“Линия жизни” Елены Цезаревны Чуковской на канале КУЛЬТУРА.
Елена Чуковская отчитывается не только за себя.
На ней висят дед Корней Чуковский и мама – Лидия Корнеевна Чуковская.
Большая часть зрительских вопросов – именно о них, ибо линия жизни их дочки и внучки увела ее, ученого-химика, с проторенной дорожки - от кандидатской к докторской – к разборке семейного архива, к работе с рукописями и издательствами – в целях публикации семейного «наследия».
Повезло – она видела Ахматову и Цветаеву, Пастернака и Солженицына.
Еще ребенком попала в историю русской литературы, ведь она – та самая Люша, о которой мы читаем и в «Предсмертии» о последних днях Марины Цветаевой, и в «Записках об Анне Ахматовой», и в повести «Прочерк» о гибели в годы сталинщины гениального физика Матвея Бронштейна, второго мужа Лидии Чуковской.
Ей суждено было увидеть напечатанной многострадальную рукописную «Чукоккалу», начатую ее дедом аж в 1914 году.
Но лишь в 2006 можно было напечатать ее в полном объеме, вместе с такими, например, высказываниями: «Нет ни одной минуты без насилия полицейского государства» (Блок, 1919).
Она сохранила в памяти дни, когда в Переделкине, на их даче, жил ожидающий ареста Солженицын.
Она ходила с Корнеем Ивановичем поздравлять соседа по даче Бориса Леонидовича с присуждением Нобелевской. И была свидетельницей последующей свистопляски - того, как Пастернака «загоняли» в смерть.
Она помнит, как ее мать Лидия Корнеевна Чуковская после исключения в 1974 году из Союза писателей за открытые письма и «диссидентское поведение» сидела без работы и без денег, ее имя было запретным в течение 15 лет.
Она вместе с матерью радовалась смелости журнала ЗВЕЗДА, решившегося опубликовать в 1988 году повесть «Софья Петровна», написанную Лидией Чуковской за пятьдесят лет до того, в 1939-м.
А мне до сих пор удивительно, как Лидия Корнеевна сумела разглядеть механизм сталинщины еще в то время - многие ее современники даже гораздо позже говорили: «мы ничего не видели», а в наши дни кое-кто уже и не желает ничего видеть.
Елена Цезаревна отчиталась перед зрителями на круглую пятерку – все же школу когда-то кончила с медалью, да и какая наследственность! Обязывает!
Свободу Михаилу Ходорковскому!