kirkuk ww.jpg
Багдадский саммит стал 23-м по счёту форумом Арабской лиги и первым после прокатившейся по арабским странам «Арабской весны», в результате которой произошла смена режимов в ряде стран. И в этом особое значение самммита.
— Какова ныне роль и каков авторитет Арабской лиги?
На этот вопрос ответил научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики, в прошлом советник Министерства обороны США по арабским странам Дэвид Шенкер, с которым я беседовал накануне открытия саммита:
— Арабская лига традиционно остаётся неэффективной организацией, которая никогда не поднималась до защиты прав человека в арабском мире, никогда не поддерживала политику, которая могла облегчить положение масс в регионе. Ливийские события мобилизовали Арабскую Лигу на принятие трудного решения в поддержку оппозиции режиму Каддафи. И это несмотря на то, что у Саудовской Аравии — одного из самых влиятельных игроков лиги — к Муаммару Каддафи не было никакой неприязни. Ещё большая консолидация произошла по проблеме Сирии. Но арабская лига не является организацией действий. Это организация слов, которые, впрочем, иногда приносят пользу.
— Кто играет сейчас роль лидеров в Арабской лиге?
— Саудовская Аравия и маленькое государство Катар играют очень важную роль в Лиге арабских государств. Но Египет по инерции продолжает возглавлять Лигу, ее Генеральным секретарём является египтянин Набиль Аль-Араби. О внутренних распрях в Лиге говорит следующий факт. В газете, принадлежащей Саудовской Аравии, один из комментаторов обвинил Набиля аль-Араби в сговоре с Башаром Асадом с целью удержать диктатора Сирии у власти. Саудовская газета в очень нелестных выражениях отзывалась о египтянине — Государственном секретаре Лиги арабских государств. Саудовская Аравия всегда пыталась доминировать в Лиге, но восхождение Катара — явление новое. У Катара весомый голос.
— Можно ли ожидать в результате саммита значимой резолюции по палестинской проблеме, йеменской и по вопросу Сирии?
— Я думаю, главной темой станет сирийский кризис. Но будут обсуждаться палестинский вопрос и проблема Йемена. Хотя трудно предугадать содержание итоговой резолюции, но как всегда наибольшее единство участников саммита ожидается по палестинскому вопросу. Палестине будет выражена поддержка, а Израиль подвергнется осуждению. Этот пункт резолюции вряд ли вызовет интерес. Что касается Йемена, то я ожидаю, что Лига арабских государств выразит поддержку новому правительству. Но самое главное — что скажет Арабская лига по поводу Сирии: воспользуется ли открывшейся стратегической возможностью ускорить падение режима Асада и убрать проиранские элементы внутри Арабской лиги?
— В это же время намечается вроде бы некоторый прогресс в Совете Безопасности по сирийской проблеме?
— Сейчас внимание привлекает миссия Кофи Аннана, ставящая целью прекращение кровопролития и урегулирование кризиса. Но трудно поверить в возможность усадить враждующие стороны за стол переговоров. Если вы спросите людей в Сирии, которые выступают против режима Асада, то услышите мнение, что Башар Асад не вступит в переговоры о сдаче своих позиций, о передаче власти. А противники режима не сложат оружие, если Асад останется у власти. Поэтому миссия Кофи Аннана обречена на провал. Очень жаль, что администрация президента Обамы поддерживает миссию Кофи Аннана, рассчитывая на её успех. Здесь Лига Арабских стран более трезво оценивает ситуацию и расходится во мнении с ООН. Что касается позиции России, то я не разделяю особого оптимизма, ибо не вижу реальных изменений в позиции российского руководства. А согласие России поддержать резолюцию Совета Безопасности по урегулированию в Сирии мало что значит, поскольку сама резолюция бессмысленна.
Добавить комментарий