При жизни сторонник эвтаназии Джек Кеворкян был известен как «Доктор Смерть». После смерти он стал известен как «Человек эпохи Возрождения».
Мало кто знал, что он был не только врачом, но одарённым художником, музыкантом и композитором. Это стало очевидным во время знакомства с его наследием, выставленным на аукцион в Нью-Йорксом технологическом институте. Здесь и картины, и флейта, и сочинения для органа... Аукцион состоял из 140 вещей, принадлежавших Кеворкяну или созданных им.
Главное внимание привлёк скандально известный аппарат, которым бывший патологоанатом Джек Кеворкян умерщвлял смертельно больных людей. Вот что рассказала об аппарате племянница Кеворкяна и единственная его наследница Эва Джанус, живущая в городе Трой, штат Мичиган:
— Я не специалист, но постараюсь, как могу, объяснить устройство и принцип работы аппарата, который мой дядя смастерил сам. Он ведь был и учёным, и инженером-механиком. Когда пациент был готов к процедуре эвтаназии, мой дядя нажимал на выключатель. Усыпляющая жидкость из двух пробирок смешивалась, попадала в вену, и человек засыпал, или, если хотите, терял сознание. А потом из отдельной пробирки поступал в кровь содиум пентотал, который останавливал сердце. Но человек этого уже не чувствовал, он умирал без боли. В этом был смысл аппарата: безболезненная смерть, избавляющая от жизни, которая превратилась в сплошную боль. Он помогал тем, для спасения которых медицина уже ничего не могла сделать...
— Допустим, сами пациенты просили доктора Кеворкяна помочь им покончить с собой. Но соглашались ли с этим члены семьи — дети, супруги, родители?
— Мой дядя записывал на видеокамеру все беседы об эвтаназии. В этих беседах участвовали не только пациенты, но и ближайшие члены семьи. Записывала на видео моя мать, сестра Джека Кеворкяна. Конечно, тяжело соглашаться на смерть любимого человека, которого больше не увидишь, но если это единственный путь освободить его от страданий, что ж, приходится соглашаться. Я помню первого пациента-мужчину, обратившегося за помощью к дяде Джеку. Мужчине было всего 30 лет. Он терял речь. И когда ещё мог говорить, он сказал, что хочет уйти из жизни. Его просьба была исполнена.
Эва Джанус рассказала, что у дяди не было детей. У него осталась одна сестра, которая живёт в Германии. Ей 82 года. Она отказалась от наследства в пользу племянницы.
— Ваш дядя родился в Америке, но чувствовал себя армянином?
— Да. И я тоже считаю себя армянкой, хотя у меня не армянская фамилия, не оканчивается на «ян». Оба моих родителя были армянами. Я побывала в Ереване. Заодно и в Москве.
Аппарат умерщвления, созданный доктором Кеворкяном для помощи неизлечимо больным, мечтающим о смерти, но не способным самостоятельно покончить с жизнью, называется «Танатрон».
До его окончательной продажи дело не дошло. Аппарат был снят с аукциона, поскольку никто не дал за него требуемую сумму. Начальная аукционная цена была 100 тысяч долларов. Однако покупатели давали максимум 65 тысяч.
Были сняты с аукциона 17 картин Кеворкяна из-за юридических претензий Армянского музея и армянской библиотеки Америки, которым художник, как утверждается, подарил свои картины. Музей вместе с армянской библиотекой находятся в Уотертауне, пригороде Бостона. Среди картин была и та, что художник написал собственной кровью. За 17 полотен предполагалось получить от двух с половиной до трёх с половиной миллионов долларов. Попечитель наследства адвокат Мейер Моргенрот и племянница Кеворкяна Эва Джанус утверждают, что Джек Кеворкян картин музею не дарил. И дарственного документа не существует. Это сестра Кеворкяна, прилетев из Германии на выставку картин брата, сидевшего тогда в тюрьме, сказала, что Кеворкян будто бы хотел подарить картины Армянскому музею Америки. Спор между сторонами о праве на владение картинами будет рассматриваться в суде.
Большинство его картин так или иначе связано со смертью или с гранью между жизнью и смертью. Эта тема сильно прозвучала в картине, изображающей кричащего человека, уносимого смертью, но цепляющегося ногтями за жизнь. На картине «Геноцид» изображена отрубленная голова, которую за волосы держат руки двоих солдат — германского времён Второй мировой войны и турецкого времён Первой мировой войны. В ушах отрубленной головы — серёжки. Одна — в виде национального флага Армении, а другая — в виде жёлтой звезды Давида. Картина посвящена геноциду двух народов — армянского и еврейского. Именно на этой картине в качестве красной краски автор использовал собственную кровь. Предлагаемая цена картины была — 250-350 тысяч долларов.
Однако более сотни предметов всё же вышли на аукцион, который проходил в Нью-йоркском технологическом институте.
Джек Кеворкян стал всемирно известен тем, что отстаивал право смертельно больного человека на самоубийство. С помощью своего «Танатрона» он помог 130 больным уйти из жизни. В 1999 году он был обвинён в убийстве второй степени жителя штата Мичиган, страдающего болезнью Лу Герига (боковой амиотрофический склероз), и приговорён к тюремному заключению. Через 8 лет, в 2007 году Кеворкян вышел из тюрьмы. Он жил в пригороде Детройта. В июне 2011 года в возрасте 83 лет Джек Кеворкян скончался. Всё имущество он оставил единственной наследнице, своей племяннице Эве Джанус.
Среди вещей, выставленных на продажу, шляпа Кеворкяна с его автографом (аукционная стоимость 1 тысяча), кофта, в которой он на многих фотографиях (2 тысячи), пишущая машинка, судебный документ 1994 года о снятии обвинений в убийстве (8 тысяч долларов), пуленепробиваемый жилет, который пришлось носить, поскольку противники эвтаназии угрожали доктору Кеворкяну расправой... Охотничье ружьё с оптическим прицелом, пистолет... На продажу выставлено абсолютно всё вплоть до очков, автомобильного номера, водительских прав, баночек с лекарствами и расчёски.
Картины, которые остались за рамками юридического спора с музеем, были выставлены на продажу. Среди них — последняя, написанная им перед смертью: «9-я заповедь». Это изображение в стиле поп-арта американской денежной банкноты с портретом Джеймса Мэдисона. Автор картины был, видимо, противником абортов и посвятил работу борьбе за права неродившихся детей.
Увлечение музыкой отражено в портретах Иоганна-Себастьяна Баха, в картине «Фуга» со скрипичным ключом.
Адвокат Мейер Моргенрот, который защищал Джека Кеворкяна на суде, представлял его интересы в течение последних 17 лет, а теперь является попечителем его наследия, рассказал:
— В некоторых картинах есть не только ужас, не только исследование самого понятия «смерть», но и элементы гротеска, чёрного юмора, какой мы встречаем, например, в фильмах Хичкока и которым пропитан праздник «Хэллоуин». Отрицательно воспринимали Джека Кеворкяна пресса и политики. Но 87 процентов американцев были на его стороне. Когда он находился в тюрьме, был проведён опрос общественного мнения, и один из вопросов был «Должен ли Кеворкян оставаться в тюрьме?» Ответ подавляющего большинства был: «Его вообще не надо было сажать в тюрьму». Где бы Джек ни выступал, где бы ни читал лекции, залы всегда были переполнены. И аудитория относилась к нему с большим уважением. Кстати, его стали называть «Доктор Смерть» не потому, что он практиковал эвтаназию, а потому, что задолго до этого, будучи патологоанатомом, он должен был проверять, действительно ли человек умер. Иногда врачи ошибались, принимая клиническую смерть за настоящую, и бывали случаи, что человек оживал. Так вот, доктор Кеворкян первым стал применять метод лучевого исследования глаза и таким образом выяснял, действительно ли человек мёртв. Тогда-то молодого патологоанатома и прозвали «Доктор Смерть».
О том, что он был человеком всесторонне одарённым, говорит тот факт, что его картины выставлены в музее, а его музыкальные сочинения исполняет симфонический оркестр. Он писал книги, которые издавали крупные издательства. Он прекрасно играл на флейте, а также на рояле и на скрипке. Он владел многими языками, включая русский. Я слышал, как он легко переходил с английского на немецкий, французский, японский. На одном судебном заседании он вдруг раскрыл японскую газету. Я подумал, что он хочет этим продемонстрировать своё отношение к суду. Оказалось, что ему просто стало скучно, и он решил почитать японские новости.Он был гениальным самоучкой. Языкам, музыке, рисованию научился сам. В этом смысле он действительно был человеком эпохи Возрождения. Он любил учиться. Любил слушать других. Хотя был человеком жёстких принципов. Знаете ли вы, что за эвтаназию он не брал никаких денег? Ни одного цента! И жил он очень скромно, даже аскетично. Одежду покупал в магазинах Армии Спасения, то есть подержанную, в еде был неприхотлив, жил в квартире с одной спальней, ездил на старом автомобиле. Он не заботился о заработках. За публикацию книг он ничего не получал. Деньги не имели значения. Принципы были важнее.
— Как будут распределены деньги, вырученные от продажи вещей и картин доктора Кеворкяна?
— Прежде всего, деньги пойдут племяннице. А другая часть — благотворительной организации Kids Kicking Cancer, то есть «Дети, дающие отпор раку».
— Каким, по вашему мнению, Кеворкян войдет в историю?
— Новатором и человеком принципов. Факт, что сегодня три штата в Америке узаконили эвтаназию. То же самое сделали Швейцария, Нидерланды. Другие страны, уверен, последуют их примеру.
Добавить комментарий