Шел спектакль «Берег утопии» по пьесе Тома Стоппарда, поставленный в РАМТ(е).
Было впечатление, что пьеса написана о сегодняшнем дне и на русском языке. Переводчики–асы Аркадий и Сергей Островские.
Не помещалось в голове, что автор – англичанин. Перемолотить столько материала - писем, документов, философских томов – от раннего Белинского до позднего Герцена! Как это возможно! Да не просто перемолотить – осмыслить, превратить в движущуюся историю революционных идей – и пустить цирковым колесом по сцене.
Это напоминает аттракцион – в быстром темпе мы погружаемся в историю не только России, но и Европы - тут и революция 1848 года, и Карл Маркс, и отмена крепостного права...
На сцене калейдоскопом - Россия, Франция, Швейцария, Англия...
Боюсь, вы подумали, что вас будут мучать философией и политикой. Да нет, в том-то и дело, что вся эта «политика» дается через любовные истории семьи Бакуниных и Герценых.
Через неловкое ухаживанье Станкевича за Любочкой Бакуниной,
Через не братскую ревность Михаила Бакунина ко всем потенциальным женихам его четырех сестер,
Через круженье сердца Герцена – сначала в борьбе с Гервегом за свою Наташу, потом в нелепом единении с Огаревым в треугольнике с еще одной Наташей – Огаревой-Тучковой.
А какого показывают Тургенева! Вот он пытается отыскать для Маркса русский эквивалент слова «Призрак» (читай: «призрак коммунизма»), а вот на острове Уайт встречается с молодым нигилистом, по имени Базаров... И какую трепку тот ему задает!
Вообще от этих русских умников трудно оторвать взгляд - Белинский в исполнении Евгения Редько – личность гениальная, человечная, трагичная... Герцен – Илья Исаев – о, как хотелось бы, чтобы у нынешних «вершителей» истории были такого масштаба ум и такой чистоты сердце!
Хорош и Огарев – Алексей Розин. Очаровала Нелли Уварова, если не ошибаюсь, она исполнила три роли – Натали Беер, Натальи Герцен и английской подружки Огарева Мэри.
Все три - превосходно!
Порадовали подлинная театральность, красота и элегантность костюмов, искрящаяся выдумка, бесконечное разнообразие сцен, сюжетов, характеров, политических взглядов, психологических сшибок...
Звучали народные песни и русские романсы, фортепьяно и гармошка (и даже губная), Марсельеза, и детские припевки – детей в этом спектакле целая куча, от грудных до совсем взрослых, как например, женатый и родивший сына Саша Герцен, - вырос!
И знаете, жаль было расставаться с полюбившимися героями - с тем же отчаянно смелым и очень смешным Мишей Бакуниным (Степан Морозов). С воспитательницей детей, строгой и человечной Мальвидой (Лариса Гребенщикова), с грустным пьяненьким Огаревым (Алексей Розин), с хорохорящимся Чернышевским (Александр Доронин)...
Все они в конце спектакля постарели и погрустнели – эти всегдашние «русские мальчики», на смену которым идут все более радикальные и «оглашенные», ибо власть в России матереет, и борьба уже идет на уничтожение. Но при всем при том - копни поглубже и под шкурой «ниспровергателя» найдешь все тот же тип «русского мальчика» - правдолюбца и борца за справедливость.
Трудно представить, какая работа была осилена авторами спектакля - режиссером Алексеем Бородиным и художником-постановщиком Станиславом Бенедиктовым.
По всему видно, любят эти мастера свою работу – не испугались масштабов, сложности и многообразия. Сделали так, что сам Стоппард, сидящий в зале, расчувствовался.
Для зрителей РАМТ(а), а теперь и для канала КУЛЬТУРА был устроен шестичасовой праздник – праздник, с которым не хочется расставаться.
Свободу Михаилу Ходорковскому!