Мне очень приятно было получить много откликов на мою статью о музе Шуберта (Азарий Мессерер «Каролина Эстерхази — муза Шуберта», «Чайка» №7 (1-15 апреля 2012 г.). Некоторые из них содержат новую для меня информацию, в частности, относительно потомков рода Эстерхази. Оказывается и в наши дни эта фамилия вызывает жестокие споры. Об этом вы можете прочитать в письмах читателей в моем блоге.
Изольда Мандельблат:
Дорогой Азарий!
Прочла Вашу работу о Шуберте. В очередной раз Вы убедили меня в том, что талант дается Богом не только как награда, как радость творчества, но и как жизненные испытания и потери, и одиночество в толпе. Понятна мне ранимость композитора, его трогательная нежность и отчаяние, и безнадежность, - все это я снова услышала в его пронзительной Фантазии, посвященной Каролине Эстерхази. Спасибо Вам! Ваши работы всегда пробуждают во мне « чувства добрые».
В отношении того, что Вы пишете о Сульцере : я бы не рискнула назвать его органистом. Да, как композитор он использовал орган в своих литургиях «Песни Сиона», но, насколько мне известно, он не играл не органе. При богослужениях в венской реформистской синагоге ( Temple на Seitenstettengasse ), где Соломон Сульцер работал кантором , на органе играл капельмейстер собора Св. Стефана Якоб Дрешлер. Позже при Сульцере этот синагогальный орган был и вовсе демонтирован.
Благодаря Вам, Азарий, я заинтересовалась семейством Эстерхази, и кроме того, что я о них знала, получила в Интернете информацию об одном их потомков, ранее мне не известную.
Посылаю ее Вам:
О потомках Эстерхази
Антидиффамационная лига США (АДЛ) посмертно наградила политического деятеля Словакии времен Второй мировой войны графа Яноша Эстерхази. Благодаря графу многие польские и словацкие евреи смогли бежать в Венгрию.
Премия Яна Карского вручается неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, рискуя при этом собственной жизнью. Награду АДЛ получил внук Яноша Эстерхази, Джованни Малфатти. Церемония награждения состоялась 3 ноября на ежегодном съезде Антидиффамационной лиги в Нью-Йорке.
«Я, как никто другой, знаю, как много значит помощь человека, который в минуты опасности остается верным своим нравственным принципам, — отметил глава АДЛ Абрахам Фоксман, оставшийся в живых в годы Холокоста благодаря своей няне-польке. — Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступили с вами. Помогать другому, рискуя не только своей собственной безопасностью, но и безопасностью своих близких, — в высшей степени благородно. Поступок Яноша Эстерхази заслуживает уважения. Вечная память и благодарность!»
Янош Эстерхази родился в 1901 году в Трансильвании в одной из самых знатных венгерских семей. Его мать, Элжбета Тарновская, дочь профессора Станислава Тарновского, была по происхождению полькой. Отец Яноша умер, когда мальчику было четыре года. После окончания средней школы в Будапеште Эстерхази вернулся в родной город Нитрауйлак, который согласно Трианонскому мирному договору перешел к Чехословакии (ныне Вельки-Залужи, Словакия). В 1924 году он женился на графине Ливии Серени, родившей ему двоих детей, Яноша и Алису.
В 1931 году Эстерхази был избран главой Национальной христианской социалистической партии Чехословакии. В 1935 году Эстерхази становится депутатом от словацкого Кошице и лидером венгерского этнического меньшинства. В своей первой речи в парламенте он заявил: «Поскольку нас [венгров] присоединили к Чехословакии против нашей воли, мы требуем, чтобы чехословацкое правительство уважало наш язык, культуру и экономические права».
В 1938 году Эстерхази несколько раз встречался с главой британской дипломатической миссии лордом Уолтером Ренсименом. В ходе переговоров в Польше Эстерхази поддержал предложение Венгрии о присоединении к ней Словакии. Он также хотел принять участие в переговорах о границах двух стран в Комарно, однако глава чехословацкой делегации Йозеф Тисо отверг его просьбу.
После провозглашения марионеточного профашистского словацкого государства Эстерхази создал Венгерскую партию Словакии, защищавшую интересы 70 тысяч проживавших там венгров. Будучи единственным венгром-депутатом парламента Словакии, он несколько раз беседовал с президентом Йозефом Тисо о правах этнических венгров. 14 мартя 1939 года Эстерхази выступил в поддержку создания независимой Словакии. В Братиславе он организовал культурную организацию этнических венгров, которая была запрещена в 1942 году.
В 1942 году парламент Словакии почти единогласно (против голосовал только Янош Эстерхази) проголосовал за депортацию евреев в нацистские лагеря смерти . «Мне стыдно, что руководство страны, считающее себя благочестивыми католиками, готово отправить словацких евреев в гитлеровские лагея смерти» , — заявил тогда Эстерхази.
В 1944 году Янош Эстерхази спас сотни евреев, чехов, словаков и поляков. Гестапо объявило его в розыск.
После того как в Братиславу вошли советские войска, Эстерхази был арестован, но освобожден через 12 дней. Впоследствии по доносу будущего лидера социалистической Чехословакии Густава Гусака, которому он жаловался на преследования этнических венгров, Эстерхази снова арестовали и передали КГБ. После года, проведенного в тюрьме на Лубянке, он был приговорен к десяти годам лагерей. 16 сентября 1947 года Словацкий верховный суд признал его виновным в сотрудничестве с фашистами и приговорил к смертной казни. Два года спустя СССР выдал Эстерхази Чехословакии. Смертный приговор был по приказу президента заменен на пожизненное заключение. Янош Эстерхази умер в тюрьме Мирова в 1957 году.
1 января 1993 года российские власти реабилитировали Эстерхази. Его дочь Алиса Эстерхази-Малфатти, а также венгерские политики с 1989 года тщетно пытались добиться его реабилитации. В 1994 году Алиса возобновила дело, однако суд отклонил ее прошение, приняв во внимание доводы словацких и чешских историков.
Премия Антидиффамационной лиги за спасение евреев во время Второй мировой войны была учреждена в 1987 году. В этом году ее назвали в честь одного из первых лауреатов, Яна Карского, польского дипломата и участника Движения Сопротивления.
Среди лауреатов премии Яна Карского прошлых лет — Хорст Ланцш, Ирене Гут Опдайк, Жильберто Боскес Салдивар, Эдуардо Проппер де Каллехон, Халед Абделваххаб, Эрнст Лейц Второй, Мефаил и Ньяци Бикаку, Хирам Бингхам Четвертый, Николас Уинтон, Константин Козловский, Ян и Миеп Гиесы, Аристидес де Суза Мендес.
Наташа Тагер (Братислава) :
Эстерхази герой?
Эстерхази – совсем не такой «паинька» и защитник евреев, как представили его американцам, сделав из него чуть ли не второго Валленберга. Судя по всему, кто-то очень лоббировал Эстерхази в Америке, возможно, его потомки. Один факт правилен: он единственный голосовал против депортации евреев. Кроме этого, еще помог нескольким евреям, которые работали в его богатых владениях.
Я присутствовала на докладе одного очень знающего историка, который предоставил десятки архивных документов, свидетельствующих о верности Эстерхази фашистскому режиму в Словакии во время Второй мировой войны. Он голосовал за принятие целого ряда жесточайших противоеврейских законов. Так что вполне заслуженно после окончания войны ему был вынесен приговор смерти, которой он случайно избежал. Он не протестовал против одного из самых страшных декретов коллаборационистского правительства, по которому Словакия выплачивала 500 марок (в те времена это была огромная сумма) за каждого еврея, отправленного в вагонах для скота в концентрационные лагеря смерти. Маленькая Словакия «постаралась» так депортировать 70 тысяч (!) евреев. Наша еврейская община в Словакии написала серьезный протест в центр Холокоста в США, где Эстерхази совершенно ошибочно представлен как «герой».