obama-Aung San Suu Kyi w.jpg
— Чего можно было ожидать от этого визита? Станет ли после него более ясным внешнеполитический курс и внешнеполитические приоритеты США на следующие 4 года?
Вот как ответил на этот вопрос Мэттью Гудмен, эксперт по вопросам международной экономики из Центра стратегических и международных исследований, бывший высокопоставленный сотрудник администрации Обамы, а до этого — советник Госдепартамента по вопросам экономики.
— Официальный повод для поездки — участие в ежегодном Саммите АСЕАН. Впервые президент Обама участвовал в таком Саммите в прошлом году в Индонезии, на острове Бали. В совещании в Пном-Пене участвуют 10 стран-членов АСЕАН вместе с крупнейшими государствами азиатско-тихоокеанского региона, включая Россию и США, Китай и Японию, Южную Корею, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию. Белый Дом решил участвовать в этом форуме, поскольку увидел в нём важную возможность обсуждения как общерегиональных, так и двусторонних проблем политики, безопасности, экономики. К тому же США намереваются своим присутствием подчеркнуть личную заинтересованность в стабильности и развитии азиатско-тихоокеанского региона, к которому они принадлежат. Вот почему президент Обама принял приглашение АСЕАН прибыть на Саммит в столицу Камбоджи.
К тому же прошлогоднее участие Обамы в Саммите АСЕАН Белый Дом посчитал успешным. Президент Обама хочет закрепить предыдущий успех и надеется укрепить сотрудничество стран-участниц в области региональной безопасности... В Пном-Пене он воспользуется возможностью для встреч с лидерами России и Китая. Сам факт того, что первой зарубежной поездкой президента Обамы после его переизбрания на второй срок стал визит в страны Юго-Восточной Азии, показывает, каковы приоритеты внешней политики администрации Обамы...
— Военная мощь Китая беспокоит страны региона. К тому же и у Вашингтона не простые отношения с Пекином. Ожидаете ли вы, что на двусторонней американо-китайской встрече будут затронуты острые вопросы?
— Президент Обама встретится с премьер-министром КНР Вень Цзябао. Он, а не президент Китая, обычно представляет страну на Саммите АСЕАН. Это, видимо, последнее официальное совещание с Вэнь Цзябао, который скоро покинет свой пост. Во время беседы с ним президент Обама выразит намерение продолжать политику, которую он проводил в отношении Китая во время своего первого президентского срока. Суть этой политики в том, чтобы находить согласие и сотрудничать в вопросах общей заинтересованности и взаимной выгоды. А в вопросах, по которым имеются разногласия, пытаться смягчить напряжённость и искать компромиссы. Это, прежде всего, вопросы торговли, а также безопасности. Президент Обама настаивает на том, чтобы руководство Китая играло по правилам, признанным в мире. В то же время Барак Обама всегда считал, что США и Китай должны искать сотрудничества, где только возможно. В свою очередь страны региона хотели бы большей ясности и определённости в намерениях Китая и в готовности США защищать интересы союзников, таких как Япония или Австралия. Никто не желает конфронтации с Китаем. Все понимают, что жить придётся рядом с сильным Китаем и в экономическом, и в военном отношении, и что весь регион, включая США, экономически зависит от Китая, впрочем, как и экономика Китая зависит от США и других стран региона. Страны АСЕАН нуждаются в поддержке США, но и не хотят оказаться перед выбором между США и Китаем.
На Саммите в Пном-Пене фигурирует вопрос о Южно-Китайском море, где сталкиваются интересы Китая с интересами Вьетнама, Филиппин и так далее. Хотя каждый участник спора пытается перетянуть на свою сторону США, администрация Обамы очень осторожно сохраняет нейтралитет и не даёт вовлечь себя в этот конфликт. Однако ситуация воспринимается Белым Домом с большой тревогой. Вашингтон настаивает на том, чтобы все стороны — Китай, Вьетнам, Филиппины — все соблюдали международные нормы, такие как свобода судоходства, мирное решение конфликтов и тому подобное.
— Чего можно ожидать от встречи президента Обамы с представителем России?
— Я ожидаю, что президент Обама даст понять, насколько США заинтересованы в конструктивных отношениях с Россией. Я не уверен, что Барак Обама вернётся к слову «перезагрузка», но он продемонстрирует заинтересованность в совместном решении ряда важнейших международных и двусторонних проблем, включая позицию Москвы в ООН в отношении Ирана и Сирии. Президент Обама был прав, когда говорил Дмитрию Медведеву, что сможет вести более гибкую политику после избрания на второй срок. Теперь он может себе позволить принимать более рискованные решения. Кстати, в будущем году председателем Большой Двадцатки будет Россия, и президент Обама будет активно искать сотрудничества России в мерах по стабилизации мировой экономики.
С Мэттью Гудменом из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований разошёлся во мнении консервативный политолог Эли Краковский, бывший высокопоставленный сотрудник Пентагона во времена президента Рейгана:
— Я не ожидаю, что на Саммите будет объявлена новая внешнеполитическая доктрина США и станет яснее курс администрации Обамы в азиатском регионе. В последние годы Америка не раз провозглашала, что намерена уделять больше внимания Дальнему Востоку, но дальше слов дело не пошло. Мы не раз обещали поддерживать наших союзников, но делали это в последние годы не слишком решительно. Скорее всего, так будет и дальше. Да, с одной стороны Белый Дом заверяет в намерении выполнять свои союзнические обязательства. Но с другой — возможно ли это, если мы будем, как это планирует Обама, сокращать военный бюджет и этим тормозить модернизацию наших вооружённых сил? Какой смысл размещать наших морских пехотинцев на северном побережье Австралии, если они не будут оснащены современным оружием? Как будут выполнять свою сдерживающую функцию в Тихом океане наши корабли и морская авиация, если мы в одностороннем порядке сократим военные расходы? А в это время Китай наращивает свою военную силу. В конце концов окажется, что мы просто физически будем не в состоянии защитить наших союзников. Это как в Афганистане, откуда мы планируем вывести все наши войска, тогда как в стране продолжается война. Уйдя из Афганистана, мы оставим нашего ещё не окрепшего союзника один на один с сильным противником.
Я не думаю, что Китай готовится к войне, но военная мощь даст Пекину возможность решать региональные проблемы с позиции силы. Наше обещание установить в регионе противоракетную защиту, боюсь, окажется таким же, как и обещание установить такую защиту в Центральной Европе. Вспомним, что президент Обама говорил президенту Медведеву: мол, когда он будет избран на второй срок, его политика будет более гибкой. Я думаю, президент России Владимир Путин будет ждать подтверждения этих слов. В целом, внешняя политика США остаётся противоречивой.
Американские политические обозреватели всё же сошлись на том, что визит президента Обамы в Пном-Пень будет в определённой степени историческим, так как Барак Обама станет первым в истории президентом США, посетившим Камбоджу и Мьянму. Но можно ли назвать это большим достижением?
Добавить комментарий