Если вы в ближайшем будущем скажете иностранцу что-нибудь нелицеприятное о Русской православной церкви или Духовном управлении мусульман России, вас могут привлечь к уголовной ответственности сразу по двум статьям — оскорбление чувств верующих и государственная измен.
Кто-то посчитает это иронией, имеющей основания или нет, а кто-то и призадумается. В конце концов, если законы принимают, значит кому-то это надо, и кто-то их однажды исполнит.
Например, в Госдуму внесен законопроект, по которому за публичное оскорбление религиозных чувств могут отправить за колючую проволоку на 3 года. Такого на Руси и в России еще не было за всю историю. Да, в Золотой Орде был отдельный закон о защите Русской православной церкви. По нему «за оскорбление церквей, хуление веры, уничтожение церковного имущества (книг и т.д.) полагалась смертная казнь». (М. Полубояринов. Русские люди в Золотой Орде. Москва, 1978.). Время было такое. Защищались вера и церковь как единственные общие идеи и структуры в стране, раздираемой княжескими усобицами — то есть на основе веры и церкви создавалось единое государство. («Могло пройти еще сто лет и более в Княжеских междоусобиях; чем заключились бы оные? Тогда мы утратили бы и государственное бытие и Веру, которые спаслися Москвою; Москва же обязана своим величием Ханам». (Н. Карамзин. «История государства российского».)
Но о «чувствах» в законе Золотой Орды о защите православной веры не говорилось. С чувствами трудно. Тем более — в современном мире. В принципе, любой верующий может посчитать свои чувства оскорбленными преподаванием в школе биологии, упоминанием имени Чарлза Дарвина. Он, верующий, создан по образу и подобию Божьему, а в школе детям говорят не только о неандертальцах и кроманьонцах, а, извините, о приматах! Классиков мировой и русской литературы тоже придется «почистить», потому что и сами авторы, и их герои черт знает что говорят о вере и служителях культа. Сказку Пушкина «О попе и его работнике Балде» уже пытались печатать в не обидном для РПЦ виде, но самостийно, лишь в Армавирском приходе; теперь же могут на федеральном уровне убрать «поп — толоконный лоб» — по закону, по решению суда, если кто-то оскорбится и подаст иск. А уж про «Гаврилиаду» и упоминать нельзя — там такое про канонических персонажей!.. Некоторые книги Достоевского, стихи Блока, Маяковского, Есенина — бери и предъявляй прокурору, чтоб изъял из библиотек. Не говоря уже о преподавании в школах и вузах.
Беснование уже началось. В Ростове-на-Дону приостановили продажу билетов на спектакль «Иисус Христос — суперзвезда» петербургского театра «Рок-опера». По заявлению группы православных граждан прокуратура начала проверку. Спектакль идет на сцене 20 лет. Глава кремлевской администрации Сергей Иванов назвал ростовский прецедент «перегибами на местах».
Есть и другие сложности. Зловредные оппозиционеры могут начать движение в защиту чувств неверующих. В принципе, принимая закон о защите чувств только верующих, государство тем самым дискриминирует неверующих, которые также являются гражданами РФ, причем — большинством. Могут возникнуть подрывные мысли о том, что надо завалить суды исками об оскорблении чувств, например, избирателей. Материала хватит на все суды.
Давно уже некоторых руководящих лиц и отдельных граждан беспокоит имидж России в глазах зарубежья, подъем ее авторитета, весомости. Сейчас выпала возможность создать единый фронт с Пакистаном. Глава этого государства Асиф Зардари обратился в ООН: «Необходимо на международном уровне ввести уголовную ответственность за публикацию любых материалов, содержащих богохульство, поскольку это наносит ущерб безопасности в мире, используя во вред принцип свободы слова». Ранее к введению наказания за богохульство призвала Организация исламского сотрудничества: «Намеренное систематическое использование свободы слова не по назначению угрожает мировой стабильности и безопасности». В Ливии, Египте, Йемене, Судане и других мусульманских странах погромщики атаковали американские посольства. Убиты посол в Ливии, четыре сотрудника дипломатической миссии, охранники кинотеатра в Пакистане. Все это — в ответ на размещенный в Интернете фильм «Невинность мусульман». Из-за какой-то дешевой поделки «защитники веры» убивали людей, вовсе не причастных к фильму. И тем самым, кстати, сами же принизили ислам и пророка Мухаммеда. Получилось, будто пасквиль на пророка и пророк — равновелики, будто какой-то фильмец способен унизить веру и пророка. Наконец, вполне возможно, что это была точно рассчитанная политическая провокация, на которую и поддались оскорбленные в чувствах верующие. Очень близко к чувствам Госдумы, но официально примыкать нельзя, остается лишь молча солидаризироваться. Они поймут. Теперь ясно, с кем российская власть. А то вроде в Европу рвались: ПАСЕ, ОБСЕ, безвизовый Шенген... Вот и Общественная палата, питаясь прошлыми иллюзиями, забраковала закон об оскорблении религиозных чувств, признав его экстремистским. Но нет сомнений, что его примут.
Не только этот закон. И если вы в ближайшем будущем скажете что-нибудь нелицеприятное о Русской православной церкви или Духовном управлении мусульман России иностранцам, то можете загреметь и по статье «Государственная измена”. Так сказать, по совокупности. Госдума приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в статьи 275 (Государственная измена) и 276 (Шпионаж) Уголовного кодекса РФ. Единогласно приняла! Ни одного голоса «против», ни одного «воздержавшегося”. Что это значит? Это значит, что думские оппозиционеры испугались. Сейчас они говорят, что при втором и третьем чтениях выступят против. То есть опомнились. А в первый момент слова «государственная измена» и «шпионаж» их загипнотизировали. Кролики перед удавом — в крови, в памяти, в генах советский страх.
Прежняя формулировка статьи 275 (Государственная измена) говорит о «деятельности в ущерб внешней (выделено мною. — С.Б.) безопасности РФ». Новая формулировка определяет госизмену как «деяние, совершенное гражданином РФ, в ущерб безопасности РФ». «Внешняя безопасность» более или менее понятна. А просто «безопасность?» В законе РФ «О безопасности» и в «Стратегии национальной безопасности РФ» упоминается общественная, экологическая, экономическая, информационная, продовольственная безопасность. Значит, любая из них теперь подпадает под статью «Государственная измена?»
Введено слово «международная». В действующей статье говорится: «иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям».
Предлагается: «оказание... иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации». Международными являются многие зарегистрированные в России организации — «Гринпис», «Врачи без границ», «Международная амнистия...»
То же самое — со статьей 276 (Шпионаж). Сейчас это «передача... сведений иностранному государству, иностранной организации». Предлагается: «иностранному государству, международной либо иностранной организации».
Позвонил в «Гринпис» о прорыве нефтепровода — и жди, как расценят. Скажут, что эта информация закрытая, ее разглашение наносит ущерб безопасности России — и вперед, по «экологическому» этапу. А уж если «Врачам без границ» сказал о чем-нибудь похожем на эпидемию (не дай Бог!) — тут тебе и обеспечат «полный карантин».
Этот законопроект был подготовлен 4 года назад и даже внесен на рассмотрение Госдумы. Но только вступивший в должность президента Дмитрий Медведев сказал: «Существует риск расширительного толкования понятий «государственная тайна», «госизмена» и «шпионаж». И на том вроде бы забыли об инициативе. Ан нет. Теперь у нас новый президент, тот, при котором готовили предложения по дальнейшей охране гостайн и пресечению госизмены. И, естественно, отложенный закон «вышел из тумана, вынул ножик из кармана».
Значит, прекратим контакты с иностранцами, обсуждение с ними российской жизни, экономики, политики. Если же в забывчивости вступим в связь, будем ждать, как с нами поступят. Не нам решать. Захотят — применят новый УК. По старым сталинским заветам: был бы человек — статья найдется. Труднее с теми, кто решает. Например, один крупный государственный деятель традиционно встречается с зарубежными (только с зарубежными!) журналистам и политологами в рамках некоего политклуба. Потом мы, российские граждане, узнаем от иностранцев то, о чем раньше не ведали. Другой крупный государственный деятель поставил глобальную задачу модернизации страны — создается Наукоград Сколково, где иностранных ученых едва ли не больше, чем отечественных. Там с кем ни выпил рюмку кофе — «консультация» и «разглашение». Да, есть еще поправки и к статье 183 УК «Разглашение государственной тайны». Преступником могут признать и того, кто узнал гостайну в рамках учебного процесса — в институте, на каких-нибудь курсах. Надо быть двоечником — гарантия безопасности!
При таких расширительных толкованиях можно обвинить кого угодно и за что угодно — было бы желание.
За обсуждением одиозных законов совершенно незамеченным осталось постановление пленума Верховного суда. В его проекте предполагалось дать гражданам право на защиту от действий работников правоохранительных органов, если те «заведомо незаконно применяют силу». А вышло — наоборот. ВС лишил граждан на права на самооборону (статья 37 УК РФ), если насилие над ними осуществляет полицейский. Появись завтра в супермаркете новый майор Евсюков, допившийся до одурения и открывший стрельбу по покупателям, его трогать нельзя. Тронешь — посадят. По закону, по постановлению пленума Верховного суда.
Отношение к законопроектам в обществе, разумеется, отрицательное. Но есть и восприятие ироническое, есть мнение, что это фарс от бессилия. Мол, в СССР сажали без слов, а тут — одни слова, угрозы... Мол, страна сейчас другая, народ другой.
Здесь есть предмет для разговора. Мой друг Василий Субботин, автор всемирно известной книги «Как кончаются войны» (штурм Берлина и рейхстага), лет 40 назад удивлялся, что мы с однокурсниками ходим по Москве без документов: «Вот молодежь какая выросла...»
Сейчас никто у нас не выходит на улицу без паспорта. Ни старый, ни малый.
Приведу отрывки из рассказа Василия Субботина под названием «Дозор» — из пятидесятых годов:
«Мы с братом приехали в Симферополь... Брат стал фотографировать и двор, и дом, в котором жил, когда был маленький... И тут же из другого дома, напротив, раздалось истошное: «Шпионы!...»В Челябинске в командировке был... решил в парке посидеть, заодно и записать кое-что, и только из кармана карандаш вынул, как тут же за спиной у меня оказался милиционер: «Ваши документы!...»Стоило, например, вне дома, где-нибудь в дороге, в пути, попытаться записать что-нибудь, как сразу наступало своего рода замешательство, этакое переглядывание окружающих тебя людей”.
Такой был народ. А сейчас? В свободной России?
В прогулках по окраинам Москвы набрел на снегоплавильное предприятие. Стал фотографировать специальное объявление на воротах, на большом фанерном щите. Называлось оно: «Требования к сдаваемому снегу”. Вышли три мужика и стали настороженно интересоваться, чего это я тут фотографирую. Что это, «комплекс вахтера» или... страх? В другой раз попал в маленькое симпатичное садово-парковое хозяйство. Спрашиваю у девушки, как начальника зовут, поговорить хочу. Отвечает: «Иван Петрович”. Достал блокнот, записал. Спрашиваю: «А фамилия?» Девушка буквально запаниковала: «Идите через дорогу, на другую территорию, там администратор, а я ничего не знаю”. «Вы боитесь фамилию начальника назвать? — поразился я. — Я в Советском Союзе жил, тогда такого не было. Объясните, что это вдруг с вами случилось?»
«Времена такие», — ответила она.
И еще о временах. Герои рассказа Исаака Бабеля, бойцы Первой Конной, из крови и грязи войны попали в госпиталь, где сиделки, несмотря на сопротивление, их разоружили и уложили на койки с чистыми простынями. Увидев тамошнюю жизнь, они, теряя сознание, убежали, добрели до ревкома и объяснили комиссару про измену. Не найдя понимания, на площади разоружили милиционера и открыли из нагана огонь по госпиталю. А потом объясняли: «Сиделки несут нам на блюдах какаву, а молока в этом какаве хоть залейся! Измена, товарищ следователь, измена!»
Что бы сказали они сегодня, увидев жизнь тех, кого прежде назвали бы комиссарами — депутатов и прочих. Но нынче все наоборот в нашем Отечестве: богачи, буржуи, капиталисты, эксплуататоры трудового народа кричат нам, голи перекатной: «Изменники!»
Добавить комментарий