Самого знаменитого террориста Норвегии судили за убийство 77 людей, взрыв правительственных зданий и другие преступления, совершенные им 22 июля 2011 года. Когда 33-летний полысевший блондин в черном костюме, белой рубашке и в черном галстуке вошел в здание суда в Осло, он приветствовал окружающих характерным выбросом руки, кисть которой сжата в кулак. Хотя приговор покажется многим мягким, скорее всего, на свободу он никогда уже не выйдет. Во время слушаний он неоднократно заявлял, что окажись он на свободе, он продолжит начатое 22 июля 2011 года дело. Освобождение после отсидки срока или условно-досрочное — возможно только в том случае, если суд определит, что заключенный не представляет угрозу обществу, что маловероятно. В суде он оправдывал свой террористический акт той угрозой, которую представляет для нации иммиграция.
Прокуратура требовала признать Брейвика невменяемым, но судья Венке Элизабет Арнтцен и коллегия из пяти судей единогласно признали его достаточно вменяемым, чтобы ответить за совершенное. Решение удовлетворило значительную часть жертв расстрела, учиненного Брейвиком в молодежном лагере Рабочей партии на острове Утойя, а также значительную часть жителей страны. Если бы его признали невменяемым, то дело не было бы закрыто, и подсудимый подал бы апелляцию. Приговор же к 21 году его устроил, и он апелляцию подавать не будет.
Брейвика будут содержать в комфортабельной камере в тюрьме особого содержания Ила, где он уже провел более года с момента задержания. К его услугам спортзал, телевизор и, главное, компьютер, где он будет продолжать, как марксисты в царской России, писать свои революционные труды. Что он будет писать — хорошо известно. За время суда все его идеи стали достоянием общественности. Это нападки против левых и центристов в правительстве страны, против их либеральной иммиграционной политики. В последние годы исламская иммиграция в страну возросла, это связано с тем, что богатая нефтедобывающая страна, каковой является Норвегия, может себе позволить широкие льготы для иммигрантов.
Его взгляды встретили поддержку среди очень незначительного числа воинствующих радикалов в Европе, но и самые правые явно дистанцировались от Андерса Брейвика. Более того, антииммиграционная Прогрессивная партия Норвегии, к которой когда-то на незначительное время присоединился Брейвик, после прошлогодних терактов ощутила потерю значительного числа своих сторонников во время прошедших недавно муниципальных выборов, а опросы общественного мнения показывают, что всё больше населения Норвегии поддерживает либеральную иммиграционную политику.
Таков обратный результат действия несгибаемого борца с исламской угрозой Андерса Брейвика.
Брейвик испытывал психологические проблемы с самого детства. Он не окончил среднюю школу, целый год посвятил себя компьютерным играм. Психиатрическая экспертиза, проведенная в детстве, рекомендовала изолировать его от семьи, но социологическая служба не поддержала эту рекомендацию. После неудач в деловой активности (одно время он продавал поддельные дипломы и участвовал в мошеннической продаже алмазов в Либерии) в 2006 году он вернулся в дом своей матери. По ее словам, именно тогда он сильно увлекся политикой и из «мягкого и заботливого» превратился в «полного сумасшедшего».
Через год после страшнейшего теракта Норвегия медленно приходит в себя... Первоначальные призывы к введению более жесткого контроля над оружием и других ограничений, слышны все тише, скорее всего либеральная политика не претерпит никаких изменений.
Добавить комментарий