Едва ли не все, что он делает, он делает на грани, а то и за гранью возможного, попутно побивая все мировые рекорды: он первым снял фильм с бюджетом в 100 млн. долларов — «Терминатор 2», затем — с бюджетом 200 млн. — «Титаник», ошарашивший всех своей невиданной зрелищностью. Вышедший на экраны в 1997 году, «Титаник» с Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо в главных ролях был номинирован на «Оскар» по 14 категориям, из которых выиграл 11, став самой успешной и самой кассовой лентой за всю историю мирового кино, принесшей своим создателям 1,843 млрд. долларов.
За следующие 12 лет был создан только один фильм (в 2009-м), побивший рекорд Кэмерона — его собственный фильм! «Аватар» стал еще более успешным, еще более кассовым, собравшим в мировом прокате уже 2,782 млрд. долларов. Таким образом, Кэмерон является единственным режиссёром в мире, на счету которого два фильма, собравшие свыше (причем много-много свыше) одного миллиарда долларов каждый.
А поскольку у этого человека, помимо кино, есть еще и хобби, которому он беззаветно предан, то и тут не обошлось без громких побед. Он влюблен в подводный мир с детства и использует любую возможность и повод, чтобы погрузиться в морские пучины.
В конце марта Джеймс Кэмерон установил еще один «рекорд всех времен», проведя на дне Марианской впадины почти 6 часов (О том, как Кэмерон готовился к погружению в Марианскую впадину, или Марианский жёлоб, «Чайка» писала в №6, 16-31 марта 2012 г.). Этот удивительный человек, кажется, для того и родился на свет, чтобы удивлять и восхищать мир своим гением и своими безумствами, от которых сам он в первую очередь получает огромное наслаждение.
«Большинство людей знает меня как кинопроизводителя, — говорит Джеймс, — но океан и исследования всегда интересовали меня больше всего остального».
Однако и в своих исследованиях он остается режиссером и оператором, и это тоже своего рода одержимость. Он видит мир через объектив кинокамеры, даже если смотрит на него невооруженным глазом, мысленно делая раскадровки, мизансцены, крупные и средние планы, панорамы, наезды и т.д. Погружаясь на дно моря, он окружает себя кинокамерами, запечатлевающими все, что видит сам.
Теснота батискафов, сковывающая, обездвиживающая до онемения, хорошо знакома Джеймсу, но ничуть его не отпугивает. Страсть к океану он пронес через всю свою жизнь и впервые поделился ею с миром в 1989 году в фильме «Бездна», где океанографы обнаруживают внеземную жизнь в неизведанных глубинах океана. Страсть эта нашла отражение и в «Титанике», и в «Аватаре», хоть и в совершенно разных ракурсах.
В 1990-х, работая над проектом «Титаника», он целых 33 раза погружался к затонувшему британскому лайнеру, подключившись к команде российского научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш». На дно его спускал российский глубоководный батискаф «Мир».
Сделанные Кэмероном подводные съемки, как известно, непосредственно вошли в его фильм-катастрофу. Что же касается «Аватара», то, создавая изысканные существа планеты Пандора, он вдохновлялся пластикой морских существ, увиденных во время его рискованных подводных странствий.
На счету режиссера-исследователя — 72 глубоководных погружения. Но нырнуть в самую глубокую яму Мирового океана — в одиночку! — это уже нечто запредельное. Думается, в Книге рекордов Гиннеса его подвиг найдет достойное отражение.
Для Джеймса пребывание в Бездне Челленджера, самой глубокой точке Марианской впадины, по его собственным словам, было равносильно путешествию на другую планету. «Это бескрайний предел, бледный, безжизненный, изолированный, — говорит он, остро и совсем по-особому ощутив там свое полное одиночество. — И приходит осознание, насколько ты мал в сравнении с окружающим огромным, черным, неизведанным пространством». Обуял ли его на дне бездны вполне закономерный страх, отчаянный путешественник умалчивает.
Кэмерону хотелось верить, что в надежно укрытом от глаз сухопутных землян — непроглядной мглой и колоссальной толщей воды — океанском чреве он найдет новую пищу для воображения, которая пригодилась бы ему при создании его следующего фильма, что там обитают неведомые, фантастические существа причудливых форм и расцветок (а возможно даже прячется иная цивилизация). Но ничего подобного он не увидел. Подводный мир на такой глубине скуден и для приключенческого, зрелищного фильма, каким он задумал в следующем «Аватаре» подводный мир Пандоры, мало интересен.
Кстати, «Аватар 2», к созданию которого Кэмерон приступает уже этим летом, должен выйти на экраны к 2014 году. И в него, по-видимому, войдут съемки, произведенные режиссером в Марианской впадине. Ведь если на дне ее морская флора и фауна действительно скудна или отсутствует вовсе, то в процессе погружения подводный аппарат Кэмерона DeepSea Challenger прошел по вертикали все экологические зоны Мирового океана. По крайней мере, режиссер-подводник, предпочитающий до поры до времени держать полученные впечатления и видеоматериалы в тайне, написал в Твиттер: «Не могу дождаться, когда поделюсь с вами увиденным».
Можно не сомневаться, что он нам все покажет и расскажет: «Описание строительства батискафа и сама экспедиция обязательно найдут свое место в моих будущих фильмах». А до будущих фильмов будет еще научно-познавательный документальный фильм о Марианской впадине, который задумал создать с помощью Кэмерона телеканал National Geographic.На протяжении 7 лет Кэмерон тайно готовился к главному в своей жизни погружению: «Я занимался йогой и много бегал, чтобы быть в форме физически и морально, зная, насколько все будет трудно». Глубоководный одноместный аппарат DeepSea Challenger, весом 12-тонн и стоимостью 7 млн. долларов, был разработан и создан в Австралии, при поддержке Национального географического общества США и компании Rolex. Батискаф оснащен специальным световым оборудованием, манипулятором (рукой роботом), фото- и кинокамерами, включая несколько камер стереоскопического видения 3D. Поскольку Джеймс принимал непосредственное участие в проектировании дизайна батискафа, он знал в нем каждую деталь.
В разработке проекта и планировании экспедиции ему помогали: Лаборатория реактивного движения при Стэнфордском университете в Пасадине, Калифорния (научно-исследовательский центр НАСА), Институт океанографии имени Скриппса при Калифорнийском университете в Сан-Диего (Scripps Institution of Oceanograpgy) и Университет штата Гавайи.
Когда все было готово, потребовались испытания — аппарата и самого себя: Он опустился на глубину 8 км (в районе Папуа — Новой Гвинеи), признавшись по возвращении, что в буквальном смысле ощущал на себе давление океана «задней частью мозга». Он прекрасно понимал, что станет с ним, если его крошечное убежище разгерметизируется, не выдержав сумасшедшего давления на невероятной глубине (вода ворвется внутрь и размажет его по стенкам, как масло — это сравнение запомнилось мне с детства, из какого-то фантастического романа), но старался отгонять от себя тревожные мысли.
19 марта режиссер-подводник вместе с командой океанографов, в числе которых был официальный представитель Национального географического общества США, прибыли к месту погружения. И вот этот волнующий день настал. 25 марта Джеймс Кэмерон, спортивный и подтянутый, залез через круглый люк в батискаф довольно странной, сплюснутой формы, напоминающей мини-подлодку.
«Когда люк задраивали, я заставлял себя верить, что он выдержит давление. Пространство для пилота очень маленькое, напичканное электроникой. Я ощущал себя настоящим астронавтом. Там негде было двигаться». В таком положении — коленки у подбородка — он провел в общей сложности около 10 часов.
Батискаф спустили на воду, и началось погружение в Бездну Челленджера. Добравшись за 1,5 часа до отметки 10898 метров, Джеймс передал со дна Марианской впадины сообщение на Твиттер: «Только что достиг самой глубокой точки мира. Никогда ещё удар о дно не доставлял такую радость». Трудно даже представить, что должен чувствовать человек, оказавшийся не просто один на один с могучим океаном, а придавленный к тому же его 11-километровой толщей воды, в кромешной тьме, лишь слегка отодвинутой его прожекторами, и полном безмолвии. А ведь этому бесстрашному экстремалу уже 58 лет...
Проведя почти 6 часов на дне Мира, он собрал образцы (с помощью робота-манипулятора) для микробиологов, астробиологов, морских биологов, геофизиков и морских геологов. И конечно же заснял все, что привлекло его внимание.
А затем, сбросив 500 кг балласта, DeepSea Challenger взмыл вверх, оказавшись на поверхности всего за 70 минут. Это было уже утро 26 марта. И никакой кессонной болезни, никакой адаптации по возвращении. В батискафе были заранее продуманы все способы защиты — в нем, как в самолете, поддерживалась комфортная температура и привычное для человеческого организма атмосферное давление.
Так получилось, что мировая премьера 3D-версии фильма «Титаник» и погружение совпали по времени. Кэмерону предстояло сделать выбор, что для него важнее. Он выбрал Океан. И когда оказался снова на поверхности, понял, что на премьеру ему ну никак не успеть. Выручил один из друзей, приплывший к месту погружения на скоростной лодке. На полной скорости они домчались до аэропорта в Папуа, и Кэмерон в последний момент успел-таки на самолет.
27 марта (!) герой-подводник, вновь превратившийся в режиссера, шагал по красной ковровой дорожке Королевского Альберт-Холла в Лондоне, придерживая за талию Кейт Уинслет, раздавая улыбки, отвечая на вопросы... Чудеса, да и только! А еще через день он представлял свое, обретшее объемность и вторую жизнь, детище уже в Москве. И хотя остался там всего полдня, успел даже побывать на передаче Владимира Познера, дав обстоятельное интервью. Поистине этот человек двужилен.
Когда Познер спросил его, не испытывал ли он страха, не боялся ли навсегда остаться на дне океана, Джеймс ответил, что техника есть техника и всякое возможно, но страха не было, потому что, если бы такое случилось, то все произошло бы очень быстро. Он больше боялся другого — что подводное течение отнесет его батискаф в сторону от оставшегося на поверхности корабля, и если бы он вынырнул, скажем, километрах в сорока от него и его бы не нашли, вот тогда его ждала бы мучительная медленная смерть. Чтобы разгерметизировать батискаф, его нужно было поднять на палубу и снаружи отвинтить люк. Изнутри это сделать невозможно. А вообще, сказал он, все сомнения и страхи бывают до. «В тот момент, когда все это начинается, это уже полный восторг», — сказал он.
До Кэмерона, как известно, только два землянина рискнули спуститься на дно Марианской впадины — швейцарец, инженер Жак Пикар и американец, капитан ВМС США Дон Уолш. Произошло это в 1960 году, т.е. более полувека назад. Смельчаки находились в одном батискафе «Триест» и на дне смогли оставаться не более 20 минут. Во-первых, они замерзали, а во-вторых — батискаф окутало плотное облако ила и песка, поднятое им со дна, и Пикар с Уолшем ничего за ним толком не разглядели.
Так что Джеймс Кэмерон стал третьим человеком в истории, достигшим самой глубокой точки в Мировом океане, и первым, совершившим погружение в одиночку. Он-таки осуществил свою мечту — Марианская впадина ему покорилась.
На вопрос, зачем он все это делает, Кэмерон ответил: «Во-первых, из любопытства, во-вторых, из стремления преодолевать трудности. Мне нравится делать что-то новое. Мне интересно раздвигать границы своих возможностей. Рисковать».
Озеро Байкал
Неистребимый и неугасимый дух исследователя, заложенный в Кэмероне, направлен не только на океан. Его волнует, манит и вдохновляет все неизведанное. Он, как и многие из избранных самим Богом землян, обладающих дерзким, пытливым умом, стремится познать мир, в который, по воле счастливого случая, был приглашен. Но, в отличие от многих, благодаря собственным талантам и труду, он имеет финансовую возможность реализовывать свои мечты и устремления на практике.
Что, к примеру, привлекло американского режиссера-исследователя к голубой жемчужине России — Байкалу? Это уникальное озеро таит в себе не только множество достоинств, таких, как необычайная девственная красота и редкая чистота воды, но и не меньшее количество тайн, которые ученым еще предстоит разгадать. Это древнее озеро, возраст которого исчисляется в 15-20 млн. лет — самое глубокое на Земле (свыше полутора километров), содержащее самые большие запасы пресной воды.
cameron baikalfund-ru.JPG
Об активности всей зоны говорят частые землетрясения, сила которых порой доходит до 9,5 баллов (1959 г.) и 10,5 баллов (в 1862 г.), по 12-балльной шкале; «дышащие» берега (опускающиеся или поднимающиеся); периодически возникающие горячие источники. В специальной литературе есть информация, что берега Байкала расходятся, а котловина расширяется со скоростью 2 см в год — с той же скоростью, с какой расходятся берега Средиземного и Красного морей, отделяя Африку от Евразии. Геофизики считают, что Байкал — это вновь зарождающийся океан.
Начиная с 2008 года Научно-исследовательская экспедиция «Миры на Байкале» исследует его экосистему, флору и фауну, тектонические процессы. Цель экспедиции — разгадать тайны озера, попытаться понять, что происходит в его глубинах.
Чтобы увидеть все это собственными глазами, любознательный Джеймс прибыл к Байкалу в августе 2010 года в компании с известным австралийским исследователем, Майклом МакДауэллом (McDowell) и писательницей, автором книги «Аватар: Иллюстрированный путеводитель по Пандоре», Марией Вильхельм (Wilhelm). Он спустился на дно в глубоководном российском аппарате «Мир-1», с командой которого сблизился во время погружений к затонувшему Титанику. Батискаф достиг глубины 1368 м, пробыв под водой в общей сложности около 3 часов. Свой 56-й день рождения Джеймс встретил не за празднично накрытым столом, не в кругу семьи или друзей, а во чреве Байкала.
«Каждое новое место, в которое ты попадаешь, затрагивает твои чувства и душу, становясь как бы частью тебя, — прокомментировал он свои впечатления. — Байкал — одно из красивейших мест из всех, где я когда-либо бывал».
Космос Кэмерона
В Кэмероне отлично уживаются все его хобби, взаимодополняя и обогащая друг друга: «Все, что я в своей жизни делаю — из любопытства или когда занимаюсь исследованиями, когда путешествую в поисках новых ощущений и приключений, — я воплощаю как художник в своих работах».
Пытливый ум Кэмерона стремится проникнуть не только ниже уровня моря, но и выше линии горизонта. Так, он убедил НАСА установить на усовершенствованном марсоходе-ровере «Кьюриосити» (Curiosity) стереокамеры высокого разрешения, делающие 10 кадров в сек.
«Кьюриосити» был запущен на Марс 26 ноября 2011 года с мыса Канаверал — в рамках проекта НАСА «Марсианская научная лаборатория» (Mars Science Laboratory). Ракета-носитель «Атлас-5» доставит его на красную планету в августе этого года. Ровер нового поколения предназначен для поиска следов органической жизни. Считают, что это самое совершенное на сегодняшний день космическое оборудование, изобретенное человечеством. Участие Кэмерона в данном проекте конечно же неслучайно. Одной из следующих работ не перестающего удивлять мир режиссера наверняка станет фильм, снятый на натуральной марсианской фактуре, которую добудет для него марсоход.
Впрочем, тут Кэмерона уже немного опередили. Первым, кто использовал настоящие марсианские пейзажи в земном кино, стал режиссер Эндрю Стэнтон — в только что вышедшем фильме «Джон Картер». Но если узнать об этом можно было лишь из пресс-релиза к премьере фильма, то в случае с Кэмероном, это, как ожидают, будет новым прорывом, качественным скачком Голливуда и человечества в целом. И все мы сможем лицезреть плоды его марсианских трудов не в сухих информациях НАСА, а в захватывающем дух стереоскопическом художественном кино.
Не останавливаясь на достигнутом, Кэмерон, являющийся кстати членом консультативного совета НАСА, работает над проектом по установке кинокамер 3D его конструкции на космической аппаратуре для готовящейся пилотируемой миссии на Марс.
При первой же открывшейся возможности неутомимый исследователь и новатор загорелся идеей совершить облет вокруг Луны, рассмотрев ее с близкого расстояния (всего в 100 км), включая ее темную сторону. Чего будут стоить одни только виды перламутрово-голубой красавицы Земли, величественно выплывающей из-за лунного горизонта!
Кэмерон уже купил билет на коммерческий лунный полет Moon Trip, запланированный на 2015 год, заплатив за него 150 млн. долларов. Путешествие продлится от 17 до 21 дня, включая остановку на борту Международной космической станции. Хотя организацией турполета занимается американская компания Space Adventures, понесет режиссера к нашей одинокой ночной спутнице российский пилотируемый корабль «Союз» (который уже строят специально для космического туризма) с космодрома в Казахстане. Дело за небольшим — найти второго желающего (поскольку туристов на борту должно быть двое).
Так что в одном из своих грядущих фильмов режиссер-экстремал наверняка покажет нам лунные приключения в форме научной фантастики и в формате 3D.
«Надеюсь, смогу заниматься параллельно двумя вещами сразу: исследованиями и «Аватаром» 2 и 3»,— пообещал он своим зрителям.
Добавить комментарий