Это подтвердили участники брифинга для журналистов, аккредитованных в ООН.
Джефф Эйбрамсон, директор организации «Секретариат по контролю над вооружениями», рассказал, что истекает время для выработки международного соглашения о торговле оружием. Разногласия между странами по ключевым элементам договора сгладить пока не удалось. Без такого международно-признанного соглашения, в котором будет ясно сказано, какая торговля оружием является легальной, а какая нет, трудно вести борьбу с незаконной поставкой оружия в районы конфликтов, боевикам, повстанцам и т.д. 190 государств должны договориться, какие именно виды обычных вооружений должны быть включены в соглашение, какие виды боеприпасов.
Против самой идеи такого договора выступают Египет, Иран, Сирия, Куба, Алжир и Северная Корея. Между постоянными членами Совета Безопасности Россией и Китаем, с одной стороны, Америкой, Англией и Францией, с другой, — тоже есть серьёзные разногласия. США, например, за то, чтобы пункт о боеприпасах не был включён в соглашение и чтобы запрету не была подвержена продажа охотничьего и спортивного оружия, ибо это может войти в противоречие со Второй поправкой к американской Конституции, гарантирующей гражданам право на личное оружие. Англия настаивает на том, что транспортировка нелегального оружия является также нарушением международных соглашений по правам человека и ряда других международных законов. Китай выступает против широкого толкования предлагаемого соглашения, против обвинений в коррупции государств, оружие которых попадает на чёрный рынок.
Наиболее рьяными сторонниками всеобъемлющего соглашения являются Австралия, Новая Зеландия, Германия, Япония, Мексика, Швеция и Норвегия. И Италия, которая сейчас стала одним из главных производителей так называемого «малого оружия» — пистолетов, ручных пулемётов, автоматов, пехотных мин, гранат, лёгких ракетомётов и т.п. Вопрос о боеприпасах оказался одним из самых спорных. Мировой оборот от торговли боеприпасами для малого и лёгкого оружия составляет 4,3 миллиарда долларов в год, ежегодно выпускается 12 миллиардов пуль — это почти по две пули на каждого жителя планеты. Джефф Абрамсон сказал, что отсутствие общих, одобренных ООН правил, регулирующих торговлю оружием, позволяет безнаказанно существовать чёрному рынку...
control arms w.jpg
Кати Лин Остин (Kathi Lynn Austin) — директор Проекта по предупреждению конфликтов, в прошлом ответственный сотрудник ООН по расследованию нелегальной торговли оружием, рассказала о своём почти двухмесячном расследовании, результаты которого изложены в отчёте. Расследование проводилось в островном государстве Маврикий, в Объединённых Арабских Эмиратах и в Южной Африке, где крупномасштабно ведётся нелегальная торговля оружием. По словам Кати Лин Остин, после ареста Виктора Бута его дело продолжили его последователи. Крупнейшие из них — Сергей Денисенко и Андрей Косолапов. Они создали сеть, в которой задействованы авиатранспортные компании, оффшорные банки, страховые компании в разных странах — в России, Иране, Конго, Судане, в Южной Африке, на острове Маврикий, в Объединённых Арабских Эмиратах, в Англии, Финляндии... Сергей Денисенко хорошо известен в Либерии. Андрей Косолапов — в Анголе. Компания Денисенко отмывает деньги через Маврикий и Иран в банках Объединённых Арабских Эмиратов. На Маврикии у Денисенко своя авиакомпания «Айленд Эйр Системс».
К отчёту были приложены иллюстрации. Удостоверения Косолапова и его жены, выданные компанией «Гибсон энд Хиллс», копии российских паспортов Сергея Денисенко и его жены Ирины, логотип их компании «АйлендЛинк», схема связи компаний, структура компании Косолапова «Суперфлай Авиэйшн», копии документов, подписанных Косолаповым и Денисенко, схема поставок оружия сетью, управляемой Косолаповым и Денисенко... США наложили запрет на всякое сотрудничество американских фирм с Денисенко, однако он действует через подставные компании и через партнёров в странах Африки, в Англии, даже в Финляндии. Южная Африка объявила Косолапова персоной нон грата. Но, как и в истории с Виктором Бутом, меры принимают отдельные страны, а общего международного соглашения против нелегальной торговли оружием нет.
На мой вопрос о возможной дальнейшей судьбе обоих торговцев, Кaти Остин ответила, что, как сказал ей сам Косолапов, он мечтает вернуться в Москву, так же, как и Денисенко, ибо там их основная база. Косолапов живёт пока на Маврикии, где уже началось расследование его деятельности. Денисенко живёт в Объединённых Арабских Эмиратах.
После брифинга я спросил:
— Вы сказали, что Косолапов был связан с бывшим мэром Москвы. Вы имели в виду Лужкова?
— Совершенно верно. У Андрея Косолапова сложились особые отношения с мэром Москвы, когда московские аэропорты были переданы в ведение Москвы, то есть Лужкова. Благодаря этим связям Косолапову удавалось траспортировать оружие из Москвы. Андрей Косолапов и Сергей Денисенко не раз говорили и продолжают говорить, что в Москве чувствуют себя в безопасности, и пока Москва даёт зелёный свет их деловой активности, они считают эту активность вполне легитимной, независимо от мнения остального мира и независимо от санкций ООН.
На брифинге не было сказано о возможном повороте в судьбе Виктора Бута, отбывающего 25-летний тюремный срок в Америке. Однако в отчёте, который был роздан журналистам, Кaти Лин Остин пишет, что министр юстиции США Эрик Холдер рассматривает вопрос об освобождении и высылке в Россию Виктора Бута и Константина Ярошенко, признанного виновным в торговле оружием и наркотиками.
Напомним, что деятельность самого министра юстиции Эрика Холдера расследуется сейчас Конгрессом и теперь неизвестно, успеет ли он осуществить свой план передачи Бута и Ярошенко российской стороне.
Добавить комментарий