Четыре серии на канале КУЛЬТУРА
Фильмы были показаны в очень позднее время – после часу ночи. Боюсь, что их премьеру посмотрели единицы. И однако, можно порадоваться: первые четыре фильма о персонажах «Русской Америки» увидели свет.
На ком из «русских американцев» остановила свой взгляд режисссер фильма, она же автор сценария «русская американка» Нина Зарецкая? а вернее – кто был утвержден начальством канала из представленного ею списка? Вот их имена:
Соломон Волков, Александр Генис, Гриша Брускин и Илья Кабаков.
Читатели ЧАЙКИ могут задрать нос: трое из четверых (первая тройка) входят в редакционный совет нашего журнала. Это приятно.
Начиная с 70-х советская интеллигенция бежала на Запад косяком – от преследований, в поисках свободы и самореализации. Убежало столько и таких, что только феноменальное богатсво России талантами как-то возмещало интеллектуальные и культурные потери. Однако количество рано или поздно переходит в качество. И тогда вполне возможно, что, иссякнув в Метрополии, русская культура будет произрастать именно в странах диаспоры.
Но нет, это было бы слишком печально. Надеюсь, что до этого не дойдет.
Волков и Генис прибыли из России в 70-х, Брускин и Кабаков – в конце 80-х, все четверо продолжили в Америке работу на своей собственной ниве: Волков и Генис как писатели и культурологи, Брускин и Кабаков как художники (Брускин в последнее время выступает и как писатель!), все четыре «фигуранта» цикла познали в Америке успех.
В двадцатипятиминутных фильмах они рассказывают о себе.
Соломон Волков говорит о книгах – каждая становилась событием, начиная со «Свидетельства» - исповеди Дмитрия Шостаковича, записанной Волковым и вывезенной из Союза. Вышедшая в Америке в 1979 году, эта книга до сих пор не опубликована в России.
Александр Генис в свойственной ему парадоксальной манере и в очень быстром темпе рассказывает о своих пристрастиях, коих оказалось много, – велосипед, путешествия, кулинария...
Гриша Брускин и Илья Кабаков не только рассказывают, но и показывают: многофигурные полотна Брускина и громадные инсталляции Кабакова запечатлели канувшего в вечность мамонта – Советский Союз.
Играет и окружение – жилье, любимые уголки. Показаны жены.
Марианна Волкова исполняет на рояле печальную мелодию Петра Чайковского.
Жена Гениса едет вместе с ним по окрестностям на трехколесном велосипеде. Уточняю: окрестности без Довлатова.
Эмилия Кабакова рассказывает, как тяжело и долго делать инсталляции. И еще о том, что Илья английским не владеет, а она давно уже не пишет, не читает и не говорит по-русски.
В фильме о Кабакове вызвала ностальгические воспоминания его инсталляция «Туалет», точно воспроизводящая обшарпанное белое строение с двумя флигельками, на которых большими буквами выведено М и Ж.
Генис восхитил в роли повара, на глазах у любопытных колдующего над большой кастрюлей с экзотическим дальневосточным супом.
Брускин, с его «Фундаментальным лексиконом» и мелкой пластикой, заставил вспомнить всесоюзно знаменитую садово-парковую «Девушку с веслом».
А Соломон Волков поделился гипотезой, почему Квинтет Шостаковича получил Сталинскую премию.
В коротком блоге трудно рассказать сразу о четырех фильмах – поверьте, их стоит посмотреть!
Отрывок из фильма о Соломоне Волкове:
***
Свободу Михаилу Ходорковскому!
Долой средневековый суд с его Процессами!