройки и гласности. Впоследствии и доныне — создатель и руководитель знаменитого Петербургского АЖУРА, агентства журналистских расследований. Вам принадлежит издание «Фонтанка.ру», где и появился отчет о секретном совещании в администрации Кировского района. Его автор — 22-летняя журналистка Александра Гармажапова, неведомо как проникшая туда.
Через три часа после появления материала вы явились в редакцию и приказали: статью — снять, корреспондентку — уволить.
Теперь представьте, что вы — знаменитая певица Ваенга, знаменитая актриса Сенчина, знаменитый режиссер Герман, знаменитый бард Розенбаум, знаменитый тренер по фигурному катанию Москвина, знаменитый футболист Кержаков. И вы пришли на митинг-концерт в Александровский сад Петербурга, чтобы поддержать выдвижение Матвиенко в депутаты, а затем — в сенаторы и в председатели Совета Федерации России. Вы — люди образованные, читающие российские газеты, прекрасно знали, как проходило назначение выборов и регистрация кандидатуры Матвиенко в округах Петровское и Красненькая Речка. Налицо — не просто мошенничество, а мошенничество с использованием муниципальной и государственной власти. Все вместе — постыдно, отвратительно.
Всего этого вы не могли не знать. Следовательно, разделяли методы или же вам сделали предложение, от которого вы не могли отказаться.
Коли последнее имело место, вряд ли кто может быть вам судьей. Все — люди-человеки, все понимают, все хотят жить, никто не хочет создавать себе проблем, все — зависимы, даже такие успешные и богатые, как вы. А то, что ваше публичное явление в Александровском саду стало публичным унижением — так в России столько подобного происходит ежедневно, что завтра же забудется.
Поскольку Центральная избирательная комиссия признала выборы и выдвижение кандидатуры Валентины Матвиенко в муниципальных округах Петровское и Красненькая Речка законными (в чем никто не сомневался), то они и состоялись — 21 августа. Уже в середине дня информационная программа «Вести» возвестила: «В Петербурге выборы превратили в праздник... В муниципальном образовании Красненькая Речка на участках проходят спортивные праздники и развлекательные мероприятия, лотереи. Проголосовавшим выдаются ленточки с триколором и стикеры с надписью: «Я проголосовал». Этот стикер дает право бесплатного фотографирования на память у избирательного участка, посещения концерта группы «Песняры» или циркового представления».
Корреспонденты «Вестей» забыли добавить, что красная ленточка давала еще право на бесплатную автобусную экскурсию в Павловск и бесплатный обед в Павловске, что детей записывали в бесплатные кружки и спортивные секции, что на каждом избирательном участке проводили бесплатное обследование стоматологи, неврологи, педиатры.
В округе Петровский программа была скудней. Там — военная академия, и проблем с явкой было меньше. Местная пресса писала, что в казармы накануне завезли еще полторы тысячи курсантов неизвестно откуда и зарегистрировали. Зато в Петровском округе в буфетах на избирательных участках продавали бутерброды с икрой — за 40 рублей, с форелью — за 50 рублей. Гораздо дешевле, чем где угодно.
И еще о ветеранах. В Красненькой Речке на одном из избирательных участков задержали и отвезли в отделение полиции наблюдателя, активистку партии «Справедливая Россия» Лидию Михайловну Бердышеву. Ей 74 года, она пережила блокаду Ленинграда 1941-1944 годов. Лидия Михайловна больна сахарным диабетом. В 31-м отделении ей не давали ни пить, ни принимать лекарства. Она потеряла сознание, врачам «скорой помощи» полицейские не разрешали увезти ее в больницу, в госпиталь для ветеранов. «Меня в жизни никто так не унижал», — говорит Лидия Михайловна.
Итог — губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко на выборах в депутаты муниципальных собраний двух округов набрала 93,7 и 94,5 процента голосов. Когда мы узнали о проведении выборов через месяц после их назначения — уже после окончания срока регистрации кандидатов, думалось: интересно, с каким лицом будут сообщать о несомненной победе Валентины Ивановны? Понимали: с каким угодно, брань на вороту не виснет, с лица воду не пить, могут быть любые слова и цифры. Но не 90 же процентов с лишним! Наивные...
«Только в Советском Союзе такие проценты получали, — прокомментировал лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. — Ни одного стороннего наблюдателя, ни журналистов при подсчете голосов не было. Их просто выгнали всех без исключения... Эти выборы стали фарсом и позорищем».
Его товарищ по партии, депутат Госдумы Сергей Левичев сказал, что эти выборы «унизительны для самой Валентины Матвиенко и всей нашей политической системы в целом».
Про народ, который пришел на участки в рекордных для последних времен количествах (явка — 30 и 36 процентов), голосовал или не голосовал, за кого голосовал — мы не говорим.
Кто и кого унизил, кто чувствует или не чувствует себя униженным — предстоит осмыслять. Если оно, осмысление, будет.
Пока же на поверхности сколь существенный, столь и бессмысленный, но вполне практический вопрос: зачем? Ведь для того, чтобы стать депутатом муниципального совета Красненькой Речки, достаточно было занять третье место. Неужто, при относительно честном проведении выборов, при допуске к ним кандидатов от оппозиции, жители округа не проголосовали бы за Матвиенко? Хотя бы из меркантильных соображений — выгодно иметь в верхах власти своего человека. Да при любом раскладе Валентина Ивановна уж третье-то место заняла бы.
Зачем же надо было устраивать спецоперацию, мошенническую и позорную? Унижать людей и себя... Худшей услуги оказать самим себе нельзя, ниже уронить авторитет власти и выборов — трудно.
Может, иначе они уже не умеют, иначе не мыслят?
Валентина Матвиенко подала в отставку с поста губернатора Петербурга. Новый губернатор выдвинул ее в Совет Федерации как своего представителя. 21 сентября сенаторы выберут ее Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ. По статусу это — третье лицо в государстве.
Добавить комментарий