The Matchmaker
Pa’am Hayiti
Режиссер Ави Нешер
Знаменитый израильский режиссер Ави Нешер поставил этот фильм по роману Амира Гутфренда «Когда герои летают». Настоящее название фильма — «Был я когда-то», но в американском прокате его назвали «Сватом», то есть, человеком, устраивающим браки. В России мужчины этим не занимаются, сват — это родственник («он мне ни сват, ни брат»). На иврите сват, устроитель браков — это «шадхен». Такого шадхена и играет прекрасный актер Адир Миллер. До встречи с режиссером Нешером он был известен как комедийный актер на телевидении. В фильме «Тайны» (2007) Нешер поручил Миллеру его первую драматическую роль, раскрыв новую сторону его таланта.
Режиссеру Нешеру 59 лет. Он родился в Израиле. Его отец, дипломат, был родом из Румынии, а мать из России. В юности Нешер учился в США, в Колумбийском университете. В 1971 году вернулся домой, отслужил в спецчастях израильской армии. Стал снимать кино, и фильм «Труппа» (1979) принес ему известность. Всего он поставил 17 картин, многие из которых награждены израильскими «Оскарами».
Действие «Свата» происходит в 1968 году в Хайфе. Его напористый герой Янкель Брайд отыскивает для желающих вступить в брак «не то, что они хотят, а то, что им нужно». Янкель из тех, кто пережил холокост. Не только хромота и шрам на лице говорят о том, что он перенес. Я с удивлением узнала из фильма, что в Израиле не все относятся к выжившим с сочувствием. Есть те, кто считает — уцелевшие мужчины сотрудничали с нацистами, а женщины торговали собой. (Так же считал и «Смерш»...)
Ремесло у Янкеля нелегкое. Как, например, найти мужа для Сильвии? Это хорошенькая женщина, вместе со своими братьями и сестрами она владеет в Хайфе кинотеатром. Очень хочет выйти замуж. Но Сильвия (ее играет Бат-Эль Папура) — лилипутка. В Хайфе действительно жила семья Овиц, актеров и бродячих музыкантов. До войны они кочевали по Восточной Европе, давая представления. От первого брака их отца родились две дочери-лилипутки. Во втором браке было восемь детей, пятеро из них — лилипуты. Всех их в 1944 году отправили в Освенцим. Они выжили там чудом, потому что «ангел смерти», эсэсовский врач Иозеф Менгеле, заинтересовался уникальной семьей, где рождались и лилипуты, и люди обычного роста. Он изучал на них проблемы наследственности (брал на исследование кровь, волосы, костный мозг), они были помещены в особые условия и избежали газовых камер. После освобождения Овицы попали в советский лагерь для перемещенных лиц, оттуда пешком, за семь месяцев добрались в свою деревню в Румынии, а в 1949 году приехали в Израиль. Здесь в 1955 году они смогли купить кинотеатр.
Эта история в фильме не рассказана, но некоторые израильские зрители с ней знакомы и слыхали про Овицев.
Однажды Янкель, при всей своей опытности, попадается на удочку 16-летнего Арика Бурштейна, который его разыгрывает на потеху своим товарищам. Смышленый парнишка нравится Янкелю, и он, с согласия родителей Арика, приглашает его на работу. Арик становится у свата «шпионом». Он должен тайком выяснять, порядочны ли клиенты Янкеля, чтобы при сватовстве не было неприятных сюрпризов. Вскоре Арик понимает, что сватовство — не главное занятие Брайда. Он промышляет контрабандой, а его приятельница Клара (в которую Янкель безответно влюблен) держит подпольное казино. Арик узнает также историю Клары, душа которой безнадежно искалечена холокостом. Влюбляется в Клару и библиотекарь Меир. На первый взгляд это симпатичный человек, но вскоре он обнаруживает свою низменную натуру. В общении со всеми этими людьми Арик взрослеет, складывается его характер. «Шпионское» ремесло начинает его тяготить... Из Америки отец привозит Тамару, кузину одного из товарищей Арика. Эта бойкая девица, которая нахваталась за океаном феминистских идей, становится первой любовью юного израильтянина.
На мой взгляд, фильм интересный и необычный. Жаль только, что он выпущен в такой ограниченный прокат. На сайте «Гнилые помидоры» он нравится 83 процентам критиков и 81 проценту зрителей.
****
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий