Но политики редко заглядывают дальше, чем за несколько лет вперед, обещают нам всяческое процветание, и никто не говорит о том, что надвигается суровая реальность и нас ждут трудные испытания в будущем, не столь уж отдаленном. И что к ним надо готовиться сейчас. Потому что, на мой взгляд, изменяются условия сотрудничества с природой и изменяется человек, становясь все более изнеженным и слабым физически и психологически, все более зависимым от достижений нынешней цивилизации.
Никогда за всю историю человечества цивилизация не была столь могущественной и процветающей. Никогда ее прогресс не был так впечатляющ. Никогда люди не жили, в массе своей, столь благополучно и относительно комфортно. И никогда, как мне представляется, не была цивилизация так уязвима, как сегодня. Это как сложнейший механизм, который восхищает и внушает гордость за достижения человеческого разума. Но чем сложнее механизм, тем больше он подвержен опасности. Вылетает из строя какой-нибудь винтик или шурупчик, и вся такая совершенная машина превращается в груду металлолома.
Я про ураган знаю по прессе и понаслышке, поскольку был за океаном. И стал пассажиром одного из тех двадцати тысяч рейсов, которые отменили или задержали. Странные и нелепые мысли приходили мне в самолете, а потом на улицах ночного Нью-Йорка, где часто виделись из окна автобуса огромные многоэтажные дома без единого проблеска света. Непривычно, словно смотришь фантастический фильм про будущие бедствия. Подумалось мне о том, что мы, люди современные и свободные во всех отношениях, тем не менее сродни в чем-то рабам. Нет, не тем, конечно, которые собирали хлопок на плантациях под жгучим солнцем и плетьми надсмотрщиков. Мы — рабы современных технологий. Никогда отдельно взятый человек не был так несамостоятелен, так зависим от общества и от его помощи, как сейчас. Наша зависимость от машин и разных механизмов становится с каждым днем все ощутимее. Мы жить без них не можем, попали в полную зависимость, сами не осознавая этого. И если что — либо случается такое, как было в прошлом году в Японии с аварией на атомной станции, или сейчас с этим ураганом, то только тогда приходит ощущение полной беспомощности...
В старину говорили, что один в поле не воин. Но в истории часто были случаи, когда одиночка проявлял чудеса героизма и побеждал судьбу и обстоятельства, спасая себя и множество людей вокруг. Те времена безвозвратно прошли. Сейчас надо взяться за руки, чтобы не пропасть поодиночке. Ураган это показал. И жизнь явила много достойных примеров солидарности людей, помогающих ближнему, готовых придти ему на помощь.
Но, увы, думаешь и о том, что мы идеализируем наше техническое могущество. Не суждено ли нам иметь от него такие проблемы, которые рано или поздно окажутся непреодолимыми? У нашего времени множество механических игрушек, что прекрасно. Но что, если они откажут?
Механический «соловей»
Вспомнилась мне почему-то сказка Андерсена «Соловей», действие которой происходит в незапамятные времена в Китае. Вместо живого соловья, который пел для людей, появился механический, гораздо красивее и голосистее, плод человеческого ума и учености. Все им восхищались, он был весь обсыпан бриллиантами и рубинами. И в отличие от живого соловья пел, не уставая, а не тогда, когда у него бывало настроение. Император изгнал живого соловья из государства. А потом механическая птица испортилась, и ее заводили только раз в год. Император заболел и умирал в одиночестве. Он хотел послушать искусственного соловья, но некому было завести его. И тогда изгнанный соловей, узнав о болезни императора, прилетел, чтобы утешить и подбодрить его. И император выздоровел.
Сейчас наши механические игрушки гораздо совершеннее, чем механический соловей. Но они тоже портятся. И причиняют гораздо больше неприятностей, чем сказочный механический соловей. Этот ураган еще раз наводит на мысли о том, как хрупко наше цивилизованное благополучие. Примерно 50-60 миллионов человек так или иначе ощутили на себе его ярость. Бесконечно жаль тех, кто погиб, жаль тех, кто особенно пострадал, чей дом был поврежден или разрушен.
У многих были обстоятельства не столь трагичные, но, наверное, ураган еще раз заставил задуматься о том, как зыбка грань, отделяющая нормальное и привычное существование от того, что кажется в обычных обстоятельствах немыслимым. Миллионы людей остались на время без света. А раз нет света, то большинство наших технических достижений превращаются в ничто. Ни один прибор не работает, и ты оказываешься в полнейшей изоляции, испытывая дискомфорт от того, что столько раз ругаемые тобой телевидение и интернет не работают, и ты теперь понятия не имеешь, что же сейчас происходит в мире. В результате, вся жизнь вокруг мгновенно останавливается, и человек вдруг остро осознает, что совершенно неприспособлен для этой остановившейся жизни, не готов к ней и никак не может противостоять в одиночку этим новым и страшным в своей обыденности реалиям. Он знает такое, что и не снилось его предкам, но они были больше его приспособлены к превратностям судьбы. В старину понятия не имели, что такое электричество и прекрасно без него обходились.
Давайте представим себе последствия встречи с «Сэнди» во времена наших далеких предков. Картина будет разительно отличаться. У них не было телевидения и интернета, газет и журналов, чтобы предупредить об урагане. Они понятия не имели о самолетах и компьютерах, о мобильных телефонах и барах, о магазинах, куда можно побежать после объявления об урагане. Но они не были столь беспомощными, как мы. Они не зависели от спасателей, от ремонтных бригад, от магазинов и бензозаправок. Наш предок быстро бы оправился от последствий урагана без посторонней помощи и пошел бы добывать себе пропитание. Наши далекие предки ни у кого бы помощи не просили.
Я же целиком завишу от множества служб, без них свет не появится. Я беспомощен, если портится газовая плита или компьютер, если отключается телефон, если холодильник не морозит, а отопление не греет. Еду себе добывать не умею, сколько бы я продуктов ни накупил, на всю жизнь не напасешься. Холодильник отключен, продукты мгновенно портятся. На автозаправках в Нью-Йорке и в Нью-Джерси были нескончаемые очереди. Но люди знали — сегодня бензина нет, а завтра или послезавтра обязательно будет.
Футуристический прогноз
А представьте себе худшую, но вполне предсказуемую ситуацию, когда бензина нет и не предвидится. Не работают соответствующие перерабатывающие заводы. А заводы не работают, потому что нет нефти, из которых этот бензин получается. Не летают самолеты, а машины не развозят продукты, электричества нет, компьютеры вырубились. И все потому, что просто нет уже нефти и газа. Ведь все рано или поздно кончается. Исчерпываются ресурсы нашей планеты, которые сейчас расходуются гораздо интенсивнее, чем раньше. Просто хищнически.
Мы ведем себя как бандиты с большой дороги, которые не щадят окружающих. Мы все вокруг себя уничтожаем, загрязняем, извращаем. Специалисты предрекают голод. Земля истощается, запасы воды тоже. Мало кто из серьезных ученых верит в то, что альтернативные источники энергии смогут крутить гигантские колеса современной промышленности. Ведь эти источники тоже связаны с нашими убывающими ресурсами. На смену сегодняшнему бандитскому расточительству придет уже завтра (это уже не исторически, а буквально) режим жесточайшей экономии во всем.
Экономия уже начинается в социальной сфере. Общество во всем мире трещит по швам, что грозит не только затягиванием поясов, но и гигантскими социальными потрясениями. «Сэнди» и все прочие катаклизмы должны нас насторожить, потому что они открывают нам картину будущего. Они как бы исподволь готовят нас к ситуации, которая вполне может случиться в будущем, причем в довольно близком будущем. Они как бы призывают нас серьезно задуматься о нашем послезавтра. Увы, многие политики не мыслят дальше завтрашнего дня. А многие ученые надувают щеки и выдают сомнительные рекомендации. Иногда мне кажется, что хорошо бы некоторым ученым на себе все испытывать, а не на мышах, и хоть как-то отвечать за свои теории и эксперименты.
Посмотрите, до чего они (ученые, а не мыши) довели род человеческий. В развитых странах 70 процентов людей имеют лишний вес, несмотря на все пухлые монографии специалистов, глубокомысленное мычание и тысячи методов похуданий, изливающихся на нас с телеэкранов. Правда, несправедливо все валить на ученых, на медиков, многие люди и сами создают себе трудности своей ленью и своей приверженностью к таблеточному здоровью.
А климат? Мы хищнически уничтожаем планету, живем по принципу — после нас хоть потоп. О природе думаем редко. Хорошо, что новый старый президент Барак Обама этому уделяет немало внимания. За это и поддержал его за несколько дней до выборов мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. Но хватит ли у президента в ближайшие четыре года возможностей реализовывать свои планы, не станут ли они жертвой межпартийной борьбы, в которой порою политические амбиции преобладают над здравым смыслом. Сколько споров насчет глобального потепления. Сколько стрел — политических и научных — было выпущено в Ала Гора, получившего Нобелевскую премию. Да спасибо ему хотя бы за то, что он был одним из тех, кто поднимал проблему защиты окружающей среды. Сейчас идут споры о том, будет ли масштабное потепление, а если и будет, то что станет его причиной — то ли стихийные явления, которые существовали всегда, то ли все растущая с каждым годом экспансия человека, который так интенсивно осваивает вокруг природу и так хочет утвердить свое господство над ней, что стремительно ее разрушает. Из земного шарика, не такого уж и большого, в колоссальных масштабах выкачиваются ресурсы.
Есть даже мистическая теория, наделяющая нашу планету человеческими эмоциями — якобы всеми землетрясениями и ураганами Земля нам мстит. Не в том смысле, который мы вкладываем в это слово, не так, как граф Монте-Кристо мстил своим обидчикам. Нет, Земля откликается на то, что нарушает ее баланс, отравляет вокруг нее воздух. Такое бывало и раньше, но наблюдается тенденция к нарастанию. Увы, как считают многие ученые, глобальное потепление уже себя показывает. Из десяти самых крупных ураганов, произошедших в Америке за всю ее историю, семь приходятся на последние годы. Примерно то же самое происходит и в мире.
Надо ли готовиться к грядущим катаклизмам
Предотвратить эти ураганы нельзя, но хоть какую-то стратегию подготовки к ним можно выработать? У меня нет четкого понимания того, как это можно сделать и что именно надо делать. Наверное, это простительно для меня, человека, у которого нет знания, но считающего, что у него есть толика здравого смысла. (Вы когда-нибудь встречали кого-нибудь, кто бы признался, что ему недостает здравого смысла?). Но мне кажется, что такого ясного понимания нет и в обществе с его огромным потенциалом, что уже непростительно.
И здесь речь не идет только о научных и технологических решениях, а о чисто психологических. Мы очень заботимся о сегодняшних трудностях, экономике, безработице, социальных и других проблемах, но ведем себя, как мне кажется, по-страусиному, не уделяя должного внимания тем грядущим катаклизмам, которые могут свалиться на нашу голову через два-три поколения. Жизнь есть сейчас, была до нас и должна быть после нас. Нас не будет, но об этом времени надо думать сейчас, или последующим поколениям придется худо.
Полный вариант статьи — в печатном номере «Чайки». Информация о подписке в разделе «Подписка»
Добавить комментарий