(Анатолий Смелянский на канале КУЛЬТУРА восемь вечеров рассказывал о МХАТЕ времен Олега Ефремова)
Анатолию Смелянскому, нынешнему ректору Школы-студии МХАТ, есть что рассказать.
Более тридцати лет он работает в «главном театре страны», приглашен был сюда самим Олегом Ефремовым. Умный, бесконечно эрудированный, памятливый.
Вот он на фотографиях вместе с Ефремовым – красавец с несколько высокомерным видом, не актер, но «друг» актеров, летописец и хранитель тайн закулисья. А уж какие должны быть у этого закулисья тайны – страшно подумать, ибо мир этот зазеркальный, изломанный, неверный.
Казалось бы, Евгений Евстигнеев, ближайший друг и сподвижник Олега Ефремова, любимый зрителями актер – и при этом Ефремов в конце 80-х неожиданно предлагает ему уйти из театра на пенсию...
Или Олег Борисов, по словам Смелянского, обладавший тайной «сверхвоздействия» на зрителя.
Он смог проработать с Ефремовым всего четыре года...
А сам Ефремов – тот на кого молились артисты и зрители, тот, к кому обратились «старики-мхатовцы» с просьбой взять в свои руки и возродить их полумертвый театр, Ефремов со своими «уходами» в запои, куда он отправлялся «как в экспедицию», «как в какую-то страну». Видевший его вблизи Смелянский дает этим «уходам» психолого-социальное объяснение. Ефремову все вокруг было «тошно», выбраться из этой бездны он мог только с помощью алкоголя.
Рассказчик Смелянский великолепный, сидит в театральном фойе МХАТа, позу не меняет, работает голосом, интонацией, ну и, конечно, содержанием – кому не интересно услышать из первых рук о гениальном и наивном Иннокентии Смоктуновском, о фантастически талантливом и застенчивом Андрее Попове, о небывалых и катастрофических происшествиях, случившихся в театре, например, о том, как его посетил Брежнев со всей своей придворной камарильей... пардон, со всем своим Политбюро.
Два слова об этом посещении. «Руководители» пришли на крамольный шатровский спектакль о Ленине «Так победим». Смелянский назвал свой рассказ об этом эпохальном событии словом «Мышеловка», позаимствовав метафору из «Гамлета», где ею обозначалась задуманная принцем ловушка для короля.
Однако во мхатовском случае никакой специальной ловушки не было, она возникла сама собой, когда плохо слышащий, с трудом передвигающийся Леонид Ильич увидел на сцене больного, потерявшего способность говорить Владимира Ильича.
Все совпало с той – придуманной Гамлетом-Шекспиром мышеловкой: там преступный король от ужаса бросился в бега, здесь дряхлый Руководитель - покинул ложу...
Трагикомическое посещение вошло в анналы.
А конец у этой части вышел весьма жизнеутверждающим. На том спектакле в том самом зале, начиненном мальчиками с Лубянки, присутствовал Михаил Горбачев. И кто знает – не отозвалось ли тогдашнее услышанное со сцены слово в его сердце, не отразилось ли на будущих планах...
Ждала, что Смелянский расскажет еще одну интригующую историю – о расколе МХАТА, о противостоянии Олега Ефремова и Татьяны Дорониной.
Но, видно, Анатолий Миронович бережет ее для следующего цикла.
И еще. В этот раз нам было рассказано только о великих актерах-мужчинах.
Но зрителя интересуют как мхатчики, так и мхатчицы.
Думаю, что и это впереди.
Эмоциональный рассказ сопровождался точными кадрами, фотографиями, хроникой и - поверх всего - божественными звуками фортепьянного рахманиновского концерта.
Ждем продолжения этой правдивой, горестно-радостной и такой увлекательной Театральной истории, легко сопрягающейся с большой Историей страны.
Мхатчики.Театр времен Олега Ефремова, эпизод 6: "Четвертая работа"
Всю телепрограмму можно посмотреть здесь:
http://www.tvkultura.ru/page.html?cid=13524
***
Свободу Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву!
Долой средневековый суд с его Процессами!