На днях я позвонил другу детства, чтобы поздравить его с днем рождения, а он мне сообщает, что стал дворянином и рыцарем почетного ордена. Вообще-то услышав такое, можно подумать, что у человека «поехала крыша», но в данном случае я легко поверил, ибо знал заслуги Виктора Данченко перед Канадой, где он работал первые 15 лет после эмиграции, и США, где он продолжает успешно работать несмотря на свой уже весьма солидный возраст – в будущем году ему исполнится 75. Виктор прославился еще на родине: закончив Московскую консерваторию по классу Давида Ойстраха, он стал лауреатом Всесоюзного и международного конкурсов и выступал с концертами по всему СССР. Однако кумиром сделался не в отечестве своем, а на американском континенте, где его считают одним из самых лучших профессоров мира. Пожалуй, на этом поприще он превзошел даже своего великого учителя Ойстраха. Преподает Виктор и в балтиморской консерватории Пибоди, и в самом престижном Институте Кёртиса в Филадельфии, куда стремятся поступить наиболее талантливые скрипачи из многих стран. Его студенты выигрывали награды на главных международных конкурсах, выступают как солисты на всех континентах, а также как концертмейстеры известных симфонических оркестров.
Виктор, не скрывая гордости, но в то же время с юмором рассказал о церемонии награждения, проходившей в соборе канадского города Торонто. В компании с несколькими генералами, его облачили в мантию, попросили опуститься на колени и трижды дотронулись мечом до плеча и головы. Ему также вручили орден и грамоту, в которой указывается, что дворянское звание он получает пожизненно, то есть оно, увы, не распространяется на его детей.
Поразительно, но Виктор — не первый пожизненный дворянин в своем роду. Его прадед, вышедший из евреев-кантонистов, стал генералом царской армии, что было невероятно редким достижением, и был удостоен дворянского звания. На потомков оно опять же не распространялось, что было и к лучшему, а то бы большевики с ними разделались.
Я помню, как гонял с Виктором в футбол во дворе Центральной музыкальной школы. Он был на два класса старше и сидел на одной парте с моим двоюродным братом Азарием Плисецким, о чем я уже упоминал в очерке, опубликованном в Чайке (№№ 1 и 2, 2011 г.) Иногда за ним приходила мама с коляской, в которой сидела его сестра Верочка. Ныне она тоже профессор консерватории Пибоди. Вот уже 45 лет Вера Стерн-Данченко выступает в концертах как пианистка в дуэте с братом.
Застать Виктора очень трудно: помимо постоянной работы в двух городах, он дает мастер-классы в таких отдаленных странах, как Китай, Япония, Южная Корея, а также в Тель-Авиве, Москве, Петербурге и столицах Западной Европы. Однако у меня уже назначена встреча с ним в Майами под Новый год, во время которой надеюсь взять у него интервью для нашего журнала.