The Dark Knight Raises w.jpg
The Dark Knight Raises
(В России фильм идет под названием «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды»)
Режиссер Кристофер Нолан
Меня искренне изумляют критики, которые относятся к этому изделию всерьез. Я понимаю, что в него вложено много труда и уважаю этот труд, но как можно называть этот фильм «мощным, убедительным и гипнотическим произведением искусства» и «блистательным кинематографом», как это делает почтенный Кеннет Теран из «Лос Анджелес таймс», лежит за гранью моего понимания. Я и смотреть-то это пошла из доверия к маститому критику. Но ничего, кроме изнеможения, за 2 часа 45 минут просмотра не испытала.
В этом, третьем фильме-комиксе про «темного рыцаря» — миллиардера и супергероя Брюса Уэйна, который в образе Летучей Мыши борется с преступниками, сюжет так же примитивен, как и в предыдущих, и развивается скачками. Сначала драки, погони и грохот. Потом передышка и беседы. Затем опять — выстрелы, взрывы и драки. Злодей, облаченный в маску вроде противогаза, отчаянно пыхтя, лупит героя кулаками. Притомились, и снова поговорили.
Режиссер Нолан не любит компьютерные спецэффекты. Например, в первом эпизоде фильма злодеи на транспортном самолете зависают в воздухе над небольшим аэропланом, в котором агенты ЦРУ везут инженера-ядерщика, а также главного негодяя по имени Бэйн, который нарочно подставился под арест. С большого самолета на маленький люди Бэйна сбрасывают канаты, прыгают на него и прямо налету освобождают пленных. Трюкачи заслуживают самой высокой похвалы, потому что все это сделано без компьютера и снималось «взаправду» в небе над Шотландией, а потом было ловко смонтировано. Но — «произведение искусства»?
В июне в LACMA, главном музее Лос-Анджелеса, был выставлен новый экспонат. Некий Майкл Хайзер из Невады, которого Кристофер Найт, известный критик, называет одаренным скульптором, предложил музею свое произведение «Левитирующая масса». Это новый вид творчества — «скульптура окружающей среды», принадлежащая к направлению «искусство Земли», где художники «работают непосредственно с пейзажем». Директор музея Майкл Гоувен. который за свои познания в искусстве получает зарплату один миллион долларов в год, горячо приветствовал это начинание, которое обошлось в десять миллионов (в основном, собранных у частных пожертвователей). Левитирующая масса — это камень весом в 340 тонн, извлеченный из каменоломни в 100 милях от Лос-Анджелеса. Из него ничего не высечено, и вообще резец одаренного скульптора к нему не прикасался. Гигантский булыжник был погружен на специально сконструированную платформу в 60 метров длины, укрепленную на 176 колесах. Одиннадцать ночей опытные водители тащили его к городу, проявляя чудеса виртуозного вождения. Возле музея, на воздухе соорудили бетонный коридор без крыши и взвалили камень сверху. Посетители могут проходить под ним взад-вперед. Это называется приобщением к искусству. Рекламная шумиха вокруг «Массы» была поднята невообразимая.
Что-то происходит с понятием «искусство». Я не сравниваю впрямую бредовую «скульптуру» Хайзера с фильмом Нолана, потому что в «Темного рыцаря» вложено гораздо больше усилий, но когда искусством именуют примитивную, стандартную, вымученную и бессмысленную киносказку, где нет ни грана мудрости, ни проблеска поэзии, в этом есть что-то пугающее.
Впрочем, так ее именуют не все рецензенты.
Девин Фараси: «Этот фильм — сплошное противоречие. Хочет быть величавым, но суетится. Хочет быть серьезным, но абсолютно глуп. Претендует на политическую тему, но совершенно пуст. Композиция у него странная, а эмоции отсутствуют».
Дива Велес: «Худший фильм из трилогии Нолана, удивляющий своей нелепостью. Масса напыщенности, и ни капли чувства или мысли. У всех персонажей есть запутанные предыстории, и нам преподносят их в самые неподходящие моменты. Диалог кошмарен. Игра Кристиана Бэйла (герой) безжизненна».
Найджел Эндрюс: «Фильм полон самолюбования. Сказать авторам нечего, но это «нечего» раздуто до огромных размеров. Напыщенность, отсутствие юмора и человечности».
Дэна Стивенс: «Высидеть этот фильм — пытка».
Эти критики и примкнувшая к ним я — в меньшинстве. Фильм стоил 250 миллионов долларов, и в начале сентября собрал по всему миру более миллиарда. На сайте «Гнилые помидоры» его одобряет 87 процентов критиков и 93 — зрителей. Так что любителям комиксов — приятного просмотра.
*
***** — замечательный фильм
**** — хороший фильм
*** — так себе
** — плохой фильм
*— кошмарный
Добавить комментарий