Аппалачи весьма примечательный регион страны. В течение нескольких веков в горах стихийно сложилась самобытная общность с колоритным укладом жизни. Без особой натяжки, аппалачцев можно назвать экстремалами. Риск — составная часть местного быта: шахтерская работа, браконьерство, самогоноварение, бутлегерство, выращивание конопли, производство синтетических наркотиков. К тому же — низкий образовательный и культурный уровень. Как всякий стереотип, фольклорный имидж аппалачца — с налетом гротеска, но вместе с тем, нет дыма без огня. Поэтому неудивительно, что именно в этих медвежьих углах родилась и до сих пор существует, без преувеличения, самая экстремальная ветвь христианства — змеепоклонники.
История этого течения коротка. Родина — штат Теннеси, время рождения — начало прошлого века. По стечению обстоятельств змеепоклонничество вылупилось из лона церкви пятидесятников и пошло, как Ленин, своим путем, правда, не отрекаясь от Библии и христианства. Однажды на пастора-пятидесятника Джорджа Хенсли (1880-1955) снизошло откровение, по его словам, ниспосланное ему самим Христом. Обратить особое внимание на цитату Евангелия от Марка с призывом к верующим не бояться змей, а наоборот, брать их в руки. Непонятно, чем так сразила пастора библейская несуразность, но он принял ее как прямое руководство к действию — змея лучший друг человека — и стал претворять в жизнь.
В общем-то, американский пастор в идолизации змеи отнюдь не был первопроходцем. Корни ее обожествления идут от языческих верований Азии, Африки и Америки. В частности, змея идолизируется в сегодняшнем гаитянском культе вуду. Но там поклоняются рептилии как символу плодородия и мудрости, и люди держатся на почтительном расстоянии от этого культового объекта. Джордж Хенсли сделал шаг вперед, «пригрев» змею на груди. Не найдя понимания в своем приходе, пастор-новатор стал бродячим проповедником, выступая с религиозными шоу в аппалачской Тьмутаракани. Главным аргументом пастора был личный пример. Заходясь в ритуальных танцах, он бесстрашно потрясал гадами над головой. Причем, змеи были не какие-то ужи, а самые настоящие ядовитые. Однажды в одной церквушке, местные прихожане-пятидесятники выбросили на алтарь заранее припасенный клубок гадюк. Хенсли спокойно собрал змей в короб и вернул законным хозяевам. Ни одна из рептилий его не укусила.
Но так было не всегда. За свою жизнь он перенес несколько десятков укусов, и только последний оказался смертельным. Через три года по той же причине погибла его жена. В аппалачском змеином мартирологе — 75 прихожан из нескольких штатов, в том числе, четыре пастора. Мак Волфорд — пятый. И второй в семье. Когда ему было всего 15 лет, на его глазах умер отец, тоже пастор и тоже от укуса змеи. Спустя 14 лет, трагедия повторилась, практически один к одному.
21 мая Мак Волфорд отметил свое 44-летие в кругу семьи и прихожан. На следующий день он назначил воскресную службу «на пленэре». В отличие от своих коллег, Мак Волфорд ни только не скрывался от глаз общественности, но и всячески пропагандировал «ценности» своей религии. В частности, в его доме и церкви почти год жила и работала Лорен Понд, фотожурналист «Вашингтон Пост», собиравшая материал о змеепоклонниках. Она же сняла последние часы жизни пастора. В начале проповеди Мак положил принесенную гадюку на землю, а потом сел рядом с ней. В какой-то момент змее что-то не понравилось, и она мгновенно ужалила своего хозяина в бедро. Через 10 часов он скончался в окружном госпитале. Нельзя не отметить бесстрашия молодой журналистки. В спальне пастора жили восемь ядовитых змей, которые беспрепятственно ползали по всему дому.
Религиозные постулаты змеепоклонников гласят, что последствия укуса свидетельствуют о степени греховности пострадавшего. В «змеиных церквях» признают лишь ядовитых змей. И это не все. Со временем садомазохистские ритуалы совершенствовались — наряду с гадами лакмусовыми бумажками греховности стали огонь и яды. Испытуемый должен как можно медленнее пронести руку сквозь огонь, либо как можно дольше держать пламя свечи под своим подбородком.
Вместо традиционного красного вина в аппалачских церквях причащаются раствором змеиного яда, мышьяка или стрихнина. От таких «причастий» отдали Богу душу еще свыше тридцати верующих. Цифры огромные, учитывая скромный контингент змеепоклонников — всего около трех тысяч. Вместе с тем ученые поражаются необычному иммунитету «змеепятидесятников» — по числу перенесенных укусов и количеству принятых ядов им всем давно положено быть на том свете. Никто из них не пользуется противоядной сывороткой. На YouTube я посмотрел несколько роликов с записью богослужений в «змеиных церквях». После службы один мужчина, уже в годах, показывал свои скрюченные руки и рассказывал, что он за свою жизнь перенес 148 (!) укусов змей. В шрамах практически все части его тела. У большинства прихожан такие же руки, у многих недостает пальцев.
Службы змеепоклонников внешне похожи на ритуалы шейкеров-трясунов. Постепенно прихожане «заводятся» все больше и больше, под конец впадая в исступленный, в стиле рок, танец и религиозный экстаз. Моления проводятся несколько раз в неделю, от полутора до пяти часов кряду, не всегда со змеями. Религия довольно суровая и консервативная, не признает алкоголь и табак (после яда-то!), мужчины коротко стриженные, женщины в долгополых платьях и без косметики. Приходы небольшие, как правило, семейные. Новые адепты появляются, в основном, в результате браков. Дети на службу ходят, но змей им в руки не дают, это «привилегия» взрослых.
За вековую историю «змеиные церкви» не раз были близки к полному исчезновению, но курилка до сих пор жив. Более того, география этих церквей понемногу расширяется.
Полностью статья опубликована в бумажном варианте журнала. Информация о подписке в разделе «Подписка»
Добавить комментарий