Соль жизни
The Salt of Life
Режиссер Джанни Ди Грегорио
Не знаю, кто и зачем решил изменить настоящее название фильма — простое и соответствующее его содержанию — на эту претенциозную «Соль». В оригинале картина называется Gianni e le donne — «Джанни и женщины», и именно о них идет в ней речь.
К итальянскому актеру Ди Грегорио известность пришла в 58 лет как к одному из авторов сценария Gomorrah. Этот фильм 2008 года был поставлен на основе фактической истории о том, как порабощает людей неаполитанская мафия. Сделан он был необычно и очень интересно. «Гоморра» получила семь «Давидов ди Донателло» (итальянских «Оскаров»), пять Премий Европы и гран-при в Каннах. Ее необычность отпугнула американскую Академию кино, которая даже не включила фильм в список номинантов на «Оскара», хотя он был представлен Италией.
Успех подвигнул Ди Грегорио на режиссуру. Он снял камерный, совершенно очаровательный фильм «Августовский обед» (Mid-August Lunch) и сам сыграл в нем главную роль. За этот режиссерский дебют он получил «Давида», а также премии в Лондоне и Венеции. Фильм шел в Америке в очень ограниченном прокате, но понравился и критикам, и публике. Ди Грегорио играл пожилого холостяка Джанни, живущего с любимой и любящей старушкой-матерью. Волей обстоятельств ему приходится на несколько дней взять на себя заботу еще о нескольких старых женщинах, что создает смешные и трогательные ситуации.
В «Соли земли» 62-летний Джанни женат, у него есть взрослая дочь. Мать — ее играет та же актриса Валерия Де Франчиссис, что в предыдущем фильме — живет отдельно, и никакой любви к сыну эта карикатурная богатая старуха не питает. Она помыкает им и вовсе не собирается оставлять ему свое состояние, хотя Джанни живет на скромную пенсию. (Актрисе 96 лет, что вызывает уважение, смешанное с трепетом. Ее выдвинули за этот фильм на премию «Давид»).
Джанни — добрейший, скромный и всем готовый помочь человек. Может быть, излишняя мягкость его характера повинна в том, что жизнь его на самом деле не сложилась. Жена, которой он до сих пор приносит кофе в постель, совершенно чужой ему человек. Она изменяет ему с соседом, а Джанни интересует ее лишь в дни получения пенсии. Дочь мила с отцом, но вся поглощена своими делами и учебой. Не нужный ей, неприкаянный неудачник-бойфренд с пышным именем Микельанджело, втирается в дом, и единственный, кто уделяет ему внимание и зовет его «Мики» — это, конечно, Джанни. Джанни «ушли» на пенсию, когда ему было всего 50 лет — не иначе, как из-за пассивного характера.
Все окружающие относятся к безобидному Джанни прекрасно, всем он симпатичен — и никому не нужен.
Фильм построен как цепь встреч с женщинами, с которыми Джанни надеется построить какие-то прочные отношения. Каждый раз это кончается неудачей. Ничего трагического, но грустно и немножко смешно. А время идет, Джанни чувствует, что стареет. Лучший друг Джанни, адвокат Альфонсо, не может предложить ничего другого, чем адрес борделя и таблетку виагры. Но Джанни-то нужно другое.
И когда в финале верный Мики спрашивает Джанни, чего же он хочет, мы видим в коротком юмористическом монтаже мечту героя. Ему просто-напросто хочется — страшно хочется — чтобы его любили, чтобы в жизни была теплота и преданность, которых он был лишен до сих пор, и которые так нужны человеку...
Это умная, мастерски сделанная, печальная и смешная комедия про жизнь.
В Италии фильм собрал почти миллион евро. В Америке его выпустили сперва всего на двух экранах, но когда за две недели он сделал стотысячные сборы, добавили еще одиннадцать.
На сайте «Гнилые помидоры» 85 процентов критиков отнеслись к фильму благосклонно, но он понравился всего 54 процентам зрителей. Голливуд уже отучил смотреть кино про жизнь.
*****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий