Роза Кавасаки
Kawasaki’s Rose
Art houses
Режиссер Ян Гребейк
Предыдущая картина этого чешского режиссера (Divided We Fall, 2001), рассказывала остро драматичную историю военного времени. Чешская супружеская пара прячет у себя еврейского юношу Давида. В квартиру супругов хотят вселить нациста. Это означает гибель для Давида, да и для них самих. Они отговариваются тем, что ждут ребенка и лишнего места у них нет. Но на самом деле из-за бесплодия мужа они не могут иметь детей. Остается одно — отцом ребенка должен стать Давид... Фильм был номинирован на «Оскара» и имел большой зрительский успех.
«Розу Кавасаки» чехи тоже выдвинули на соискание «Оскара». Фильм достойный, режиссер сделал его с тем же сценаристом Петром Ярховским. Критика отнеслась к нему хорошо (87 процентов на сайте «Гнилые помидоры»), но зрители — гораздо прохладнее (55 процентов).
С одной стороны, проблематика картины очень далека от американского зрителя. Речь идет о коммунистическом прошлом Чехии, которое зрителю мало понятно и не слишком интересно. Но думаю, что дело не только в этом.
В центре сюжета — крупный ученый и бывший диссидент Павел. Сегодня его готовятся награждать за былую гражданскую смелость. Снимают о нем документальный фильм. Но один из документалистов, Людек — он же муж Люции, дочери Павла — питает к тестю неприязнь и недоверие. Он оказывается прав. Обнаруживается документ из архивов чешского КГБ. Павел сотрудничал с тайной полицией, так как хотел устранить некоего Божека, своего соперника в любви. Это ему удалось, он женился на возлюбленной Божека, который был арестован по его доносу, и счастливо живет с ней до сих пор. Люция, вероятнее всего, дочь не Павла, а Божека.
Появляется бывший следователь КГБ, которому авторы дали имя Кафка. Это приличный господин, подтверждающий, что он вел дело Божека, но работал гуманными психологическими методами.
Божек, как выясняется, скульптор и живет в Швеции. Люция со своей дочерью едет в гости к нему — своему настоящему отцу. На руках Божека сохранились шрамы там, где его прижигал сигаретой гуманный пан Кафка.
На прощанье друг Божека, японский художник Кавасаки, дарит Люции с дочкой свой рисунок, на нем пышная роза.
Чествование Павла состоится. В своей речи он туманно кается в каких-то прегрешениях, но до скандала дело не доходит. А благополучный Кафка, окруженный многочисленной семьей, празднует свой день рождения.
На мой взгляд, картина хорошая. но ей нехватает внутреннего нерва, напряжения, эмоционального накала. В ней мало любви и гнева. Конфликт обозначен, но не доведен до кульминации. Поэтому фильм не волнует так, как должен бы волновать. И «Оскара» ему не дадут.
****
Добавить комментарий