Я думал, что сейчас, два с половиной тысячелетия спустя, может быть те самые ребята, которые бегут рядом со мной, те, которые кружат надо мной на вертолете, — спасут нашу цивилизацию от притязаний современных потомков персов. Руководители Ирана рвутся к атомному оружию и публично заявляют о том, что одна из главных их заветных целей — это уничтожение Израиля.
И еще я думал о словах «Радуйтесь, мы победили!». В Израиле умеют от души радоваться и победам отдельного человека, и победам Израиля, который во всех сферах добивается удивительных достижений. В Израиле, может быть больше, чем во многих других странах, живет замечательный принцип — один за всех и все за одного. Разумеется, не всегда, потому что в Израиле хватает разных мнений по разным вопросам. Но если речь идет о чем-то главном и решающем, то люди вместе. Жизнь к этому вынуждает. Сложная израильская жизнь.
День Земли
Я участвовал в десятках марафонов во многих странах. И каждый из них памятен. Но этот тель-авивский был особенным. Потому что он проходил 30 марта, в так называемый «День Земли». В этот день к израильским границам был запланирован международный поход с провоцирующим названием «Всемирный марш на Иерусалим». В преддверии этого дня в некоторых странах проходили митинги, на которых провозглашалось, что миллионы людей соберутся на границах Палестины и будут готовы умереть за палестинское дело. На митингах раздавались возгласы — «Смерть Израилю!», «Смерть Америке!». Организаторы заявили, что в марше примет участие два миллиона человек из 80 стран. Одним из главных духовных спонсоров этого марша был Иран, и активисты этого действа получили благословение от президента Ахмадинежада.
Мне не раз приходилось читать и слышать от потерявших чувство реальности пропалестинских активистов, строителей воздушных замков, что якобы в Израиле любят нагнетать обстановку и искусственно создавать атмосферу осадного положения. Но когда побываешь в Израиле, очень быстро убеждаешься в том, что вокруг полно фанатиков, готовых действительно сложить головы и мечтающих об уничтожении Израиля.
Каждый год волнения в День Земли устраиваются в память о событиях 1976 года, когда несколько тысяч израильских арабов устроили беспорядки, для подавления которых полиция была вынуждена призвать военных. Было убито 6 человек. И с тех пор всегда эта дата связана с тревогой, с возможностью разжигания третьей интифады.
В прошлом году арабские лидеры не скрывали, что рассматривают намеченные на 30 марта демонстрации как продолжение «арабской весны». Тогда был предусмотрен массовый прорыв израильской границы со стороны Сирии, Иордании и Ливана, правители которых имели проблемы с собственным населением и решили поправить политическую ситуацию в своих странах, используя Израиль в качестве привычного громоотвода. Было много беспорядков, вандализма толпы, готовой все крушить вокруг. Но израильские военные проявили решительность, применили оружие. Десять погибших участников этого марша охладили пыл остальных.
Ожидалось, что и в этом году не исключены провокации. По израильскому телевидению говорилось о бдительности, о возможности терактов. А ведь марафон был бы самым желанным местом для потенциальных террористов. Огромная трасса, которую трудно контролировать, и налицо все условия для пиара. Теракты ведь и совершаются с такой целью, чтобы на весь мир заявить о себе.
Но на этот раз все обошлось. Накануне начальник Генерального штаба Бени Ганц объехал все приграничные части, чтобы проверить степень готовности войск. Были беспорядки, но они четко и профессионально пресекались полицией и военными. Одному человеку удалось прорваться через границу, он был остановлен огнем ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля), был ранен, доставлен в больницу в Хевроне и там скончался. Израиль еще раз показал, что он готов к пресечению любых провокаций.
Зачем бегут марафоны
А марафон прошел на этот раз без всяких происшествий, если не считать многих людей, которым пришлось оказывать медицинскую помощь. Но это нормально. Марафон тяжелое испытание. В прошлом году с трассы марафона в Тель-Авиве сошел один молодой человек. Сошел навсегда и ушел из этого мира. Таковы, увы, довольно частые жертвы на алтарь марафона.
Я не раз задавался вопросом, что казалось бы, ну зачем нормальному вроде бы человеку бежать марафон? Чего ему неймется? Можно ли орлиным взором или лучом лазера проникнуть в тайные извивы души, чтобы определить, зачем этому чудаку приспичило разыгрывать из себя потомка древнего Фидиппида. И какую благую весть провозглашать?
Так нет же, обязательно нужно этому фантазеру придумывать на свою голову приключения. Это же ненормально для человека бежать не останавливаясь 42 километра 195 метров, или, говоря по-американски, 26 миль 385 ярдов. Организм человека к этому не предрасположен. Вот и Фидиппид, который создал дурной прецедент для последующих поколений, не выдержал, что нам известно из прекрасной легенды. Во имя чего эти мужчины и женщины так себя истязают, тратят столько усилий, какая им от всего этого польза. Пользы ведь осязаемой вроде бы никакой. Ведь только несколько участников претендуют на славу и награды, на победу, солидные денежки и прочие блага. А остальные бегут бескорыстно.
Вы представляете, в наш замечательный век всеобщего и тотального прагматизма, когда многие и шагу не ступят, если их впереди не ждет доллар, марафонцы совершенно бескорыстно тратят время и силы на то, что никак не способствует их материальному процветанию и карьере. И даже сами платят денежки, чтобы бежать. Вообразите, тащиться больше 42 километров, да еще платить за это. К тому же, приезжают на место марафона из других городов и стран, пересекают океан... Некоторые говорят всякие романтические слова о том, что марафон — это так же прекрасно, как восхождение на горную вершину или взгляд на небо, усыпанное звездами. И еще о том, что если бы не было звезд, вершин и марафона, наше человечество было бы беднее.
Давайте все же попытаемся разобраться, чем притягателен марафон, почему он привлекателен для множества бегунов, выходящих на трассу этой бесконечно длинной и совсем короткой дистанции. Длинной потому, что 42 километра — это действительно очень много, не верите, тогда сами попробуйте и убедитесь. А короткой потому, что это только маленькая часть по сравнению с теми тысячами миль, которые вели тебя к этому старту. Когда ты бегал в летний зной и зимнюю стужу. Когда звонил будильник рано утром, тебе безумно хотелось спать, ты чувствовал, что никакая сила не заставит тебя выйти на улицу под дождь. Но знал, что выйдешь обязательно. Ты надевал кроссовки и отправлялся в путь. Прибегал домой мокрый до нитки, но чрезвычайно довольный, счастливый, потому что думал, что ты молодец, что ты просто герой, и твоя самооценка повышалась до самой высокой планки. Некоторым бедолагам нужны для радости такие маленькие удовольствия, как бег под дождем утром в выходные дни, когда все нормальные люди вокруг сладко спят.
Не о марафонцах ли писал Бодлер, сам того не подозревая (перевод М.Цветаевой):
Но истые пловцы —
те, что плывут без цели:
Плывущие — чтоб плыть!
Глотатели широт,
Что каждую зарю
справляют новоселье
И даже в смертный час
ещё твердят: вперёд!
В марафоне есть победители, но нет побежденных. Здесь олимпийский девиз об участии становится главным. Кстати, марафон единственный демократичный вид спорта. Ни в одном другом соревновании тебе не позволят состязаться вместе с известными чемпионами или играть в команде рядом со знаменитыми мастерами. И еще марафон самое доброе проявление человеческой активности. Попробуйте споткнуться. К вам мгновенно бросятся на помощь десятки людей, подбодрят, скажут хорошие слова.
На этом марафоне я попал в весьма неловкую ситуацию. Обычно ко мне часто подбегают люди и заводят разговор. Нередко их интересует, а сколько мне лет. Наверное, потому, что я постарше, чем рядовые бегуны. Так было и на этот раз. И я сдуру признался одному из своих собеседников, что у меня день рождения, да к тому же скромный юбилей. Он меня поздравил, что то крикнул на иврите, и ко мне подбежало множество бегунов с поздравлениями. А потом он убежал вперед, и я не мог за ним угнаться. И он поставил меня в весьма неловкое положение. На каждом пункте, где раздавали воду, все раздатчики хором меня поздравляли, к ним присоединялись и другие, и это меня ужасно смущало. Никогда в жизни я не слышал столько поздравлений.
Так вот, зачем бегут марафоны? Есть такая теория, которую я часто вспоминаю. Мужчина время от времени должен подвергать себя испытаниям, чтобы тело его, сердце и дух не заплывали жирком. Надо совершить кругосветное путешествие. Или отправиться на Северный полюс. Пробежать марафон. Прыгнуть с десятиметровой вышки. Или еще что-нибудь сделать. Не обязательно совершать и отправляться, бежать марафон или голодать в пустыне, но хоть что-то на пределе своих сил надо делать, хоть все вокруг призывают к умеренности. Та внутренняя уверенность, которую ты приобретаешь, преодолевая препятствия, помогает тебе в повседневных усилиях. Можно сколько угодно хвастать и надувать щеки, но если ты чего-то не сделал в жизни на пределе своих сил, то твоя копеечная самонадеянность ничего не стоит. А от умеренности и мелочного расчета у человека дух обламывается. Такая вот теория, которая многим может показаться весьма сомнительной, а я ее считаю умной и точной.
Израиль, его друзья и враги
Я бежал и думал о том, что у многих людей в этом мире нет надличностных ценностей. Большинство людей в большинстве стран думает о себе, о своем личном счастье, о своей карьере, о своих радостях и печалях. Это замечательно, это вполне нормально и естественно. Но иногда это расслабляет и ведет к тому, что человеческая натура мельчает
Полную версию статьи читайте в бумажном варианте журнала. Инготмация о подписке в разделе «Подписка».
Добавить комментарий