Сначала посмотрела четырехсерийный фильм на канале КУЛЬТУРА «Ищу учителя».
Потом – прочитала о продолжающейся реформе образования. Все вместе навело на грустные размышления. Подумалось: а нужен ли этой «реформированной школе», тот учитель, которого показали в фильме?
Штучный. Личность. Со своей концепцией и методом. Учащий и одновременно воспитывающий. Учитель, появившийся на волне перестроечных 80-х, создавший свою школу. Школу сотворчества и радости. Все мы знаем эти имена. Шаталов. Ямбург. Лысенкова. Амонашвили. Из тех, кого не знаю, - Сергей Казарновский, отец Петр (Алексей) Василенко.
Все четыре серии нам показывали не «филиал ада» (отец Петр о «типичной» школе), а радостных и счастливых детей. Они великолепно плясали, пели, играли спектакли, участвовали в богослужении, учились с помощью школьных библиотек и музеев, учителя исповедовали «гуманную» педагогику и выращивали «благородного» человека.
Древние и новые языки, музыка, театр и разнообразные искусства, церковные песнопения и песни Окуджавы – все это в умелых руках становилось не просто средством обучения, а жизнью школьника, ее наполнением, несущим радость. Прошу прощения за то, что совместила в одном перечислении все что видела в фильме о разных школах и о разных учителях.
И вот если после фильма об учителях-новаторах углубиться в подробности реформы, то заметишь, что реформаторы исходят из голой «прагматики», из того что, по их мнению, может понадобиться школьнику в жизни. Но это убого, скучно, неаппетитно. Похожая прагматика царит в американской школе, и это – ей-богу, не самое сильное ее место. Шекспировский король Лир в переводе Пастернака мудро заметил: «Сведи к необходимостям всю жизнь,/ И человек сравняется с животным». Животным не животным, но может реально стать тем самым самодовольным неучем, что был осмеян еще в кантемировой сатире «На хулящих учение». Вот его жизненный императив: «Сколько копеек в рубле, без алгебры счислим».
Все, что выходит за пределы примитивно необходимого, по мнению тех, кто творит реформу, должно быть исключено из программы. При таком постулате часы на литературу неуклонно сокращаются. Химия, физика и биология вообще изымаются из числа обязательных для старшеклассников предметов.
Излишество! Деликатес! Искусство – и раньше-то присутствующее на уроках только в «новаторских» школах - переводится в разряд необязательного «десерта». Пирожные! А нужен черный хлеб. Посему факультативы, кружки, которые раньше были для учеников бесплатными, ныне становятся платными. Когда-то, студентками, мы с сестрой вели в школе экспериментальный факультатив по поэзии пушкинской поры – и получали за это, пусть маленькие, но деньги. Сейчас такая трата для школы обременительна. Пусть платят родители, если хотят для детей «пирожных».
Такие понятия, как «воспитание всестороннее развитой личности» и даже просто «воспитание личности» эта «новая» школа выбрасывает на помойку. Социальный заказ диктует штамповку человеко-робота, готового к выполнению определенных функций. Тогда давайте забудем про «школу радости». Да здравствует школа-конвейер! Зачем учитель-новатор? Не до жиру! В «новой» школе можно вообще обойтись без учителя. Компьютер в зубы – и учись. А учитель... это уже пережиток прошлого, реликт «золотого века» педагогики.
Ищу учителя. Фильм 1
Ищу учителя. Фильм 2
Ищу учителя. Фильм 3
http://www.youtube.com/watch?v=s26XL5MsaUc&feature=relmfu
http://www.youtube.com/watch?v=VKLjyhydMSM&feature=relmfu
Свободу Михаилу Ходорковскому!