Видели ли вы фильм НОТА на канале КУЛЬТУРА, снятый режиссером Олегом Дорманом о Рудольфе Баршае? Если не видели, очень рекомендую посмотреть.
Имя Баршая ассоциируется с Московским Камерным оркестром, чьим основателем, музыкальным руководителем и дирижером Рудольф Борисович был все 22 года его существования. Оркестр возник в 1955 году в послесталинской Москве, - и принес в концертный зал атмосферу праздника, легкости, свободы.
Моцарт, Гайдн, Бах, Вивальди... Нет, все же не зря Московский Камерный родился в пору Оттепели, а перестал существовать с отъездом маэстро в 1977 году, когда страна погружалась в трясину застоя. Уехав из Советского Союза, Баршай лишился выпестованного им детища, но зато получил возможность с оркестрами всего мира исполнять запрещенную на родине музыку Хиндемита, Стравинского, Малера...
И однако фильм не об этом. Совсем о другом. Старый музыкант на пороге смерти говорит о выполненной им Миссии. В чем она? Смотрите картину.
Не могу не привести несколько запомнившихся штрихов:
- Баршай – сын казачки и еврея. Казачка Мария была дочерью атамана – «субботника», с радостью принявшего зятя–еврея в семью. Субботники исповедуют иудаизм или что-то в этом роде.
- Детство Рудик провел в «раю» – в казачьей станице («Какие были фрукты! Арбузы!»).
- В музыкальную школу Рудика не взяли, тогда он стал заниматься сам («Это было как наваждение. Музыка во мне заговорила») – и в итоге поступил в Московскую консерваторию.
- Когда ребенком Рудик попросил отца купить пианино, тот привез из города скрипочку – она стоила дешевле. Это и определило судьбу будущего альтиста.
- Профессор Ямпольский дал совет Рудольфу держать смычок по косой линии, отведя локоть на два сантиметра. Звук получался нежнее. Урок запомнился на всю жизнь.
- Рихтер говорил: «Я играю у двух дирижеров – Бриттена и Баршая».
- Свободу Михаилу Ходорковскому!