Фильм об Ариадне Эфрон на канале КУЛЬТУРА «Я решила жить»
В этом сентябре прошли сразу две даты, связанные с Цветаевой, – 120-летие самой Марины и 100 –летие ее дочери, Ариадны Эфрон.
Фильм об Ариадне (режиссер Сергей Босенко) промелькнул как-то незаметно. А жаль, его стоило посмотреть. Хотя бы для того, чтобы порадоваться: Ариадна Эфрон, при жизни годами ютившаяся в Москве в крошечной десятиметровке тетушки Елизаветы Яковлевны Эфрон (это когда была не в лагере и не в «бессрочной ссылке» в Туруханске), теперь «прописалась» сразу в трех музеях - Московском музее Марины Цветаевой, музее Цветаевой в Болшеве и в Тарусе.
Кроме музейных работников, об Ариадне Сергеевне рассказывают две необыкновенные женщины, самым непосредственным образом с нею связанные.
Это Ирина Емельянова и Руфь Вальбе.
Ирина Емельянова, дочь Ольги Ивинской – возлюбленной Пастернака. Ариадна была дружна с этой «второй семьей» поэта. Когда мать и дочь после смерти Бориса Леонидовича (1960) были отправлены в мордовский лагерь, Ариадна, к тому времени вернувшаяся из Туруханска и прилепившаяся душой к Ирине, стала им изо всех сил помогать – посылать письма, посылки.
В фильме Ирина Емельянова рассказывает о тяжелой обстановке в семье Эфронов до их отъезда в Советскую Россию: отношения Али с матерью, Мариной Цветаевой, не были благостными, да и Сергей Эфрон какое-то время жил вне семьи.Слушала и думала, как сложна и непредсказуема человеческая душа, как неоднозначно можно трактовать людские поступки. Об Эфроне где-то я читала, что он, будучи советским разведчиком, поселился отдельно от семьи, чтобы не подвергать ее опасности. А отношения Марины и Али... Нет сомнения, что Аля во Франции испытывала материнский «гнет», бунтовала, уходила из дому, открывала на кухне газ, но как же все изменилось, когда она попала в лагерь и там узнала о самоубийстве матери... Видимо, что-то в ней перевернулось.
В письме к тетке, Анастасии Цветаевой, также находящейся в лагере, Аля пишет о Марине:
"... я ее знаю, как будто бы сама родила ее... Я очень прошу Вас, Ася, пережить это тяжелое время, дожить до нашей встречи. Я решила жить во что бы то ни стало. Моя жизнь настолько связана с ее жизнью, что я обязана жить для того, чтобы не умерло, не пропало бесповоротно то ее, то о ней, что я ношу в себе".
О Руфи Вальбе, нареченной дочери Елизаветы Эфрон, публикаторе трехтомника сочинений Ариадны («История жизни, история души»), я уже писала, она дала мне интереснейшее интервью. 1
Эта на редкость стойкая женщина рассказывает в фильме, что Аля на допросе в подвалах Лубянки, не выдержав избиений и конвейерных допросов, оклеветала себя и отца, сказав, что оба они работали на французскую разведку.
Дорогие читатели, положа руку на сердце, кто бы из нас не признался в чем угодно, если бы к нему применили «физическое воздействие», а иначе пытки, практиковавшееся в органах с начала Большого Террора. И ведь у арестованных не было даже суда, чтобы на нем отказаться от данных под пытками показаний!
Один из участников фильма, Семен Виленский, говоря об Але и ее безмерной любви к "работнику органов" Самуилу Гуревичу, Муле, охарактеризовал Ариадну Эфрон так: «Это абсолютно несчастная женщина».
И снова начинаю размышлять. Конечно, какое уж тут счастье - 16 лет лагерей и ссылки?
Но ведь была же у нее потрясающая любовь (и Муля, приехавший к ней в лагерь и спасший от смерти, фигура далеко не однозначная!), было дело ее жизни – продвижение к читателю стихов Марины Цветаевой, и было собственное творчество – воспоминания о матери, великолепные переводы французских поэтов!
Разве этого мало? Нет, не была Ариадна Эфрон «абсолютно несчастной женщиной».
Всю жизнь Ариадна защищала от нападок и наветов доброе имя своего младшего брата Георгия Эфрона, в 19 лет погибшего на Великой Отечественной войне. Его обвиняли в том, что он стал причиной самоубийства матери в Елабуге, Аля на это отвечала, что именно он, голодный и оборванный, в переполненных вагонах, вез через Среднюю Азию в Москву рукописи Марины, он сохранил их для потомков.
Фильм об Ариадне Эфрон, хотя и повествует о тяжелой судьбе, не ложится камнем на сердце.
Ведь сама Ариадна Сергеевна была человеком светлым, веселым, разнообразно и ярко талантливым... перед такими Рок отступает.
***
1. См. Ирина Чайковская. Спасшаяся от Минотавра. Ариадна Эфрон. Чайка. №№ 11, 12, 2009 http://www.chayka.org/node/2337
См. также интервью с Руфью Вальбе. Ирина Чайковская. Вглядеться в поступь рока. Чайка. №№ 16-18, 2009 http://www.chayka.org/node/2438
Фильм об Ариадне Эфрон
***
Свободу Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву!
Долой средневековый суд с его Процессами!