Нам надо поговорить про Кевина
We Need to Talk about Kevin
Режиссер Линн Рамзей
Это экранизация не известного мне романа 54-летней дочери священника (и воинствующей атеистки) Маргарет Шрайвер, которая в возрасте 15 лет сменила свое имя на Лайонел, потому что ей больше нравилось, чтобы ее звали как мальчика. Сперва я подумала, что она колеблется в своей сексуальной ориентации. Потом прочла, что она замужем за мужчиной, ударником из джаза.
Тема романа жгучая и волнующая. Он про подростка Кевина, который является в школу и убивает там всех, кого может. Как это было на самом деле в школе Колумбайн и в других прискорбных случаях. Написан роман от имени Евы, матери Кевина, в форме ее писем к ее мужу Фрэнклину. Книга в 2005 году получила премию «Апельсин», учрежденную 15 лет назад для женщин-писательниц. А фильм по ней был выдвинут на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.
Читая интервью с Лайонелом Шрайвер, я пыталась уловить, про что ее роман. Это оказалось очень трудно. Проскальзывали какие-то намеки на то, что вся беда в недостаточности материнской любви к сыну. Поэтому я возложила все надежды на фильм и с большим интересом ожидала, что кино попытается проникнуть в психологию убийцы и показать, как он сформировался.
Тут я испытала жесточайшее разочарование.
Линн Рамзей решила, что фильм надо ставить изысканно. Изображение весьма изощренное. Например, нам надо дать понять, что Кевин, увлекающийся стрельбой из лука, решает перебить своих жертв стрелами. (Пистолет, видимо, кажется авторам слишком скучным, ординарным оружием). Камера наезжает крупным планом на его глаз, и там вместо зрачка мы видим крошечную мишень. В каждом кадре видны большие усилия по созданию композиции, и обязательно есть что-нибудь красное — как напоминание о кровавой теме фильма.
Но совершенно нет ничего о природе происшедшего. Еве, которую играет Тильда Суинтон, почему-то дана армянская фамилия Хачадурян. Она выходит за Фрэнклина без любви, просто потому, что краткое увлечение привело к беременности. Может быть, в этом ее вина? Но фильм об этом не говорит.
То, что Кевин — чудовище, видно с самого начала. Он не разговаривает, смотрит на мать ледяными глазами, чуть ли не до пяти лет носит памперсы и отказывается ходить в уборную, терроризирует младшую сестренку (в фильме как-то не уточняется, кто вышиб ей глаз, но за ответом далеко ходить не надо). Папа Фрэнклин, на роль которого зачем-то пригласили прекрасного актера Джона Райли — полный идиот, повторяющий, что Кевин прекрасный мальчик. Ева безмолвно страдает. Если кому-то и «надо поговорить насчет Кевина», то это совершенно обманное заглавие — в фильме никаких таких разговоров нет. Хотя ясно, что эти беседы могли бы быть весьма интересными, особенно если бы в них участвовал психиатр.
Фильм необыкновенно монотонный, бесконечно повторяющий одно и то же. Сын плохой, мать — страдалица. Ее страдания усугубляются после побоища в школе, потому что весь городок начинает ее — теперь уже одинокую женщину — страстно ненавидеть. Ее дом и машину мажут красной краской, ей дают пощечину на улице. Вот она и страдает два часа подряд. Почему-то считается, что актриса замечательно играет. На мой взгляд, она лишь старательно и скучно изображает душевные муки.
На сайте «Гнилые помидоры» оценки фильма почему-то очень хорошие — 80 процентов положительных рецензий, 85 — хвалебных отзывов зрителей. Но многие критики отметили главный недостаток фильма — его абсолютную пустоту.
«Фильм хочет осилить трудную тему, но на самом деле совершенно не знает, что о ней сказать» (Питер Собчински). «То ли мать виновата, то ли сын — врожденное зло, но психологическое исследование характеров очень неглубокое. Все изыски монтажа и изображения похожи на камуфляж, маскирующий то, что режиссеру просто нечего сказать. А переизбыток красного цвета смехотворен». (Алонсо Дюральде). «Пустой и бессмысленный фильм. Ответа на вопрос, что делает подростка убийцей, вы в нем не найдете. Родителям следовало бы обратиться к психиатру. Вместо этого мать пребывает в непрерывном трансе, а отец до смешного ничего не соображает». (Генри Фитцгерберт). «Я не нашел в фильме ни малейшей жизненной правды, и мне было скучно. Сочувствие к матери тонет в этой скуке». (Эндрю Л.Эрбен).
Целиком присоединяюсь к этим оценкам.
**
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий