Сергей Иванов в проекте Academia
В проекте Academia на канале КУЛЬТУРА чего только не наслушаешься!
Есть очень интересные лекции на темы физики, биологии, культуры. Не все лекторы воодушевляют, но бывает, что на кафедру поднимается профессионал, влюбленный в свое дело, и тогда радуешься - и за себя, и за него, и за студентов, сидящих в телеаудитории.
Здесь Мацис (увы, покойный!) рассказывал о масонах,
Басовская - о Жанне д' Арк,
Багно – о Пушкинском доме,
Якимович – о Веласкесе.
Виват, Академия!
Две лекции читал живой и блестящий молодой византолог Сергей Иванов.
Казалось бы, где византология и где мы, ан нет, концы сомкнулись. И совсем я не о «российском византийстве» здесь говорю, как, наверное, кто-то подумал.
Лекции касались такого явления, как юродство.
Юродивые появились в Византии (примерно в 5-7 веке). Они напоминали городских хулиганов или даже сумасшедших.
Главная их задача была, по Иванову, «взорвать рутину», образовавшуюся в ходе огосударствления культуры и религии.
Юродивые брали на себя тяжкую роль симуляции безумия; их странные, порой необъяснимые, дикие и даже кощунственные поступки заставляли людей прозреть. Церковь терпела их и даже считала «блаженными», но до поры.
В Византии юродство было запрещено небезызвестным, ныне довольно часто поминаемым Трульским собором.
В России, где это явление получило наибольшее распространение (в других православных культурах его нет!), с юродивыми покончил Петр Первый, приказав сажать бесноватых «блаженных» в тюрьму.
Чем же они не нравились властям?
А независимостью.
На Руси (и Иванов подчеркивает это отличие от Византии) юродивый часто не боялся говорить правду самому царю. Тут, конечно, всем вспомнится пушкинский Николка,
не желающий молиться за царя Ирода. Был и другой пример – псковский юродивый Микула Свят, спасший родной город от опричного войска Ивана Грозного, бесстрашно обличающий порфироносного душегуба.
Поразил меня рассказ об одной из «выходок» московского юродивого, впоследствии нареченного Василием Блаженным. Он ни больше, ни меньше – разрубил топором икону чудотворной Божьей матери, ибо «прозревал», что икона эта «дьявольская». И что вы думаете?
Сначала юродивого заключили в темницу, но потом оправдали, поверив его прозрениям.
Эх, другое было время. Темен и некультурен был народ, но в духовное ясновидение свято верил.
Впоследствии еще одно русское название для юродивых – похаб – приобрело ругательный оттенок.
Юродивые ушли из народной жизни. Навсегда ли?
По-моему, Сергей Иванов чего-то не договорил.
Лично мне показалось, что с похожим явлением мы столкнулись совсем недавно...
Но разве можно об этом говорить на лекции? Господь с вами. Это уже совсем, совсем не академические дела...
Отрывок из оперы Мусоргского "Борис Годунов" (юродивый - Козловский)
Сергей Иванов (часть лекции)
Свободу Платону Лебедеву и Михаилу Ходорковскому!
Долой средневековый суд с его Процессами!