Старый, 1975 года, телевизионный фильм о Печорине.
Анатолий Эфрос сделал телеспектакль по «Княжне Мэри».
Смотрю новыми глазами. Когда-то казалось странным, что герои почти неподвижны,
что используются одни крупные планы, что из декораций какие-то столбы, символизирующие деревья, и все происходит под бравурную танцевальную музыку... Все так. Это замысел. И замысел нужно прочесть.
Хотя... вот он воплощенный замысел - Печорин Олега Даля. Он может ничего не говорить – стоит посмотреть в эти пустые глаза, услышать безжизненную интонацию, увидеть движения человека, которому незачем и некуда двигаться – и все поймешь.
Эфрос овеществил ситуацию «утраты жизненных ценностей».
Для героя, которого не играет – проживает – Олег Даль, жизнь – пустая и глупая шутка.
На самом деле. И его реплика в пандан к реплике циника-доктора, заметившего, что в одно прекрасное утро он умрет, - в один прегадкий вечер я имел несчастие родиться,- не рисовка, а его истинный взгляд на вещи.
Поняли? Осмыслили? Человек проклинает момент появления на свет.
Ему не хочется жить. Он устал от повторений и не видит ничего впереди. И этот человек молод и полон сил. Как говорил Баратынский: «свой подвиг ты свершила прежде тела, безумная душа». Тело живо, да душа мертва – вот оказия!
Этому поколению дворян не повезло. Больших целей не было. Карьера? Чиновник или служака-военный, типа Максима Максимыча. Любовь? Да как-то и с любовью не складывалось, судя по тому же Печорину... А в жизни были неженатый Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Боткин... Некрасов, женившийся перед смертью на девице из заведения...
Во все времена – тогда и сейчас - человеку важна самореализация.
Судя по всему, николаевское царствование - эпоха между восстанием декабристов и отменой крепостного права - не была для нее, этой самой самореализации, благоприятным временем.
Имею в виду лучших из дворян.
Они выбивались из жизни ранней смертью, как Лермонтов и Белинский, изгонялись из страны, как Герцен и Огарев, эмигрировали – как Тургенев, Жуковский, Вяземский...
В общем были для тогдашнего Российского государства лишними. Лишними, как сегодняшние интеллектуалы, артисты и бизнесмены, не находящие себе применения, скованные в своих движениях в родной стране...
Но вот Грушницкий в исполнении талантливейшего Андрея Миронова (не путать с Евгением!).
У него глаза блестят, он живой, влюбчивый и так радуется даже маленьким подаркам, полученным от жизни, что любо на него глядеть...
И что же? Если Печорин – Даль, в своем желании не жить, сам сознательно играет с судьбой, то с Грушницким-Мироновым играет судьба. Его гибель на дуэли от рук приятеля – при всех дополнительных обстоятельствах – в сущности гибель романтика, заставляющая вспомнить «Куда, куда вы удалились...».
Прекрасна и трогательна Печерникова - княжна Мэри, как всегда драматична и тонка Ольга Яковлева - Вера, но соло в телефильме Эфроса не за ними. Соло – за мужчинами, которые в поединке на шести шагах целятся друг в друга, будто нет у них больше никаких дел в этой жизни. Никаких достойных человека дел...
Страницы журнала Печорина, часть 1
Страницы журнала Печорина, часть 2
http://www.youtube.com/watch?v=P3c-oFc3glk
Страницы журнала Печорина, часть 3
http://www.youtube.com/watch?v=iwiCjVQ2zIU&feature=relmfu
Страницы журнала Печорина, часть 4
http://www.youtube.com/watch?v=1-Vjl1gH5P0
Страницы журнала Печорина, часть 5
http://www.youtube.com/watch?v=IBeKyWN7ib4
Страницы журнала Печорина, часть 6
http://www.youtube.com/watch?v=-0FRSy29yE0
***
Свобода Михаилу Ходорковскому!